Вышел новый номер журнала ИГСУ «Государство, религия, церковь» №3 2019

Октябрь 22, 2019

Вышел в свет новый номер (#3 2019) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающегося в ИГСУ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы. Главная тема данного номера: «Религия и фантастика в современной популярной культуре».


Что объединяет такие известные трансмедийные франшизы популярной культуры, как «Звездные войны», «Игра престолов», «Гарри Поттер», «Терминатор», «Матрица», «Звездный путь», «Зловещие мертвецы», «Черное зеркало», «Сумерки», «Ведьмак», «Обитель зла», «Чужой», «Властелин колец» и далее по очень длинному списку? Все они относятся к жанру фантастики в самом широком ее понимании — фэнтези, ужасы, sci-fi и прочее. Фантастика является одним из самых востребованных жанров популярной культуры. Очевидно, что у современных потребителей есть запрос на то, чтобы постигать и даже вживаться в вымышленные миры, то есть целые вселенные, ставшие в последние несколько десятилетий важнейшими феноменами социальной и культурной жизни во всем мире.

На что не всегда обращают внимание, так это на то, что очень часто эти феномены связаны с религией. С одной стороны, это репрезентация религиозных тем в продуктах популярной культуры жанра фантастики, с другой — часто сами эти продукты становятся объектом религиозного поклонения. Взять хотя бы «Матрицу», «Звездные войны», «Звездный путь» и т. д. Эти франшизы уже давно стали источником новых форм религиозности и породили то, что некоторые авторы называют «имплицитными религиями», «вымышленными религиями», «гиперреальными религиями» и т. д. — матрицизм, джедаизм, треккис и т. д. Иными словами, современная фантастика — самый важный жанр, который в идеале должен быть проанализирован в контексте религии. Что и было сделано в рамках данного номера.

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

#3 2019

Главная тема: Религия и фантастика в современной популярной культуре

  • Александр Павлов, Леонид Мойжес. Религия и популярная фантастика
  • Александр Павлов. Гиперреальная религия, Лавкрафт и культ «Зловещих мертвецов»
  • Леонид Мойжес. Dragon Age: Inquisition: христианское высказывание в постсекулярном мире
  • Александр Ф. Филиппов. В ожидании чуда: социология репликантов как политическая теология («Бегущий по лезвию 2049»)
  • Мэтт Хиллс. «Черное зеркало», имплицитная религия и сакрализация «запойных просмотров» научной фантастики
  • Николай Афанасов. Мессия в депрессии: религия, фантастика и постмодерн в аниме Neon Genesis Evangelion
  • Александр Писарев. Конфликт бессмертий: биополитика церебрального субъекта и религиозная жизнь в сериале «Видоизмененный углерод»
  • Максим Подвальный. Религиозные культы в фикциональной вселенной RPG «Ведьмак»
  • Тарас Вархотов, Павел Костылев. Семейные и религиозные ценности в мире сериала «Сверхъестественное»

VARIA

  • Татьяна Самарина. Феноменология сакрального и художественная литература: фантастический мир Элджернона Блэквуда
  • Евгений Лютько. Становление «церковной субъективности» в России на примере нормативных текстов о православном духовенстве (XVIII–XIX вв.)
  • Илья Павлов. Диалектика секуляризации в России: к оценке «Истории русской философии» Василия Зеньковского

Рецензии

  • Эдуард Сафронов. Популярная культура как религия. Рецензия на: Possamai, Adam (ed.) (2012) Handbook of Hyper-Real Religions. Leiden, London: Brill. — 441 p.
  • Елена Степанова. Knox, Zoe (2018) Jehovah’s Witnesses and the Secular World: From the 1870s to the Present. Palgrave Macmillan. — 305 p.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться