Конференция-выставка «Град Небесный – град земной: монастыри в жизни Церкви и государства Российского»

Май 23, 2017

Кафедра государственно-конфессиональных отношенийкафедра правового обеспечения рыночной экономики ИГСУ, научная библиотека РАНХиГС при участии Московского православного института св. Иоанна Богослова и Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви приглашают на Неделю славянской письменности и культуры в ИГСУ РАНХиГС.

23 мая в рамках культурно-просветительского проекта «Сорок сороков: град во образах святых» состоится конференция-выставка:

«Град Небесный – град земной: монастыри в жизни Церкви и государства Российского». 

Цель конференции – знакомство с историей и наследием монастырей, их вкладом в становление русской культуры и государственности; актуализация вопросов о роли и месте монастыря в жизни современного общества и человека – их культуре и повседневности.

Основные направления и темы конференции:

  • монастырь – образ рая и его уклады – пустыня духа и жизнеутверждение
  • монастырь: школа, традиция, новация
  • монастырь – образ града и образ граду
  • монастырь и вызовы времени: история и современность

В рамках конференции пройдет выставка храмовых икон (куратор — Феликс Комаров),

предполагаются паломнические экскурсии в монастыри Москвы и Подмосковья.

Время работы конференции-выставки:

  • 11:30 – 12:00 – регистрация.
  • 12:00 – 14:00 – выступления участников конференции
  • 14:00 – 15:00 – перерыв
  • 15:00 – 17:00 – выступления участников конференции

Место проведения: РАНХиГС, Научная библиотека, 5 учебный корпус, 2 этаж. (г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84)

Для участия в работе конференции необходимо подать заявку в срок до 21 мая 2017 г.  Вопросы и предложения по работе конференции просьба направлять в Оргкомитет – Вильяму Владимировичу Шмидту : +7 925 502-6689, william@list.ru

Из истории:  «Монастыри – свет миру».

«Монахи – свет миру, монахов свет суть ангелы» (Лествица, 26, 31) – такое представление о месте и роли монахов в жизни общества сформировалось на Руси в веках, а потому и монастыри воспринимались как особо благодатные места соприкосновения земли и Неба – уклад их жизни воспринимался примером для жизни в миру, их законоустановления – пример и образец законам града, гражданской жизни.

Монастырь как земное отражение Небесного Града, согласно откровению Иоанна Богослова «И увидел я святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего…» (Откр. 21: 2 и далее), в центре своем имеет храм – место, где совершается Божественная Литургия и пребывает Сам Господь, а потому всякому вступающему в монастырские врата, в этот Град, открывается иной, неземной, мир…

Совокупное восприятие благолепия монастыря, образа обитающих в нем насельников, ежедневного и годового круга богослужения является своего рода «школой» молитвы и духовной жизни для всякого приходящего, где каждый может ощутить освящение реальности: Божественная литургия – центральное событие богослужебных суток, воскресный день – главный день седмицы, праздник Пасхи –центр богослужебного цикла всего годового. Праздники – свершаемые ежедневно памяти святых – задают ритм всему распорядку жизни: «Вчера мы восхваляли святого Златоуста; сегодня восхваляем приснопамятного Ефрема, а завтра будем восхвалять другого святого» говорится в «Малом оглашение» (42 — поучение на 28 января). Каждый праздник предназначен не для насыщения, увеселения или отдыха, но для пользы души и вдохновения к добродетели – дается для возможности опытно пережить стоящую за ними реальность: воспоминая событие, мы радуемся, поскольку созерцая таинство, в честь которого установлен праздник, просвещаемся и укрепляемся в добродетелях – преображаемся даруемой свыше благодатью.

В «Сказании о церковных таинствах» читаем: «…храм или церковь мир есть, сие святое место – Божие селение и соборный дом молитвы, собрание людское; святилище же тайны, то есть олтарь в нем же служба совершается; трапеза же есть Иерусалим, в нем Господь водворися, и седе, яко на престоле, и заклан бысть нас ради. Предложение же Вифлеем есть, в нем же родися Господь. Просфора же три имать значения: и по первому убо разуму знаменует Овча, еже нас ради на заколени приходящее. По иному же разуму наше приведение, по другому же умышлению соборному Пречистою являет Богородицу, от нея же Агнец Божий родися. Проскомидия ж двоякия праздники знаменует: рождение и заколение вкупе, сотворяемо, начало и конец таинства изъявляет; с ним же копие, и губу и трость спасенных страстей образы; звездица есть звезда возвестившая волхвом великий свет; покрывала таже суть яко на младенцы, пелены и яко добродетели образование; теплота ж теплоты Духа Святаго нашествие; святаго же хлеба воздвижение, еже на небеса вознесение. Паки же к предложению возвращение, рекше в Вифлееме устроение, яко же да отнюду начнет в нем же родися сосвященствовати святая таинства. Антиминс же и потире и диско сосуды честнии с ними же жертвенное совершается, обаче идти опасному видению промысла, Божественное наслаждение, торжество достойных назнаменует…». Все это не только подсказывает, но и указывает на путь к освящению и преображению жизни не только в монастыре живущим, но и всему обществу, представляя им святой образ Нового Иерусалима – Града, который есть задача и путь для христианского мира, реализация которого возможна в симфоническом соработничестве государства и Церкви.

Монастыри России

Монастыри Москвы и Подмосковья

 

 

Нравится
Поделиться