В Париже состоялась IV Международная конференция по сотрудничеству в области образования

Ноябрь 1, 2019

N

31 октября во Франции, в Париже в четвертый раз прошла международная конференция: «Научное и образовательное пространство Европа – Россия: поиск эффективных форм партнерства».

Конференция организована РАНХиГС совместно с Российско-французским университетом (РФУ), Российско-французским центром образования и консалтинга ИГСУ РАНХиГС и Международной ассоциацией университетских профессоров и доцентов при ЮНЕСКО (IAUPL).

Начало традиции обсуждения актуальных проблем сотрудничества в области образования в таком формате положил Институт государственной службы и управления в 2016 году, когда организованная им I Международная конференция стала и первым знаковым событием в стенах открывшегося Российского духовно-культурного центра на набережной Бранли. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что взаимодействие научного сообщества двух стран стало основой расширяющегося Трианонского диалога. В этом году мероприятие из двустороннего Россия-Франция впервые стало общеевропейским: к участникам присоединились коллеги из Испании, Италии, Нидерландов.

Модерировал дискуссию директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц.

Участники обсудили создание общего пространства науки и образования; перспективные модели международного партнерства в научной и образовательной сфере; возникающие сложности и инструменты их преодоления; современные технологии в обучении русскому языку как иностранному и другие темы.

Приглашая участников к диалогу, Игорь Барциц пригласил всех собравшихся принять участие в дальнейшем обсуждении темы, которое состоится в рамках Гайдаровского форума-2020.

Открыл встречу Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации во Французской Республике Алексей Мешков. Он привел цифры, отражающие уровень сотрудничества: сегодня реализуется 170 программ двойных дипломов различного уровня, во Франции учатся более пяти тысяч российских студентов. В то же время Посол России считает крайне скромным число французских ребят, проходящих обучение в нашей стране, и достижение баланса в этом направлении он назвал одной из первоочередных задач отечественных университетов. Алексей Мешков назвал успешным развитие Российско-французского университета, формат сетевого университета позволяет решать самые сложные образовательные и организационные вопросы и служит хорошей площадкой для сотрудничества. Пример тому – поездка российских преподавателей и деканов в университеты Экс-Марсель и Гренобль Альпы, предшествовавшая конференции, и договоренности, которые там удалось достигнуть. Дипломат убежден, что сотрудничество в образовании – важная часть межстранового диалога и позволит сделать полезный шаг для отношений России с Францией и Евросоюзом.

Ректор Президентской академии Владимир Мау напомнил, что весной было подписано соглашение о взаимном признании дипломов с Испанией, которое стало вторым подобным с европейской страной после подписанного четыре года назад аналогичного соглашения с Францией. В этом же году официально начал действовать Альянс российско-испанских университетов. Владимир Мау поблагодарил Микеле Николетти, руководителя Академической сети Совета Европы, судьи Европейского суда по правам человека от Российской Федерации Дмитрия Дедова и начальника Департамента политики и сотрудничества в области прав человека Совета Европы Михаила Лобова, оказавших поддержку в организации конференции, что позволило вывести ее на общеевропейский уровень. Сегодня становятся очевидными вызовы, стоящие перед образованием. Резко ускоряется темп жизни, ее характер меняется в рамках одного поколения, увеличивается неопределенность. Современный век требует постоянно оставаться современным. Ответом образования должны стать продуктивность и фундаментальность. Нельзя научить навыкам, ибо неизвестно, какие именно из них будут востребованы через пять лет. Важнее дать основы, на основе которых по мере необходимости могут развиваться навыки. При этом важно наращивать гуманитарную компоненту, поскольку именно знания в гуманитарной области позволяют мыслить глобально. Ректор убежден, что в ближайшие годы технологии машинного перевода позволят общаться без потери смысла и времени, не зная иностранного языка. Незнание языка перестанет быть барьером для обучения, а система онлайн с автоматикой машинного перевода, позволит обучаться в любом университете мира. О сроках этой революции можно спорить, но к этой ситуации надо готовиться. В нынешних условиях университеты – не конкуренты, а партнеры. Основные конкуренты вузов – технологические компании, открывающие образовательные программы. Владимир Мау подчеркнул, что сотрудничество университетов – важная часть Трианонского диалога и важное направление деятельности каждого конкретного университета.

 Президент Университета Ниццы София Антиполис Эмануэль Трик согласился с ускорением всех процессов и сказал, что оно заставляет продумывать и создавать эффективную систему коммуникации и обмена информацией. Университетам удалось значительно продвинуться в диалоге, и эти успехи могут и должны быть использованы в развитии отношений между Францией и Россией. По мнению спикера, наиболее перспективным сегодня выглядит встраивание университетов в социально-экономическое развитие территорий, превращение их в интеллектуальные центры территорий.

Мишель Гэ, профессор Университета Жан Мулэн Лион 3, Генеральный секретарь Международной ассоциации университетских профессоров и преподавателей (IAUPL), убежден, что обмены между университетами, сотрудничество преподавателей должны расширяться, это составная и значимая часть мондиализации. При этом не стоит забывать о необходимости решения задач сопряжения программ обучения в процессе интернационализации. Университеты обеспечивают будущее, обеспечивают свободу, это способ передачи информации и подходов экспертизы, современных знаний. В этом фундаментальная роль университетов, они задуют направление и помогают понять, кто мы и кем хотим быть.

Начальник Департамента политики и сотрудничества в области прав человека Совета Европы Михаил Лобов. Он отметил важность деятельности Совета Европы и его место в проведении конференции. Это единственная паневропейская организация, которая заинтересована в развитии юридического пространства и юридических инструментов, это источник европейского права, которое имеет важное значение для европейского сотрудничества. Отмечая двадцатилетие участия России в Совете Европы, приходится констатировать не самую позитивную фазу отношений. Тем важнее становятся любые формы сотрудничества, университетского и академического в том числе, они помогают справиться с турбулентностью. Спикер выразил удовлетворение тем, что Академия заинтересована в сотрудничестве, которое возможно, в частности, в рамках программы  ХЕЛП – паневропейской программы обучения в области прав человека для представителей юридических профессий.  

Микеле Николетти, руководитель Академической сети Совета Европы,  обратил внимание на необходимость привлечения университетов к сотрудничеству с Советом Европы для формирования академических сетей, отвечающих на самые различные вопросы: неравенство, гендерные проблемы, изменения климата. Почему важны университеты и ученые? Студенты и преподаватели могут стать посланцами Совета Европы, готовить и вносить изменения в Конвенции, участвовать в развитии единого нового мира. Главное, чтобы были специалисты, глубоко разбирающиеся в областях сотрудничества, и таких специалистов готовят также университеты. Основная идея сетевого университета Совета Европы – соединять университеты и правительства европейских стран.

Проректор по интернационализации Университета Валенсии Карлос Падилья Кармона поддержал коллегу и сказал, что университеты – это универсальность, они помогают понять друг друга, помогают расширить границы. Это послы культуры. Знание и взаимопонимание рождают доверие, а доверие – процветание и сотрудничество.

Проректор по интернационализации Университета ЛУИСС Рафаэле Марчетти согласился, что мобильность студентов как составляющая университетского сотрудничества положительно сказывается на взаимоотношениях между странами и формирует перспективу. Сегодняшние студенты со временем станут лидерами будущего и обеспечат экономическое и культурное сотрудничество. Кроме того, сотрудничество выгодно всем, оно позволяет за небольшой срок добиваться прогресса в науке.

Сильви Давье, вице-президент по международным отношениям Университета Экс-Марсель, считает, что необходимо обеспечить многоязычие образовательных программ, включить в совместные программы вопросы-вызовы современности, междисциплинарность.

Профессор Сьянс-По Паскаль Коши привел три составляющих российско-французского сотрудничества: давняя история, постепенное сближение образовательных систем, что формирует общую культуру, и богатое содержание, которому, однако, не хватает сбалансированности. Количество российских студентов и аспирантов, обучающихся во Франции, больше их сверстников, приезжающих учиться в Россию. Кроме того, студенты выбирают, в основном, Парижский регион во Франции, Москву и Санкт-Петербург – в России. Эту ситуацию надо менять, распространяя наработанные опыт и контакты на все университеты наших стран. Надо задуматься о финансовой составляющей студенческой жизни, поддерживать связи между студентами и рынком труда. Спикер мечтает об отмене виз для студентов, приезжающих на стажировки, чтобы они могли продолжать исследования.

Далее конференция продолжилась в рамках двух дискуссионных панелей: «Перспективные модели международного партнерства в научной и образовательной сфере», которую модерировала Елена Пономаренко, директор РФЦОК ИГСУ РАНХиГС, и «Инструменты преодоления ограничений в развитии международного университетского сотрудничества», модератором которой выступил Александр Быстряков, заместитель директора ИГСУ.

Нравится
Поделиться