Религиозное образование: полагать надежды на государство все-таки странно – оно для других целей и задач…

Июль 15, 2019

 

12 июля 2019 г. кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС в полном составе приняла участие в заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в повестке дня которого была тема «Актуальные вопросы развития религиозного образования в Российской Федерации».

Накануне, 11 июля прошло еще одно знаковое мероприятие – заседание Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, которое совпало с очередным заявлением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о защите Церкви и противодействию гонениям на нее, которое он сделал в день памяти апостолов Петра и Павла.

Так, обсуждая роль РПЦ в международных отношениях и защиту интересов РПЦ на фоне попыток дискредитации Православия, в частности, было отмечено, что в настоящее время РПЦ поддерживает тесные отношения с Советом по правам человека в ООН, с европейскими институтами – представители РПЦ используют для защиты своих интересов Совет Европы, ОБСЕ, Европейский суд по правам человека, а потому целесообразно наращивать аффилированные с Церковью НКО за рубежом.

«Внутренние проблемы» – вызовы времени религиозной системе России как важному элементу национально-государственной мощи – очертил председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко, подчеркнув: «…важность рассматриваемой темы напрямую связана с тем, что она – одна из важнейших основ единства российского общества – исторически сложившаяся система традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей народов России, и при этом одним из главных социальных институтов, сохраняющих эти ценности, являются религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, во всём их многообразии. Обеспечение политической и социальной стабильности, единства многонационального народа страны, – возможно только при условии обеспечения дальнейшего сохранения российской традиции межрелигиозного мира и согласия, что требует от всех нас эффективно противодействовать попыткам извне разрушить этот мир и согласие».

В ходе обмена мнениями представители религиозных организации обращали внимание на проблемные зоны развития системы религиозного образования и системы аттестации – роли государства в ее становлении, и в первую очередь – формировании заказа на специалистов-теологов, которые должны находить все более широкое применение в сферах, напрямую не связанных с деятельностью религиозных объединений (организаций). Это очевидное противоречие оказалось увязанным с еще одним важным противоречием – неразвитостью предметного поля Теологии, которая с недавнего времени стала самостоятельной отраслью науки, на инфраструктурное и содержательное развитие которой у крупнейших религиозных объединений России не хватает самостоятельных ресурсов в условиях, когда мировоззренческо-идеологические функции в общественно-государственном воспроизводстве оказались диверсифицированными – их обеспечение предложено маркировать и осуществлять не только таким традиционным аксиолого-ориентированным системам, в числе которых учреждения науки, культуры и образования, но теперь и религиозным организациям, имеющим специфику в своем правовом регулировании, – отделены от государства.

Примечательное замечание по ходу дискуссии высказал раввин Йнатан Фельдман – руководитель отдела образования Федерации еврейских общин России: «…у нас, у евреев, все хорошо с религиозным образованием – у нас нет проблем. Если хотите, Вы можете посмотреть и взять для себя что-то полезное…». Напомнив присутствующим об этапах жизни человека, возрастных рубежах, и тех функциях, которые, согласно Мишне, обязан исполнять всякий правоверный – «…в 13 лет – к заповедям, в 15 – к изучению Талмуда, в 18 – под хупу (свадебный балдахин)…» – еврейские семьи, еврейское сообщество стремятся всё это обеспечивать… И было бы странно, если бы в этих вопросах евреи полагали надежды на государство – оно все-таки для других целей и задач…

Нравится
Поделиться