Светлана Рязанова: прогнозы-предсказания – этакая философская экстрасенсорика – я против, предлагаю просто посмотреть, как оно само получится

Ноябрь 5, 2019


Интервью с Рязановой Светланой Владимировной – доктором философских наук, доцентом кафедры всеобщей истории Пермского государственного национального исследовательского университета, ст. научным сотрудник Пермского научного центра Уральского отделения РАН

Уважаемая Светлана Владимировна, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам – поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.

Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается …


В.Ш.:
Уважаемая Светлана Владимировна, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?


С.Р.:
Мне сложно вот так просто ответить на сложные и значимые вопросы. Если говорить о религии, то, конечно, на мой взгляд, человек пытается понять себя. Любой задаваемый мирозданию вопрос – это вопрос, касающийся человека как значимого для мироздания (и для себя) существа.


В.Ш.:
Светлана Владимировна, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно отнести к философским? Ведь если мир не является статичным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии – она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – может она умерла, а в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты? А может в мире уже появилось или скоро появится нечто более возвышенное и привлекательное, чем философия?


С.Р.:
Честно говоря, экзистенциальные и онтологические вопросы находятся вне сферы моих интересов – меня больше привлекает решение более частных проблем и вопросов как необходимых ступенек для познания более сложных вещей.


В.Ш.:
Если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – эти границы и горизонты, на Ваш взгляд, чем и как обеспечены? И если допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлинняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? И в целом, вообще, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли?


С.Р.:
По-моему, философский вопрос – это вопрос «мета»-природы, которые позволительно задать только человеку с определенными особыми способностями, который позволяет, как известно, «за лесом увидеть деревья».


В.Ш.:
Философия, как и любая другая отрасль знаний, инструментальна – должна развиваться, чтобы быть качественным и эффективным, востребованным, инструментом даже в смысле того, чтобы обеспечить региональное (уникальное) в глобальном (всеобщем), а с ними – и целое, если, конечно, эта категория будет сохранять функциональную и ценностную значимость. Этническое, национальное, как известно, – это ценностно (мировоззренчески и идеологически) обеспеченная уникальность. Как Вы полагаете, эти уникальности – практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок, или что-то иное? И в этом смысле, учитывая тот эпохальный формационный сдвиг – вхождение в информационную эпоху, с неизбежной перестройкой системы миропорядка, какие интенции в Мире будет набирать силу – о развитии, автономизации автохтонных философских доктринах и системах, например, этно-национальных / народностно-племенных – африканских, семитских, славянских, индейских, etc. философий, или с учетом более высоких уровней систематизации – например, мусульманской, христианской, буддийской, etc., или Западная и Восточная, – ведь в основу классификации мы всегда полагаем некие критерии? – Какие, на Ваш взгляд, принципы и подходы к конструированию будущего окажутся востребованными?


С.Р.:
Я вообще против прогнозов-предсказаний – этакой философской экстрасенсорики. Могу предположить, что тенденции будут разные, этакая политенденциозность и полиморфизм. Думаю, что при нормальном развитии культуры их будет тем больше, чем дальше эта самая культура будет развиваться.


В.Ш.:
Светлана Владимировна, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться?


С.Р.:
Как я уже и сказала – я против прогнозов, поэтому предлагаю просто посмотреть, как оно потом само получится. Зато у нас всех будет шанс сильно удивиться.

 

Уважаемая Светлана Владимировна, благодарю – похоже, так и есть – условия для удивления у нас почти везде и всегда.

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться