«Эффективное государство»: миссия и задачи цифровой управленческой лаборатории при ИГСУ РАНХиГС

Декабрь 24, 2018

В Институте государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС открылась «Цифровая управленческая лаборатория». В рамках проекта прошло уже две серии лекций, посвященные самым разным вопросам цифровизации государства – от внедрения в госаппарат нейросетей до правового регулирования криптовалют.

Что собой представляет новый проект, чем он полезен слушателям, и какие мысли относительно цифровой трансформации государства эксперты уже озвучили на секциях, корреспонденту Bits.media рассказал руководитель и модератор «Цифровой управленческой лаборатории», доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ИГСУ РАНХиГС Евгений Алёшкин.

Евгений, какова миссия «Цифровой управленческой лаборатории»?

В мире сейчас существует огромный технологический потенциал, который способен повысить качество жизни людей, модернизировать экономику, инфраструктуру, а также систему государственного управления. Как стремительно будет развиваться эпоха цифровизации, зависит только от нас.

Поэтому основная миссия проекта – познакомить аудиторию, в том числе будущих и действующих чиновников, с палитрой новейших цифровых технологий, дать им информацию о конкретных кейсах их применения в задачах цифровой трансформации сектора государственного управления.

Наши слушатели узнают на секциях, как создавались и запускались многие амбициозные цифровые проекты в Москве, регионах и на федеральном уровне. Разработчики делятся с аудиторией, в том числе и тем, какие трудности появлялись на пути реализации этих проектов, и как они их преодолевали. Мы также стараемся, чтобы слушатели узнали не только о настоящем, но и о будущем цифровых технологий. Поняли, как последние меняют различные сферы деятельности и влияют на существующие профессии.

Какова концепция проекта?

«Цифровая управленческая лаборатория» – это открытый проект. То есть, прийти на площадку ИГСУ РАНХиГС и бесплатно послушать выступающих может каждый, предварительно зарегистрировавшись на сайте института. Соответствующая ссылка становится доступной при размещении анонса очередной секции проекта. Секции мы стараемся проводить в последний четверг каждого месяца, их длительность составляет примерно два с половиной часа.

Каждая секция проекта посвящена либо цифровизации какой-либо конкретной отрасли или функции государственного управления, либо определенному стеку технологий и их применению в государственном секторе. Так, например, на первой секции спикеры рассказали о данных как об одном из важнейших активов государства в цифровую эпоху, а на второй – поделились со слушателями своим опытом разработки и применения геоинформационных технологий для природоохранных проектов, решения задач государственной поддержки малого и среднего бизнеса, визуализации статистической и финансовой информации и так далее.

Полностью открыты и презентационные материалы наших спикеров – в настоящее время они доступны на Telegram-канале проекта @dig_lab.

По какому принципу строится программа секций?

Мы пытаемся придерживаться простого правила, близкого к принципу Парето. Спикеры дают слушателям 30% теоретической информации и 70% практической. Чтобы соблюдать это соотношение, в числе приглашенных экспертов только те люди, которые лично участвовали (преимущественно – на ключевых позициях) в реализации цифровых проектов для государственной экосистемы. Как справедливо заметил кто-то из древних, практика без теории ценнее, чем теория без практики. Именно поэтому на проекте мы стараемся избегать наукообразия, излишнего теоретизирования, демагогии и прочих философских упражнений с трибуны – для дискуссий в подобном формате существуют другие площадки.

И здесь я должен обозначить очевидный дисклеймер. Да, проект позволяет аудитории заглянуть в калейдоскоп информационных технологий и способов их применения в задачах цифровой трансформации. Однако последняя – это не только про ИТ. Это про развитие и гармонизацию всех видов обеспечения и аспектов государственной деятельности, в частности, стратегического, кадрового, нормативно-правового и организационно-методического. Пожалуй, самое главное – изменение менталитета чиновников, искоренение кабинетной культуры и переход к полноценному диалогу с людьми. Игнорирование перечисленных факторов с высокой вероятностью может стать причиной срыва сколь угодно красивой дорожной карты цифровизации. Кроме того, и сами ИТ, даже в облегченном варианте, нужно изучать системно, постепенно двигаясь по определенному каскаду дисциплин.

Поэтому для слушателей, желающих приобрести полноценную и хорошо сбалансированную систему актуальных компетенций, которую можно будет эффективно применять для решения задач цифровой трансформации на всех уровнях государственного управления, мы бы рекомендовали выбрать для себя соответствующую бакалаврскую или магистерскую программу. А проект «Цифровая управленческая лаборатория» послужил бы для нее прекрасным практическим дополнением.

Каков портрет слушателя?

О полноценном портрете слушателя сейчас говорить рано, так как позади пока только две секции. Соответствующие итоги мы подведем по окончании первого цикла проекта, совпадающего с 2018-2019 учебным годом. Тем не менее, на данный момент видно, что значительная часть аудитории – это молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет, которые планируют или уже начали строить свою профессиональную карьеру в сфере государственного управления и информационных технологий. Часть из них учатся на бакалаврских и магистерских программах в РАНХиГС, часть – в других вузах, например МИРЭА, РУДН. И, конечно же, мы очень рады, что среди слушателей есть представители государственных структур, бизнеса и экспертных сообществ, в том числе из других регионов и стран ближнего зарубежья. Их присутствие ценно и вполне ожидаемо. Ведь несмотря на то, что по умолчанию проект придерживается доступного языка изложения, понятного неподготовленной аудитории, у слушателей есть уникальная возможность задать спикерам сколь угодно глубокие и профессиональные вопросы и гарантировано получить на них ответы.

На секциях озвучивалось, что слушателям будут выдаваться сертификаты. Могли бы рассказать о них подробнее?

Сертификат выдается слушателям по запросу после посещения не менее 7 секций в одном цикле – учебном году. Исключение составляет текущий учебный год, так как проект начал работать с ноября 2018 года – здесь будет достаточно посетить 5 секций. Чтобы посещение было засчитано, слушатель должен сначала зарегистрироваться на очередную секцию на сайте РАНХиГС, а затем лично посетить ее и отметиться в журналах у ассистентов. В сертификате в обязательном порядке указывается цикл проекта, а также количество и наименования секций в этом цикле, которые посетил слушатель.

Владелец сертификата в течение последующего цикла сможет воспользоваться определенными преференциями при поступлении или в процессе обучения на следующих учебных программах ИГСУ РАНХиГС: бакалавриат «Цифровое государство», бакалавриат «ПРОФИТ», магистратура «Цифровое государство (стратегическое развитие информационного общества)», программы дополнительного профессионального образования МВА/МРА и программа DPA. О конкретике по преференциям объявим в ближайшее время, после утверждения наших предложений руководством института.

Спикеры на лекциях говорят об аспектах цифровой трансформации государства. На ваш взгляд, на каком этапе находится цифровизация нашей страны?

Этот вопрос вполне заслуживает отдельной беседы, поэтому отвечу коротко. В сравнении с другими странами на данный момент мы не являемся лидерами в цифровом марафоне. По состоянию на конец 2018 года у России 32 место в страновом индексе EGDI ООН, 30 место в рейтинге Института электронного правительства при Университете Васэда, 38 место в Global Open Data Index и пр. Не приходится говорить и об ощутимой положительной динамике – так, например, в 2016 году в первых двух рейтингах мы занимали 35 и 30 места соответственно.

Можно, конечно, порассуждать, что рейтинги – величина относительная, которая зависит от методики сбора исходных данных, расчета и прочего. Но даже если и так – почему бы просто не забрать лидирующие позиции? Москва доказала в этом году, что так можно. Теперь это предстоит сделать в масштабах страны.

Многие секции лаборатории посвящены блокчейну и критовалютам. Какая роль будет отводиться новой технологии в госаппарате в ближайшей перспективе?

На мой взгляд – одна из ключевых. Не зря тот же Gartner в очередной раз включил блокчейн в ТОП-10 стратегических технологических трендов. Косвенным свидетельством этому служит все большее количество соответствующих проектов, которые запускаются по всему миру, причем не только в развитых странах. И это не удивительно, ведь применение технологий блокчейна позволяет, в частности, обеспечить прозрачность и подотчетность цифровых транзакций, а также исключить фальсификацию данных. Перечисленное является своего рода гарантом открытого и доверительного диалога между государством и гражданами.

Другим подтверждением того, что у госсектора и технологий блокчейна все «всерьез и надолго», является тот факт, что многие страны и мегаполисы прописывают повсеместное внедрение последних в свои цифровые стратегии. За примерами далеко ходить не надо, загляните в документ «Москва – Умный город 2030». В столице технологии блокчейна уже были успешно апробированы в проектах «Активный гражданин» и «Ярмарки выходного дня», а упомянутый документ предусматривает дальнейшее расширение их применения практически на все отрасли городского хозяйства, включая внедрение смарт-контрактов в финансово-экономическую сферу, строительство, торговлю и прочее. Актуальными также остаются вопросы полномасштабной интеграции городских систем лояльности, включая дальнейшую токенизацию статусов, приобретенных жителями в процессе участия в управлении городом и создании единого «виртуального кошелька» жителя.

Однако практических внедрений все еще не так много, сам стек технологий не стоит на месте – чего стоит только хайп вокруг направленных ациклических графов. Остается масса вопросов к нормативно-правовому регулированию данной темы. Именно поэтому мы в обязательном порядке и неоднократно будем говорить о технологиях блокчейна на нашем проекте.

На первой секции эксперты говорили о данных как о ключевом инструменте обеспечения деятельности любого экономического субъекта в цифровую эпоху. Какие выводы сделали эксперты, каких вопросов касались?

Во-первых, объем накапливаемых данных в мире неуклонно растет по экспоненциальному закону – если в 2016 году этот объем составил 16,1 зеттабайт, то к 2025 году, по предварительным оценкам, он может быть равен уже 163 зеттабайтам. Ключевым фактором роста этих объемов является проникновение в нашу жизнь парадигмы Интернета вещей. Ее составляющими являются все то же экспоненциальное развитие и распространение технологий передачи данных, а также увеличение количества умных устройств – планшетов, смартфонов, датчиков (включая датчики с нейроинтерфейсами), сенсоров и прочих, подключенных к телекоммуникационным сетям и постоянно генерирующих новые данные.

Во-вторых, происходит бурное развитие вычислительных средств, которые потенциально позволяют обрабатывать огромные объемы данных в режиме реального времени, а также технологий обработки данных на базе искусственного интеллекта.

Наконец, экономическим субъектам, чтобы оставаться эффективными и конкурентоспособными в цифровую эпоху, нужно уметь извлекать ценность из накапливаемых данных и использовать ее. Иными словами, данные сегодня – это один из важнейших активов, возможно, второй после человеческих ресурсов, нуждающийся в профессиональном управлении.

Рассматривая основные аспекты управления данными, эксперты коснулись подходов к их классификации (metadata, reference data, master data, transactional data и другие), метрик качества данных, актуальных сводов знаний и моделей управления данными, включая Data Excellence Model, DAMA-DMBoK2 Data Management Framework и прочие. Были рассмотрены и вопросы о том, как управление данными меняет организационные структуры, создает новые профессии и роли. В частности, обсуждались карты компетенций таких относительно новых ролей как Chief Data Officer, Data Architect, Data Analyst, Data Engineer, Data Scientist и других.

В этом году Москва стала лидером в рейтинге ООН по индексам оказания электронных услуг горожанам. Я знаю, что на лекции выступал Иван Фост – человек, который стоял у истоков и был руководителем нашумевшего проекта по открытым данным столицы. Поделился ли он с аудиторией интересными деталями работы над этим проектом?

Да, действительно руководитель проектов Департамента информационных технологий Москвы Иван Фост был в числе наших спикеров. Эксперт рассказал, как создавалась и внедрялась городская система управления данными, что на самом деле скрывается за надводной частью этого айсберга – порталом открытых данных data.mos.ru, с какими вызовами пришлось столкнуться и как поэтапно прорабатывались организационно-методические и правовые аспекты функционирования системы. В рамках последнего были разработаны технологические паспорта наборов данных, а позднее, на основе этого опыта – единый стандарт данных.

Что касается интересных деталей. Например, относительно скорости работы внутреннего контура системы разработчики приняли известное баскетбольное «правило 24 секунд» или «shot-clock». Оно обязывает атакующую команду совершить бросок по кольцу в течение 24 секунд. В проекте оно означало следующее – к какой бы сложной процедуре не обратился участник информационного взаимодействия, работая с интерфейсом системы, и какую бы нагрузку не несла система в этот момент времени, максимально допустимое время ее реакции с момента запуска процедуры и до момента выдачи результатов ее выполнения не должно превышать 24 секунды.

Каким, по мнению эксперта, должен стать вектор дальнейшего развития московской системы управления данными?

Можно утверждать, что в разрезе одной из общепринятых моделей измерения уровня зрелости управления, уникальная социотехническая система управления данными в Москве за шесть лет прошла сложный путь от нулевого («Incomplete processes») до четвертого уровня («Predictable processes») зрелости. На этом уровне существующие типовые процессы измеряются и контролируются, результаты их выполнения полностью предсказуемы и соответствуют установленным требованиям, а новые процессы проектируются в обратном порядке (т.е. от потребностей пользователей). Поэтому один из ключевых компонентов вектора дальнейшего развития этой системы – достижение пятого уровня зрелости внутренних (G2G) процессов управления данными, подразумевающий фокусировку на их непрерывное совершенствование. Эксперт отметил, что здесь нельзя забывать о дальнейшем повышении степени автоматизации процедур работы с данными (верификация, очистка и прочее) на всех этапах их жизненного цикла, совершенствовании процессов обогащения имеющихся данных и раскрытии реально востребованных целевой аудиторией датасетов.

Другой составляющей стратегии дальнейшего развития, обладающей определенной новизной с точки зрения практической реализации, может стать раскрытие так называемых динамических датасетов. Это наборы данных, содержащие псевдостатическое ядро (например, данные о местоположении метеостанций) и динамическую надстройку – один или несколько атрибутов, значения которых могут изменяться в режиме реального времени с некоторой заданной частотой (например, параметры окружающей среды, измеряемые метеостанциями: атмосферное давление, влажность, температура, направление и сила ветра). По мнению эксперта, также важно продолжить проработку вопросов, связанных с раскрытием связанных и стандартизованных по умолчанию данных.

В заключении Иван Фост отметил, что опыт построения московской системы управления данными можно и нужно портировать как в регионы, так и на федеральный уровень, в частности, во вновь создаваемую Национальную систему управления данными (НСУД).

Поделитесь с читателями Bits.media интересными тезисами, которые спикеры озвучили на второй секции, посвященной ГИС?

Секция получилась очень насыщенной, сложно навскидку выделить отдельные тезисы. Лично я, например, с большим интересом слушал Беатрис Ройо, регионального менеджера компании TRE Altamira, которая выходила с нами на связь в режиме телеконференции из Испании и рассказывала о современных и перспективных технологиях мониторинга деформаций земной поверхности и смещений объектов инфраструктуры. Спутниковые системы нового поколения, такие как итальянские COSMO-SkyMed Second Generation, немецкий TerraSAR-X New Generation и другие, позволят получать данные высокого разрешения (менее 1 метра) с большой интенсивностью (в среднем – 1 раз в неделю), а также выполнять высокоточные интерферометрические измерения с использованием технологии InSAR. И в дальнейшем эти и другие параметры будут только улучшаться. На основе получаемых данных компания успешно проводит аналитические и прогностические исследования нестабильных зон, ведет наблюдения за развитием и магнитудами деформаций. В частности, были рассмотрены кейсы по мониторингу Millennium Tower в Сан-Франциско, исследованию нестабильных зон в интересах Grand Paris Express, контролю городской застройки Санкт-Петербурга, исследованию одного из газоконденсатных месторождений России и других.

Другое интересное заявление сделал Сергей Зубков, сферой профессиональных интересов которого в настоящее время является информационно-технологическое обеспечение деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Эксперт рассказал о системе анализа ледовой обстановки с применением расширенного комплекса технологий дистанционного наблюдения за выделенной акваторией с применением радиолокационных спутниковых изображений, аэровидеонаблюдения средствами беспилотных летательных аппаратов и радионавигационных буев. На основе получаемых данных формируется актуальное многопараметрическое описание текущей ледовой обстановки, прогнозируется ее развитие в районе мониторинга (в частности, моделируются возможные траектории дрейфа выявленных ледовых образований), а также планируются мероприятия по воздействию на опасные ледовые образования – айсберги, торосы, ледовые поля и прочее. Созданная система позволяет существенно снизить риски проведения транспортных, буровых, научно-исследовательских и иных операций в сложных условиях Арктики.

Как планируете развивать «Цифровую управленческую лабораторию»?

В первую очередь мы будем и дальше работать над тем, чтобы на проекте системно освещались наиболее интересные и востребованные темы, находящиеся на пересечении государства и цифровых технологий. Уже сейчас, на основе обратной связи от аудитории, к таковым можно отнести применение умных датчиков и перспективных автономных устройств в городской среде, создание рекомендательных сервисов для граждан и бизнеса на основе технологий больших данных (Big Data), обеспечение региональной безопасности, в том числе, с использованием систем умного видеонаблюдения на базе искусственного интеллекта, применение современного арсенала FinTech и LegalTech в государственном секторе и прочие. И мы обязательно постараемся удовлетворить запросы наших слушателей.

Также мы будем становиться все более доступными и интерактивными. Не все слушатели имеют возможность приехать на площадку проведения секций, поэтому с января 2019 года мы будем вести онлайн-трансляции и, вероятно, выкладывать в сети записи выступлений. Планируем постепенно внедрять удобные программные инструменты, которые позволят слушателям и спикерам поддерживать диалог в цифровом формате во время мероприятий с использованием персональных мобильных устройств: голосование аудитории во время выступления, сбор и отображение вопросов спикерам в режиме онлайн и прочее.

Кроме того, мы будем стараться по возможности сокращать долю времени на показ статических презентаций в PowerPoint и отдавать предпочтение «живым» демонстрациям, в которых может принять участие аудитория. Когда речь идет о цифровых технологиях – эмпирический опыт бесценен.

И, конечно же, мы не исключаем, что будут появляться новые, не менее интересные дискуссионные форматы. Например, сейчас у спикеров проекта сложилась хорошая традиция общаться в кулуарах до или после каждой секций. Здесь они на глубоком профессиональном уровне обсуждают те или иные проблемы, связанные с цифровыми проектами. В процессе разговоров, а иногда и оживленных споров, часто рождаются интересные идеи, которые нуждаются в более широком обсуждении с коллегами из индустрии. Поэтому вполне вероятно, что в обозримом будущем мы с вами станем свидетелями запуска тематических круглых столов, форсайт-сессий и панельных дискуссий на базе РАНХиГС.

Ну и наконец, что ждет слушателей на следующей секции?

Очередная секция проекта пройдет 31 января 2019 года, и она будет посвящена теме цифрового облика дорожно-транспортной инфраструктуры современного мегаполиса на примере города Москвы. Все спикеры секции – действующие игроки команды дорожно-транспортного комплекса столичного региона, при непосредственном участии которых запускались такие проекты, как транспортная карта «Тройка», Московское центральное кольцо (МЦК), безтурникетная оплата проезда на наземном городском пассажирском транспорте, сервисы информирования населения о дорожно-транспортной ситуации и другие. Для экспертов, представителей других регионов и всех остальных слушателей это уникальная возможность из первых рук узнать о том, как создавалась интеллектуальная транспортная система города Москвы и как она будет развиваться в ближайшие десятилетия.


Источник: bits.media.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться