Марина Миндолина: мысль является условием нашего существования

Ноябрь 23, 2019

 

Интервью с Мариной Миндолиной, кандидатом философских наук – председателем комиссии женского мототуризма Федерации мототуризма России, заместитель редактора газеты «Наш Белгород».

Уважаемая Марина, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.


Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается …

 

А.К.: Уважаемая Марина, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?

 

М.М.: Любой нормальный человек, на мой взгляд, стремится к осознанности действий и, в целом, существования. Для него важно понимать, что представляет собой этот мир, как он устроен и, прежде всего, наверное, какое место он в нём занимает – с какой миссией в него пришёл, что может изменить, на что повлиять, как улучшить то, что уже есть. При получении ответов на эти вопросы жизнь человека приобретает цель и смысл.

 

А.К.: Уважаемая Марина, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно отнести к философским? Ведь если мир не является статичным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии –она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – может она умерла, а в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты? А может в мире уже появилось или скоро появится нечто более возвышенное и привлекательное, чем философия?

 

М.М.: Философии в её исконном значении, как «любви к мудрости», не суждено потерять актуальность, пока мы в состоянии думать – мысль является условием нашего существования. Вряд ли для разумного и осознанно существующего человека есть что-то более важное и нужное, чем эта самая способность мыслить, и более увлекательное, чем находить ответы на вопросы, которые ставит перед нами само бытие. Думаю, в XXI веке на повестку вполне можно поставить следующие вопросы:

  • какие блага более значимы – духовные или материальные?
  • есть ли моральные ограничения для прогресса науки и техники?
  • какова цена человеческой жизни?
  • является ли человек высшим существом на земле – истинным царем природы?
  • является ли человек хозяином своей судьбы или его жизнь – некая данность, предопределенная свыше?
  • являются ли интересы человечества «средним арифметическим» интересов всех людей на земле, или их способна осознать только некая «думающая элита»?

И этот спектр можно продолжать …

 

А.К.: Если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – эти границы и горизонты, на Ваш взгляд, чем и как обеспечены? И если допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлинняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? И в целом, вообще, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли?

 

М.М.: Границы мира человека определяются его способностью к познанию самого себя и всего, что его окружает; точнее доступными ему инструментами этого познания. Поэтому основным вопросом философии, на мой взгляд, является гносеологический. Но он даже не столько в том, познаваем ли мир, сколько об инструментах этого познания. В качестве таковых можно рассматривать, например, науку и веру. Что же касается онтологической стороны основного вопроса философии – что первично материя или сознание, думаю, он все же надуманный – он ведь возникает не во всех философских системах…

 

А.К.: Философия, как и любая другая отрасль знаний, инструментальна – должна развиваться, чтобы быть качественным и эффективным, востребованным, инструментом даже в смысле того, чтобы обеспечить региональное (уникальное) в глобальном (всеобщем), а с ними – и целое, если, конечно, эта категория будет сохранять функциональную и ценностную значимость. Этническое, национальное, как известно, – это ценностно (мировоззренчески и идеологически) обеспеченная уникальность. Уважаемая Марина, как Вы полагаете, эти уникальности – практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок, или что-то иное? И в этом смысле, учитывая тот эпохальный формационный сдвиг – вхождение в информационную эпоху, с неизбежной перестройкой системы миропорядка, какие интенции в Мире будет набирать силу – о развитии, автономизации автохтонных философских доктринах и системах, например, этно-национальных / народностно-племенных – африканских, семитских, славянских, индейских, etc. философий, или с учетом более высоких уровней систематизации – например, мусульманской, христианской, буддийской, etc., или Западная и Восточная, – ведь в основу классификации мы всегда полагаем некие критерии? – Какие, на Ваш взгляд, принципы и подходы к конструированию будущего окажутся востребованными?

 

М.М.: Несмотря на нарастающие тенденции культивирования национальной и этнической уникальности, глобализация по-прежнему остаётся явлением, определяющим направление развития культуры человечества в целом. Соответственно, наиболее востребованными становятся универсальные принципы, так или иначе находящие отражение во всех частных мировоззренческих системах и философских доктринах.

 

А.К.: Уважаемая Марина, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться?

 

М.М.: Думаю, в будущем человечество сможет решить множество вопросов, связанных с границами познания и возможностями изменения мира, отчего в качестве побочного эффекта получит иллюзию вседозволенности и всемогущества. Наиболее актуальными, в связи с этим, станут вопросы веры и других моральных императивов, стоящих в основе сохранения человечества как вида.

 

Уважаемая Марина, благодарим Вас за этот разговор.

Пользуясь случаем, хотелось бы реализовать еще один важный элемент, связанный с Днем Философии – как рассказывает руководитель этого проекта проф. В.В. Шмидт, он нечаянно возник в 2016 г. по инициативе студентов ИГСУ РАНХиГС, – блиц-интервью по 10 вопросам мировоззренческого характера:

  1. Какова природа Вселенной?

М.М.: Природа Вселенной дуальна в ней есть как материальный, так и духовный субстрат.

 

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

М.М.: Есть такое Существо, и в разных мировоззренческих системах оно называется по-разному, например, Богом или Законом Вселенной, а Его значение – наделение людей принципами совместного существования, обеспечивающих выживание и развитие человечества.

 

  1. Каково место человека во Вселенной?

М.М.: Человек – наиболее совершенное существо на Земле, способное познавать и менять её, а с тем оно – самая серьезная угроза её существования.

 

  1. Что такое реальность?

М.М.: Истина, доступная нашему познанию.

 

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

М.М.: Его способности как данность и их реализация как проявление воли человека в его стремлении к совершенству.

 

  1. Что такое добро и зло?

М.М.: Соблюдение или несоблюдение принятых в обществе норм морали.

 

  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

М.М.: Потому что мы такие, какие есть.

 

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

М.М.: В идеале государство – это добровольная форма самоорганизации свободных личностей в целях их совместного плодотворного и взаимовыгодного существования.

 

  1. Что такое любовь?

М.М.: Великая созидательная и жизнеутверждающая сила, данная человеку при рождении.

 

  1. Что происходит после смерти?

М.М.: Новая жизнь.

 

Интервью подготовила: Анна Владимировна Комарова, кандидат философских наук – руководитель направления по крупному корпоративному бизнесу АО «АЛЬФА-БАНК»

 

Нравится
Поделиться