Артур Йаш-Батырби: между философией и религией проходит тонкая и хрупкая грань, за которой, в случае ее разрушения, начинается хаос

Ноябрь 14, 2019

 

Интервью с Артуром Аюбовичем Йаш-Батырби ‒ общественным деятелем Республики Абхазия

Уважаемый Артур Аюбович, благодарю за возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о философии, ее месте в современном обществе, о важных вопросах волнующих человека с давних времен: Мир развивается – он велик и динамичен – возникают все новые и новые проблемы, а человек, похоже, даже с классическими все в силах разобраться.

А.Ц.: Уважаемый Артур Аюбович, если позволите, а что для Вас философия? Как ее понимать, познавать? Может это некая специфическая, из древних, игра человека – игра в мысль человеческого разума, либо оправданное неизвестностью мироздания жизнепроживание человека? Каково ее место в обществе? Зачем и кому она нужна, помимо самих философов

 

А.А.: Уважаемый Абзагу Геннадиевич, прежде всего – благодарю и Вас за возможность обменяться мнениями о важных для культуры, общества, человека вопросах.

Философия для меня это способ познания себя – внутреннего миро-устройства, притом в тесной связи с миром окружающим. Философия довольно опасна и может выглядеть некой игрой или оправданием неизвестности для мыслящего человека лишь в одном случае, если этот мыслитель не благочестив, не порядочный человеком. Философия может стать угрозой, затуманив умы и знатоков, если они вдруг сочтут, что их выбранный жизненный путь является единственным и самым верным. За такими людьми могут следовать многочисленные последователи, которые, в свою очередь, могут увлечь и массы – все они неизбежно окажутся в яме, как гласит народная мудрость.

Место философии в обществе определяется самим человеком. Как это ни странно, но философские истины, её начала для большинства сокрыты, и лишь совсем незначительная часть людей в повседневной жизни сталкивается с её малозаметными элементами – вспомним хотя бы элементарный курс философии, который каждый из нас изучал в вузе, – человек всю свою жизнь вопрошает, вопрошает, вопрошает… «Правильная философия», так я называю то начало человеческого здравомыслия, которое берёт свои истоки из жизненно благочестивого опыта поколений, нуждается в постоянной подпитке всё новых и новых мыслей и действий для того, чтобы не заржаветь в окружении многочисленных и разнообразных материальных соблазнов. Человек с чистыми намерениями, совестливый и честный, человек мыслящий, набирается опыта и знаний, чтобы шагнуть к новым горизонтам – на новую ступень: он начинает думать о смысле своей жизни, о своем предназначении, о том, что он должен привнести в эту жизнь и почему он понимает её так, а не иначе. Всё это немыслимо без «правильной философии», которая перерождается в мудрость, а за мудрым советом, как известно, многие из людей могут выстраиваться в очередь… — вот только бы найти эту мудрость….

 

А.Ц.: Уважаемый Артур Аюбович, а какие вопросы и проблемы являются для современного общества, на Ваш взгляд, актуальными – мир ведь модернизируется, меняя, экспериментируя, в том числе и с формами.

 

А.А.: В своём размышлении я оставлю без внимания материальную составляющую человеческой жизни и начну, как мне видится, с главного.

Есть народы глубоко консервативные, с ярко выраженными патриархальными установками – имею в виду не их видимое, к примеру, этикет, традиции и т.д., а их внутренний стержень – то психологическое состояние индивидов, в совокупности отражающие моральные качества народа. Такому консерватизму мой народ следовал веками, поскольку осознавал, что эти принципы помогают само-сохраниться. Но с тем, с чем народ столкнулся в XXI веке, оказалось совершенно необычным. За последние сто лет для этнопсихологии народа мир слишком быстро менялся – люди просто не успевали навыки своей повседневной жизни стереотипизировать, не успевали в должной мере адаптироваться – шагнуть в будущее в ногу с остальным миром. Понятно, что опоздать на поезд и пытаться вскочить в последний вагон – это как-то смешно, но осмыслять произошедшее и современность нужно, как бы тяжело это не было.

Думаю, нам – малочисленным народам, в первую очередь необходимо решать проблемы языка, чтобы он не исчез окончательно, нужно поддерживать и практиковать свою культуру – традиции и обычаи, – чтобы они сохранялись. Так мы не потеряем условий своей идентичности, а глядишь, еще и останемся в рядах первых – даст Бог, так и нащупаем свой путь в этом мире модернизаций всего и вся.

 

А.Ц.: Поле философии весьма обширно – от научных истин и теорий, до проблем, связанных с религиозностью и манипуляциями общественным сознанием и принципами социальной организации. Говоря иными словами, это — широкая палитра проявлений человеческого духа. Границы этого пространства задаются извечными философскими проблемами, на которые мыслящий человек не получает однозначного ответа. Последовательное хронологическое изучение философских воззрений, например, дает нам объективное представление о формах и средствах развития. Следовательно, освоение философии – это не более чем эффективный способ изобретения все более новых эпистем? Как думаете, можно ли открыть новизну в философии?

 

А.А.: Философия, думаю, тоже модернизируется – в ней и ее процессы идут не менее активно, чем в остальном мире – она расширяется и углубляется, прирастает новыми смыслами, рассуждениями в её самых разнообразных школах и направлениях. Это необходимо в первую очередь для самих философов, хотя бы для того, чтобы самоутвердиться на этом поприще.

Наверное, исторически сложившиеся философские направления могут исчерпать свои ресурсы и действительно стать историей, или же измениться и до такой степени – кардинально поменять свои базовые интенции и направления, – что от первоначальной идеи мало что сохранится. Если же говорить о какой-то принципиально новой философии, тогда придется отказаться от всего, что до селе известно в этой области. Почему же – спросите? Дело в том, что изучение философских направлений подталкивает человека в определённое русло и как бы навязывает ему логику самих этих идеи, принципов и подходов к организации, этик и эстетик самих этих школ. Бесконечно новое в философии, если, конечно, возможно так сказать, возникнет тогда, если мыслитель в основу будет полагать её древнейшие пласты – мифологемы её этнокультурной сферы, и на их основе обеспечивать де- и ре-конструкции. Может тогда мы сможем увидеть что-то новое, если окончательно не запутаемся в симулякрах J

 

А.Ц.: Нужно / можно ли задавать вопросы верующему человеку? Говоря иначе, можно ли верующему человеку быть «чуть-чуть» философом? Не уверен, что это значимый вопрос, но ведь есть проблема различий в уровнях мышления человека – каждый индивид рассуждает не только в контексте, в рамках своей природы, но и с учетом уровня своего опыта / развития – до того, как сознание достигнет своих творческих, философских начал, базовым основанием для него, своего рода рамкой / границей, выступает катехизис – догматы веры. 

 

А.А.: Не каждому верующему человеку вы сможете задать философские вопросы. Знаток религии – муж в этой области учёный и глубоко верующий человек, – конечно, могут быть немного философом. С такими людьми можно вести философские беседы – они, думаю, их и ведут, но повседневный человек должен быть готовы к тому, что религиозный человек вряд ли выйдет за пределы канонов – догматизм его мышления довольно суров.

В моих представлениях религия и философия – это вещи несовместимые. Как я и говорил, философствовать может только знаток, человек в практике мысли искуссный, да и то лишь наедине с собой или же с тем, кому это интересно. Во многом именно из-за философского способа вопрошания в религии появились многочисленные ответвления, которые породили непрекращающиеся споры и войны – кто из них более истиный. Так что да – между философией и религией проходит тонкая и хрупкая грань, за которой, в случае ее разрушения, начинается хаос.

 

А.Ц.: Философия, как и любая другая мысль, должна развиваться, чтобы помогать людям осознавать важные для жизни вопросы. Одновременно возникает другой существенный вопрос: может ли философия быть только своя, туземная – национальная, этническая? Этот вопрос возник не сегодня – в той или иной мере он касается и «больших», и «малых» народов. Можно ли говорить об африканской философии или автохтонной индейской, абхазской философии или правильнее считать, что в подобных случаях мы имеем дело с теми или иными формами мудрости?

 

А.А.: Национальная, этническая философия это та же начальная школа индивидуальной (этнической) формы мудрости со временем достигающая уровня мира – возвышающаяся до предельных универсалий. К мудрости, как известно, ведут разные пути: понятно, что чем их больше, тем разнообразней и интересней этот мир, но ведь есть и обратный механизм – известное лезвие номинализма – им ведь можно и вульгарный редукционизм обеспечить. Так что – за разум!

 

А.Ц.: Уважаемый Артур Аюбович, нельзя не упомянуть о феномене Апсуара, о которой нет единой дефиниции. О системе «Апсуара» в абхазоведческой литературе написано одновременно и много, и почти ничего. Понятие «Апсуара» – «Абхазство» – чаще всего толкуется как совокупность самобытных абхазских традиций и обычаев. В частности, В.А. Чирикба и Г.А. Климовой рассматривают Апсуара в качестве совокупности этических и моральных поведенческих норм, которыми охвачены во всем многообразии формы жизни абхазского общества. Историк Е.К. Аджинджал пишет: «Апсуара» – это «сакральный кодекс (конституция) духовного космоса абхазов». Здесь подчеркивается существенная роль религиозно-обрядовой (сакральной) стороны в духовном содержании апсуара. Философ М.Б. Квициния, рассматривая соотношение системы апсуара и национального характера, предлагает следующее определение: «Апсуара – это этносоциологический феномен, сформировавшийся в ходе складывания абхазского этноса (в начале в художественной культуре абхазов), ставший в историческом развитии выше эстетических, религиозно-нормативных представлений, вобравший в себя высшие законы абхазского общества». У Вас, как у историка, несомненно, есть свое представление о данной системе. Так что это такое – Апсуара? Можно ли называть его религиозно-философским учением, или рассматривать это понятие широко неверно?

 

А.А.: Апсуара – это не вера; это – осознание при жизни жизни после смерти.

Апсуара ассоциируется со многими понятиями, но прежде всего это есть сам человек, который рождается, становиться взрослым, создаёт семью, стареет, умирает и снова живёт в других мирах. Это – жизнь человека и ступени его воспитания и понимания этой жизни за всё то время, пока он ходит по этому свету. Апсуара несёт в себе совокупность всех норм человеческой морали, будь то честь, совесть, мужество, благородство и т.д. Все эти качества в абхазской традиции воспитываются годами вплоть до кончины человека. Культура абхазов пропитана Апсуара. Это понятие нельзя ограничивать какими-то рамками, давая ему то или иное определение. Безусловно, в основе его лежит совокупность самобытных абхазских обычаев и традиций, и уже из этого начинает произрастать её духовная составляющая.

Религиозно-философским учением Апсуара можно считать лишь отчасти. Во-первых, религия – это одна из составляющих Апсуара, хотя и играет в нем немаловажную роль. Во-вторых, его философичность не имеет под собой конкретных правил и законов, к примеру, как абхазский этикет, и потому называть Апсуара религиозно-философским учением я считаю некорректно.

От колыбели до могилы умный человек задаёт себе один и тот же вопрос: кто я? И если Апсуара это есть сам человек, которого невозможно понять, но реально прочувствовать, то попробуйте понятию Апсуара дать определение в узкой форме – это же сущностно-мифологический комплекс культуры, – мне будет интересно, что у вас получится.

 

А.Ц.: В научной среде часто задаются вопросом о внутренних качествах, которые могли двигать маленький народ на протяжении тысячелетий и довели до сегодняшнего дня, и, несмотря на многие препятствия, этот «маленький этнос» снова смог самоорганизоваться. Не является ли Апсуара тем движущим и сохраняющим народ механизмом – не является ли это учение оплотом от деморализации и диссолюции в этой мозаике мира?

 

А.А.: Несомненно, у каждого народа есть свои внутренние качества – они с разной степенью эффективности адаптируются под разные условия жизни, совершенствуются или обогащают своей привлекательностью другие народы. Апсуара не является исключением – её энергия и «правильная философия» всего окружающего сохранили небольшой народ до наших дней. Носителем Апсуара может быть любой представитель из народа. Вопрос в другом: в какой степени народ следует этому понятию – придерживается его как традиции?

Механизм этого понятия устроен таким образом, что за ним постоянно нужен уход. Без этого должного ухода и человек, и общество деградируют. В понятии Апсуара есть два жизненно важных столпа:

  1. Страх (ашәара). Это тот страх, перед которым можно потерять достоинство и честь, опозорив при этом семью, род и собственно сам народ.
  2. Стыд (аҧхашьара) – то, что оберегает человека от страха, от необдуманного решения, в сложных или же повседневных возникающие перед ним вопросах.

Именно эти два понятия-категории и являются, на мой взгляд, оплотом Апсуара, которая в свою очередь оберегает народ от деморализации в этой мозаике мира.

 

А.Ц.: Как Вы думаете, а стоит ли прописывать Апсуара, стоит ли его фиксировать как некую народную конституцию? Вы не думали о том, что если это сделать, система Апсуара можем начать разрушаться? Может Апсуара спасло именно отсутствие кодикологизации – отсутствие формализации как некой рамки, которую бы учитывал каждый, кто считает себя апсуа-абхазом? Или наоборот?

 

А.А.: Абзагу Геннадиевич, если бы Вы задали мне этот вопрос в позапрошлом столетии, я бы на него ответил отрицательно: нет, не стоит его прописывать и фиксировать как некую народную конституцию. Но в те времена носителей Апсуара было много больше, нежели сейчас, и весь свод её законов передавался в устном виде при непосредственном контакте со знатоком. Сегодня мы с вами наблюдаем иную картину: в условиях глобализации и тесной связи человека с компьютерными технологиями Апсуара стоит зафиксировать не только как народную конституцию, но и транслировать её на телевидении в интернет-порталах. На бумажном носителе помимо свода, законов и правил нужно также представить и в форме философского трактата, чтобы читатель понимал всю необъятность понятия абхазство-апсуара. Сама система, её целостность, несомненно, подвергнется разрушению, но при сегодняшних реалиях всё-таки стоит этотр материал издать. Что касается полного изучения Апсуара, в этой части, думаю, нужен специализированный институт, как это бывало в прошлом, где будут обучать канонам Апсуара с её философскими суждениями.

 

А.Ц.: Сможет ли маленький народ противостоять глобализации, которая с каждым днём все более и более набирает обороты? И, вообще, стоит ли нам ей противостоять?

 

А.А.: Противостоять глобализации невозможно: рано или поздно, если дальше всё так и будет продолжаться, то не только государства, но и мир станет моноэтничным. Не стоит бороться с глобализацией и тратить на это силы: это тоже самое, как пытаться разрушить скалу стрелами она всё ровно сделает своё, а маленький народ потеряет только время и свои ограниченные ресурсы. В первую очередь, следует направить свои силы на сохранение языка и культуры, и именно в этом стоит использовать все доступные средства и методы самой глобализации.

 

А.Ц.: Уважаемый Артур Аюбович, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется, меняет формы, соответственно, меняется и сознание социума. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ можно ожидать в ближайшие время?

 

А.А.: Уважаемый Абзагу Геннадиевич, я консервативен во взглядах на будущее: человеческая сущность в материальном смысле слишком ненасытна она устроит себе апокалипсис. Порядочность в нашем обществе стало изгоем: можно видеть улыбки людей, но искренность на их лицах сравнима с потускневшей злобой. Лучшие из народа не могут найти себе место в этом мире мы всё чаще с ностальгией оборачиваемся к образам героического прошлого наших предков. Я не вижу перспективы в части вопрошания о проблемах расцвета порядочности очень многие даже из сильных ломаются под натиском современных стандартов и условий жизни: остаются одинокими, несемейными, со своими мыслями о том, что было и чего не стало. Алчность, жадность, лицемерие и безнравственность вот что в избытке можно наблюдать сегодня. Носители таких качеств будут определять границы мировосприятия в булущем. Мировое сообщество нацелилось на уничтожение всех человеческих ценностей, которые считались классическими, ибо в мире глобализма развратом и хаосом управлять легче, нежели благородством и порядком. Общественное сознание строиться именно на внедрении в умы подрастающего поколения принципа «я и только я, и больше никто». Человек переоценил себя, и пока не понимает, что в этом вся трагедия лучшего и несостоявшегося.

 

Уважаемый Артур Аюбович, благодарим Вас за эту содержательную беседу и уверенную позицию – вдохновений Вам!

 

Интервью подготовил:

Цвижба Абзагу Геннадиевич – аспирант 1 года обучения кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС (научный руководитель – проф. В.В. Шмидт)

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться