Артур Лотаков: к философии приходят осознано те, кто хочет избавиться от хаотичного жизнепроживания

Ноябрь 8, 2019

 

Интервью с Лотаковым Артуром Вячеславовичем – заместителем директора ГАУК г. Москвы ПКиО «Красная Пресня»

 

Уважаемый Артур Вячеславович, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам – поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.

Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается …


В.Ш.:
Уважаемый Артур Вячеславович, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?


А.Л.:
Мир цикличен – все в нем повторяется: содержание может и чаще всего остается однообразным, а формы и внешние факторы разные. В силу своего образования, жизненного опыта человек пытается понять смысл жизни. И смысл у каждой социальной группы свой, разный. Жизненные ценности, которые формируют целеориентированное поведение человека, на этом довольно пестром фоне нашего разнообразия являются основным критерием. И если группам / сообществам удается их понимать как схожие и важные дня себя, то и это народонаселение превращается в нацию – действует как субъект истории.


В.Ш.:
Артур Вячеславович, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно отнести к философским? Если мир не является статичнным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии – она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – она умерла, а в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты?


А.Л.:
К философии, в первую очередь, приходят осознано те, кто хочет избавиться от хаотичного жизнепроживания. И в этом смысле философия всегда будет востребована.


В.Ш.:
Если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – эти границы и горизонты, на Ваш взгляд, чем и как обеспечены? И если допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлинняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? И в целом, вообще, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли?


А.Л.:
Философский вопрос – вопрос который будет актуальный в любое время, а также в любом возрасте. Например как сказал актер  из фильма «Брат-2»: «А в чем сила, брат?», или другой пример – «В чем смысл жизни?», или «Есть ли высшие силы»? Ответы на эти вопросы у каждой социальной группы будет свой, как и у конкретного человека.


В.Ш.:
Философия, как и любая другая отрасль знаний, инструментальна – должна развиваться, чтобы быть качественным и эффективным, востребованным, инструментом даже в смысле того, чтобы обеспечить региональное (уникальное) в глобальном (всеобщем), а с ними – и целое, если, конечно, эта категория будет сохранять функциональную и ценностную значимость. Этническое, национальное, как известно, это ценностно (мировоззренчески и идеологически) обеспеченная уникальность. Уважаемый …., как Вы полагаете, эти уникальностипрактики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок, или что-то иное? И в этом смысле, учитывая тот эпохальный формационный сдвиг – вхождение в информационную эпоху, с неизбежной перестройкой системы миропорядка, какие интенции в Мире будет набирать силу – о развитии, автономизации автохтонных философских доктринах и системах, например, этно-национальных / народностно-племенных – африканских, семитских, славянских, индейских, etc. философий, или с учетом более высоких уровней систематизации – например, мусульманской, христианской, буддийской, etc., или Западная и Восточная, – ведь в основу классификации мы всегда полагаем некие критерии? – Какие, на Ваш взгляд, принципы и подходы к конструированию будущего окажутся востребованными?


А.Л.:
В Советском Союзе боролись с распространением религии, полагая что религия управляет массами. В настоящее время Религия, как и идеология, является неотъемлемой частью нашей жизни, а для некоторых и смыслом, формой жизнедеятельности – создаются все условия для ее развития. Похоже, что со временем число религиозно настроенных людей увеличивается: христиан в мире около 2,2 млрд, мусульман — 1,6 млрд, индуистов – 1 млрд, а постоянно возникающие новые формы религиозно и идеологически окрашенных мировоззренческих систем, наверное, и посчитать невозможно – настолько велика их динамика.

Меня, например, всегда впечатлял этот удивительный религиозно-этнокультурный сенкритизм – это уникальное чувство сакрального, когда священное всегда не менее «божественно». Уникальность этого феномена в том, что он обеспечивает наше и цивилизационное единство, нашу первую базовую глобальность, с одной стороны, а с другой – обеспечивает нашу видовую, этнокультурную и/или религиозно-идеологическую, уникальность. Так что если народы и этносы хотят сохраниться в истории, им предстоит научиться быть более внимательными к своим укладам и ценностям – тем ритмам, ритуалам и мифам, – которые исторически сформировались как этно-культурная традиция…

Ну а тот факт, что сегодня усиливается религиозный фактор, свидетельствует лишь о том, что политические идеологии перенастраиваются – приспосабливаются к новым условиям – они ведь не способны онтологизироваться, хотя и выполняют схожие с онтологией функции – пытаются обеспечивать целостность этно-политической (национально-государственной) системы.


В.Ш.:
Уважаемый Артур, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться?


А.Л.:
Мир цифровых технологий внедряется в жизнь каждого человека, порой затрагивая и его ценностное ядро. Будущее будет тесно связано с совмещением таких направлений как искусство и технологии, технологийный инжиниринг. Развитие этих направлений скажется на качестве жизни человека. Главное, что бы от избытка технологий не страдали сами люди – не деградировали, а продолжали развитие,  качественное развитие – к благу.


Уважаемый Артур Вячеславович, благодарю Вас.

Если позволите, хотелось бы реализовать еще один важный элемент, связанный с Днем Философии – он нечаянно возник в 2017 г., когда Вы проходили в Академии подготовку по магистерским программам. Теперь, когда Вы на другой стороне «баррикады», попробуем – блиц-интервью по 10 вопросам мировоззренческого характера:
 

  1. Какова природа Вселенной?

А.Л.: Вселенная это энергия, которая вокруг нас, а также бесконечность пространства.
 

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

А.Л.: Наукой не доказано, но в религии – это аксиома. Без этого начала, его некоторой объективации, вряд ли возможно то, что мы именуем человеческий мир – ресурс для поддержания морали, моральных систем – нравственности в обществе.
 

  1. Каково место человека во Вселенной?

А.Л.: Человек может возомнить о себе что угодно, но для вселенной он даже не песчинка, хотя и очень оригинальная – кто еще моделирует Вселенные и путешествует по ним?
 

  1. Что такое реальность?

А.Л.: Отказ от иллюзий.
 

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

А.Л.: Сам человек и сила его веры в это.
 

  1. Что такое добро и зло?

А.Л.: Относительное соотношение между действиями.
 

  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

А.Л.: Мы сами ее формируем – выбрали модели и принципы организации и придерживаемся данного курса.
 

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

А.Л.: Государство должно способствовать развитию человеческого капитала, а человек и сообщества людей делают государство сильным.
 

  1. Что такое любовь?

А.Л.: Зависимость от чего-либо.
 

  1. Что происходит после смерти?

А.Л.: Жизнь продолжается!

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться