Вышел новый номер журнала ИГСУ «Государство, религия, церковь» №1 2020

Январь 13, 2020

Вышел в свет новый номер (#1 2020) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающегося в ИГСУ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы. Главная тема данного номера: «Тибето-монгольский буддизм: новые траектории в XX–XXI вв.».


Этот выпуск посвящен теме столкновения и взаимодействия традиционных буддийских общин Внутренней Азии с совокупностью явлений и процессов, которое в научной литературе принято называть очень общим и размытым термином modernity, или эпоха модерна. В общих чертах это явление берет свои корни в европейской истории XVI–XVIII веков и тесно связано с идеями и ценностями Реформации, Просвещения и научной революции, которые вместе с колониальной экспансией европейских держав в какой-то момент стали вторгаться в жизнь неевропейских обществ, в том числе и так называемых традиционных буддийских обществ Азии. Еще более решительным и даже катастрофичным стало воздействие на буддийские общества Внутренней Азии марксистской идеологии и модернизационных проектов социалистических режимов XX века. Мы собрали в этом номере работы, в которых специалисты в области истории, социологии и антропологии буддизма анализируют, каковы были сценарии, формы и результаты этих взаимодействий и как они отражались на участниках описываемого процесса.

Речь в номере пойдет об относительно небольшой по численности, но охватывающей широкие географические пространства тибето-монгольской традиции буддизма. К XVII–XVIII векам она распространилась на огромном пространстве Евразии от южных предгорий Гималаев до калмыцкой степи, но главные ее политические центры традиционно находились в Тибете и Монголии. Нужно сказать, что волна постколониальных исследований 1970–90-х гг., в которую были главным образом вовлечены специалисты, занимающиеся буддийскими обществами южной и юго-восточной Азии, в меньшей степени коснулась этой региональной ветви буддизма. Частичным объяснением этому может служить значительная закрытость этих обществ и недоступность информации о процессах, происходивших в них на протяжении большей части XX века, широкому кругу международных исследователей. После падения теократического режима в Тибете в 1959 году на Запад хлынул поток беженцев из Тибета, в числе которых было много ученых монахов и духовных практиков, что с начала 1960-х гг. привело к бурному развитию в Западной Европе и США исследований в области буддийской философии и текстологии. И лишь в последние десятилетия и главным образом в США был опубликован ряд работ, в которых основной исследовательский фокус направлен как на рецепцию идей и практик западного модерна в тибето-монгольских буддийских обществах, так и на обратное воздействие этих обществ на западную массовую культуру.

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

#1 2020

Главная тема: Тибето-монгольский буддизм: новые траектории в XXXXI вв.

  • Николай Цыремпилов, Ирина Гарри. Буддизм в эпоху модерна: предисловие
  • Ирина Гарри . Культ Авалокитешвары и конкурирующие национализмы сино-тибетского пограничья (1911–1951 гг.)
  • Татьяна Бернюкевич. Рецепции буддизма в России и «русское азиофильство» конца XIX — начала XX в.
  • Тимур Бадмацыренов, Владимир Родионов. Буддийское возрождение и конструирование буддийского сообщества в современной Бурятии
  • Рустам Сабиров. Монгольский буддизм в XXI веке: в процессе конструирования
  • Кристина Йонутите. «Без овечьей отары достойной жизни не будет»: установление границы религии в контексте социально вовлеченного буддизма в Бурятии
  • Андрей Знаменский. «Белая вера» в Горном Алтае: тибетский буддизм, Монголия и Ойротское пророчество (1880-е — 1920-е гг.)
  • Эльза-Баир Гучинова. Паломничество как путь к вере: опыт социального конструирования религиозности

Varia

  • Павел Ходзинский. Проблема языков богословия в «Большой трилогии» о. Сергия Булгакова
  • Светлана Рыжакова. Шабаримала: девственный бог Айяппа, гендерное равенство и споры вокруг религиозной свободы в современной Индии
  • Виталий Наумкин. Русский дипломат в вилайете исламских святынь в начале XX века
  • Игорь Гаспаров. Алвин Плантинга и Фома Аквинский о возможности естественного знания о Боге

Научная жизнь

  • Максим Каиль. История русского православия в век революций и модернизации: международная конференция в Смоленске

Аннотации статей

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться