«РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» — Философия, Теология, Идеология и Религиоведение: pro & contra

Май 20, 2019

Науки о религии: диалоги III тысячелетия
дискуссионная платформа ИГСУ РАНХиГС

Посвящается 25-летию Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС.


 

20 Мая – День в истории мира и человека,

когда Мир решил изменить подходы к определению базовых величин СИ

в контексте Всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития и Дня славянской письменности и культуры

17:00 – Библиотека (5 корпус, 2 этаж).


Тема встречи: Трансформирующийся Мир: философ-и-я


Мир меняется – и это давно стало банальным. Перспектива трансформаций традиционно связывается с системой ценностей – не только их сохранением и защитой, но и конструированием – задать пределы / актуализировать метафизику национальной политико-идеологической, политико-экономической, политико-правовой моделине только отклик на вызов, но и субъектность.

Есть ли иерархия ценностей? Мера и благо, принцип беспринципности – что это в бытии и для бытия? А а-моральность – это условие бытия человека, или что-то иное?

Одна из сложнейших проблем – производство морали: мы думаем, что это об этике, а на деле – о способности к познанию и способности делать выбор – идентифицировать и идентифицироваться. Как-то записал: «…почему-то мы, люди, в своей массе не умеем производить и удерживать меры – смысло-значения микроциклов в нашем опыте жизни оказываются не сбалансированы: народу с трудом удаётся быть в морали, быть моральным… – Мы оказываемся какими угодно, но только не рефлексирующими – мораль нам пока не даётся – вот потому и культура пока не в стадии подъёма.

Как так случилось, что человек, проходя все стадии и уровни образования, не узнает, не привыкает лишь к одному – зачем знание и что по сути оно, каков его результат. – Очевидно же, что не простая, тупая информированность…»

Профессор М.А. Аркадьев замечает:

«Философия в моем понимании это деятельность по различению, разборке фундаментальных обобщений. Философия в традиционном понимании, это деятельность в поисках синтеза, в поисках фундаментальных обобщений. Но главное – прояснять и удерживать различия. Для меня, конечно, крайне важны фундаментальные обобщения, но я вижу их в особой “топологии”. Для меня общее то, что различает.

Скажем, единство философской деятельности с тех пор, как мы можем говорить о философии, единство всех философов в некоей “надвременной Академии” заключается именно в деятельности по различению, а не синтезу. Философы образуют “надвременное” братство именно потому, что все занимались фундаментальным вопрошанием, из-умлением. Это их объединяет – сама возможность вопроса, которая для меня имеет структуру дуальности, антиномичности самой речи, самого языка.

Для меня философ тот, кто стоит (как не использовать это, возможное, вероятно, только в русском языке, сближение у-стояния и стоицизма) в точке вопрошания, и наблюдает, отслеживает как в нем самом, или в другом человеке, другом философе, происходит “склонение” в ту, или иную сторону. Склонение из точки перманентного вопрошания.

Стоический философ старается никуда не склоняться, он последовательно вопрошает, методически сомневается, знает о незнании – и в этом его мудрость, его философия.

Тенденция представлять философию как знание – вполне респектабельна и обременена традицией. Но это все-таки только тенденция. От того, что распространенное понимание вопроса “Что такое философия” опирается на традицию, идущую от Парменида, не значит, что нельзя подвергнуть сомнению тот “онтологический поворот”, который обычно мыслится, как собственно философский. Этот поворот – просто привычка. Привычка считать, что философия начинается там, где мысль “заряжается” и начинает светиться Бытием.

Вся великая и упоительная онтологическая философская традиция, собственно говоря, вся Философия от Парменида до Хайдеггера включительно, это ОДНОВРЕМЕННО РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ УБИЙСТВО (или, по Камю, – философское самоубийство). Причем совершается оно из самых насущных экзистенциальных потребностей.

Философская потребность – потребность в разделении, РАЗРЯЖЕНИИ, в том числе мысли от бытия. Философствование – это умножение различий и избегание тождества.

Искусство же – это использование различий для создания особого тождества – ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Я это говорю к тому, чтобы подумать на тему, так ли уж безупречна привычная интуиция того “Что такое философия?” Нет, она НЕБЕЗУПРЕЧНА, хоть и весьма солидна. А философ не должен взыскать солидности; да и говорить, что он ищет Истину – тоже как-то тяжеловесно. То есть, да, конечно, ищет, но лучше об этом помалкивать, так как только мы начинаем писать Истину с большой буквы, происходит ее (само)убийство. Правда, в королевской мантии и с короной на голове, но это только подчеркивает пышность похорон.»

Итак, с опорой на данные тезисы мы и продолжаем – за дискуссионный стол приглашены:

Аркадьев Михаил Александрович, заслуженный артист РФ, доктор искусствоведения; композитор (разработал концепцию «незвучащей» «неакустической» основы как базового элемента ритмической системы новоевропейской музыки; ввел термины «время-энергия», «хроноартикуляционный процесс», «гравитационная ритмика», «осевая пульсация», «парадоксальная лига» и др.; его идеи, по оценке Л.А. Мазеля, продолжают и развивают стадиальную теорию ритма М.Г. Харлапа), философ – автор философско-антропологической концепции «лингвистическая катастрофа», имеющий яркую гражданскую позицию, ведет активную публицистическую и просветительскую деятельность.

Приглашаем к обсуждению всех заинтересованных.


Получить справку, консультацию:

Тел.: +7 925 502-6689, e-mail: william@list.ru

Шмидт Вильям Владимирович

Шмидт Вильям Владимирович

Директор центра религиоведческих и этнокультурных исследований и экспертизы. Профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений. Профессор кафедры национальных и федеративных отношений.

R
Доктор философских наук
R
Профессор
Устинова Ирина Гавриловна

Устинова Ирина Гавриловна


R
Заведующая отделом по работе с информационными ресурсами НБ РАНХиГС
R
Писатель, сценарист, драматург.
E-mail: ustinovaig@ranepa.ru

 

«РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» - Философия, Теология, Идеология и Религиоведение: pro & contra

День открытых дверей ИГСУ РАНХиГС

18 мая 2019 в 13.00 Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС приглашает на День открытых дверей.

Вы познакомитесь с преподавательским составом, узнаете, как будете учиться и, главное – чему научитесь, где будете проходить практику и работать.

You have Successfully Subscribed!

Встреча с директором ИГСУ РАНХиГС

20 апреля в рамках Академического Дня открытых дверей состоится встреча с директором ИГСУ ИГОРЕМ БАРЦИЦЕМ.

You have Successfully Subscribed!

Нравится
Поделиться