Олег Копылов: этническое, религиозное, метафизическое – это конструируемые уникальности, возникающие из «практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок»

Ноябрь 3, 2019

 

Интервью с Олегом Владимировичем Копыловымрелигиоведом, преподавателем Колледжа профессионального образования Пермского государственного национального исследовательского университета

Уважаемый Олег Владимирович, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.

Если позволите, давайте попробуем посвятить наш разговор мировоззрению –проблемам мировоззренческого характера, что одновременно позволит заострить акценты связанные с Всемирным днем философии, Днем религии и Всемирной неделей гармонизации межрелигиозных отношений.

Да, Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается ….

 

В.Ш.: Уважаемый Олег Владимирович, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?

 

О.К.: Спасибо за интересный вопрос. Давайте разобьем его на два: что пытается понять человек? и зачем человек пересматривает по-новому старые проблемы?

Начнем с вопроса, зачем каждое новое поколение заново пересматривает вопросы, ответы на которые давно получены и стали классикой? Ответ, как ни странно, прост. – Такие категории как Мир, Человек, Ценность относятся к понятиям, связанным с мировоззренческой проблематикой. Эти категории есть предельно общие – фундаментальные понятия, рефлексия над которыми позволяет вопрошающему конкретизировать, упорядочить и закрепить в своей системе взглядов на мир совокупность ценностных ориентаций, верований, идеалов, убеждений – по сути упорядочить мир / среду своего обитания, какими бы они здесь и сейчас для человека и/или общества не оказывались, с учетом уровня их развития.

Отвечая на вопрос, что пытается понять человек, каждый раз пересматривая «вечные проблемы»? – начнем с того, что сперва нужно понять, в рамках какого мировоззрения человек размышляет над «вечными вопросами». Для мифа – это один ответ, для религии – другой, для философии – ответ отличный и от мифа, и от религии, от других мировоззрений и т.д. Рефлексируя над «вечными вопросами», через призму своего мировоззрения, человек старается понять / определить место и отношений Человека, Мира и Ценностей в своем духовно-материальном индивидуальном мироздании и миропорядке.

 

 

В.Ш.: Уважаемый Олег Владимирович, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно отнести к философским? Ведь если мир не является статичным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии – она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – может она умерла, а в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты? А может в мире уже появилось или скоро появится нечто более возвышенное и привлекательное, чем философия?

 

О.К.: К философским вопросам я отношу «вечные вопросы», т.е. вопросы, рассматривающие предельно общие, фундаментальные категории, какими являются Человек, Мир, Бог, Ценность и д.р.

Философия – это особого типа рациональная духовная культура (некоторые могут сказать, что уникальная субкультура высшего порядка), особая форма мировоззрения, отвечающая двум критериям: рациональности (признание необходимой опоры на разум, интеллектуальное усилие, логику как фундамент мировоззрения, признание ценности критического анализа) и самостоятельности (отсутствие внешнего принуждения и общепризнанного авторитета, диктующего правильную форму определенного миропонимания).

Исходя из такого понимания философии, можно сказать, что эта форма миропонимания, как, впрочем, и любая другая форма мировоззрения, возникнув на определенном этапе антропо-социо-культуро-генеза, будет продолжать существовать и в дальнейшем. Может ли появиться что-то более возвышенное и привлекательное чем философия – вопрос дискуссионный, поскольку ни антропо-, ни социо-, ни культурогенез не закончились, а следовательно, мы можем говорить о развитии – возникновении новых сред и новых форм мировоззрений. Но вот говорить о том, что та или иная форма мировоззрения является более возвышенной или привлекательной можно только если человек крайне абсолютизирует свое миропонимание – свой опыт онтологизации. Кстати, стоит заметить, что любая форма мировоззрения сама по себе содержит множественность оснований для своей собственной систематизации, но почему-то лишь одно-два из них оказываются генерализующим началом… (Очень интересная получается то ли вкусовщина, то ли причина детерминизма.) Например, философия может существовать в виде материалистической или идеалистической философии, в свою очередь, материалистическая философия делится на различные направления –диалектический материализм, неопозитивизм, светский гуманизм и проч.

 

В.Ш.: Если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – эти границы и горизонты, на Ваш взгляд, чем и как обеспечены? И если допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлинняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? И в целом, вообще, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли?

 

О.К.: Горизонты бытия и границы пространства человека существуют, на наш взгляд, только в материальном мире, но человек ведь – это феномен, который существует и формирует свое знание и понимание бытия не только в рамках материальной Вселенной. Человек создает свое духовно-материальное Мироздание, которое по своей сути – по своей природе – безгранично, и к нему неприложимы (неприменимы) категории, задающие и описывающие материалистический мир.

Задавая «философские вопросы», человек в первую очередь интерпретирует, конструирует, изучает свое духовно-материальное Мироздание. Опираясь на «теорему Томаса» (если ситуация мыслится как реальная, то она реальна по своим последствиям) можно сказать, что если человек, благодаря «философским вопросам», интерпретирует, конструирует свою реальность, то и ведет он себя согласно своим воззрениям. Так что восприятие человеком действительности и деятельности людей во многом зависит от его личных интенций, интерпретаций и конструирования не только ответов на «философские вопросы», но и собственно самих «вечных вопросов», которые становятся одновременно и Α, и Ω его бытия.

 

В.Ш.: Философия, как и любая другая отрасль знаний, инструментальна – должна развиваться, чтобы быть качественным и эффективным, востребованным, инструментом даже в смысле того, чтобы обеспечить региональное (уникальное) в глобальном (всеобщем), а с ними – и целое, если, конечно, эта категория будет сохранять функциональную и ценностную значимость. Этническое, национальное, как известно, – это ценностно (мировоззренчески и идеологически) обеспеченная уникальность. Уважаемый Олег Владимирович, как Вы полагаете, эти уникальности – практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок, или что-то иное? И в этом смысле, учитывая тот эпохальный формационный сдвиг – вхождение в информационную эпоху, с неизбежной перестройкой системы миропорядка, какие интенции в Мире будет набирать силу – о развитии, автономизации автохтонных философских доктринах и системах, например, этно-национальных / народностно-племенных – африканских, семитских, славянских, индейских, etc. философий, или с учетом более высоких уровней систематизации – например, мусульманской, христианской, буддийской, etc., или Западная и Восточная, – ведь в основу классификации мы всегда полагаем некие критерии? – Какие, на Ваш взгляд, принципы и подходы к конструированию будущего окажутся востребованными?

 

О.К.: Уважаемый Вильям Владимирович, если говорить о моей исследовательской позиции, то при рассмотрении социальных или этнических общностей я придерживаюсь конструктивистского подхода – т.е. этнос, нация либо религия существует постольку, поскольку какая-то группа считает себя объединенной какими-то особыми этническими или религиозными отношениями, а другие группы тоже признают такое объединения, т.е. объединение на таких основаниях. Понимая, что каждый человек может / способен выстраивать и конструирувать свое Мироздание, то, исходя из этой посылки, мы принимаем и то, что человек в свое конструированное Мироздание может встроить и этнические, и религиозные, и иные ценностные ориентиры. Следовательно, мы согласны, что этническое, религиозное – это конструируемые уникальности, возникающие из «практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок».

Да, Мир одновременно стремительно меняется, становясь все больше вариативным, но вместе с тем воздействия глобализационных процессов превращают этот мир в «большую деревню», где почти все у всех на виду. Жизнь и существование в таком мире возможно, только если мы сможем научиться договариваться. Следовательно, толерантность – способность различать и уважать другого = иного – должна лежать в основе подходов и принципов для конструирования будущего. Толерантность ведь – это духовно-нравственное качество, характеризующее отношение к человеку, принадлежащему к другой расе, национальности, идеологической и/или этно-культурной, религиозной традиции, как равно-достойной личности. Если отказывать иному в чести и достоинстве, сколь бы вычурными не казались основания, на которые эти достоинства опираются, твои собственные основания вмиг оказываются еще более зыбкими, что того, которому ты отказываешь в приятии.

Так что именно толерантность предполагает паритетный диалог на познание нового – «чужого», ино-бытийного в этом диалоге; ведь не зря же и в языковом (лингвистическом) измерение это «ди-а-лог».

 

 

В.Ш.: Уважаемый Олег Владимирович, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться?

 

О.К.: Отвечу коротко: это будут те категории, которые способны выстроить в мировоззрении человека Мироздание, способное на сотрудничество и даже взаимодействие с Другим, включая и ино-бытийствующее. Именно на обнаружение и рефлексию таких категорий должны быть направлены усилия человека.

 

Дорогой Олег Владимирович,  благодарю Вас за эту содержательную беседу – вдохновений Вам и всем нашим пермским коллегам и вашим ученикам.

Если позволите – пользуясь случаем, хотелось бы реализовать еще один важный элемент, связанный с Днем Философии – он нечаянно возник в 2017 г. по инициативе наших студентов, – блиц-интервью по 10 вопросам мировоззренческого характера.

 

  1. Какова природа Вселенной?

О.К.: Природа нашей Вселенной материальна, но этот не говорит, что в материи отсутствует духовное начало. Еще в самом начале своего существования, в первые мгновения Большого Взрыва, вместе с первыми материальными элементами Вселенной появился потенциал для ее развития – потенция ее созерцания – начала проявлять и конституироваться «духовная» сфера. Нет, Вселенная неразумна, но материя обязательно содержит в себе духовный потенциал, из которого в ходе развития / становления (эволюции) «рождается» знание, этика, эстетика, идеи, ценности, верования.

 

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

О.К.: Высшего Существа, как Высшей Личности, нет. Есть человек, как высшая ценность, который на данном этапе эволюции Вселенной выражает высшее проявление духовного потенциала Вселенной – бытует как ценность – как всеобщее (целое) и уникальное, как цель и смысл.

 

  1. Каково место человека во Вселенной?

О.К.: Во Вселенной человек является высшей ценностью, способной к выбору и утверждению своего анти- – своего-для-себя-сакрального – своей антиномии, своей «пары», которая и задает качество личностным проекциям тому, что человек мыслит как Я.

 

  1. Что такое реальность?

О.К.: То, что есть – т.е. Бытие – неразрывность материального и духовного

 

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

О.К.: Только сам человек – его желания, убеждения, верования, ценностные ориентиры.

 

  1. Что такое добро и зло?

О.К.: Это мораль – определенные ценностные ориентиры в этической системе человека.

 

  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

О.К.: Жизнь – понятие многогранное: это и форма существования материи, и физиологическое существование человека, либо другого организма, и определенная культурно-социальная форма существования человека и общества. Если под понятием жизнь в вопросе понимать культурно-социальную форму существования, то следует сказать, что наша жизнь такова, потому что существуют разные формы культуры, традиции и разные формы социального устройства общества.

 

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

О.К.: Идеальные отношения между личностью и государством формируются в правовом государстве на основе прав человека (ПЧ) – фундаментальных, неотчуждаемых и обеспеченных основаниях. ПЧ являясь морально-правовыми нормами, защищают достоинство человека от произвола государства – государственной власти. Именно приоритет ПЧ в отношениях между личностью и государством (т.е признание государством нерушимость этих прав и свобод, а также обязанность их соблюдать) является одним из основных признаков современного правового государства.

 

  1. Что такое любовь?

О.К.: Чувство личной привязанности и заботы, желание благополучия тому, на что направлено это чувство.

 

  1. Что происходит после смерти?

О.К.: Распад действующей системы. Если мы говорим о смерти человека, то это, в первую очередь, трагедия, поскольку каждая жизнь – каждый человек (личность) – это бесконечное духовно-материальное индивидуальное Мироздание. И смерть любого человека означает гибель этого индивидуального Мироздания.

 

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться