Управление персоналом — развитие человеческого капитала

Октябрь 11, 2016

Заведующая кафедрой управления персоналом Института государственной службы и управления Лариса Обухова приняла участие в работе XVII Саммита HR-директоров России и СНГ. Крупнейшая площадка профессиональной дискуссии по вопросам управления персонала прошла 6-7 октября в Москве.

Обухова Лариса Александровна

Обухова Лариса Александровна

Заведующая кафедрой управления персоналом. Профессор кафедры управления персоналом.

R
Доктор социологических наук
R
Доцент
R
Член Российской Академии Естествознания

Лариса Александровна, Вы постоянный участник саммита. Что изменилось в работе форума за эти годы?

— За прошедшие годы неизмеримо выросли престиж профессии, влияние HR-руководителей на ключевые решения и процессы в организации, изменилась роль кадровой службы и методы ее работы. Многие участники первой конференции 1998 года, бывшие в то время директорами по персоналу, руководителями отделов кадров, стали вице-президентами, членами правления крупных организаций, выросли вместе со своими компаниями. Саммит HR-директоров сегодня — это крупнейшая ежегодная встреча руководителей по персоналу высокого уровня на территории России, постсоветского пространства и, возможно, в Европе. Обсуждались как стратегические вопросы управления человеческим капиталом, основные тенденции и события за текущий год, так и лучший опыт, практика решения важных для предприятий и организаций вопросов, самые актуальные бизнес-кейсы, представленные HR-руководителями наиболее динамичных и современных компаний.

Сегодня действительно очень важная проблема – это кадровое обеспечение государственной гражданской службы. Вы знаете, что Президентом России поставлена важнейшая задача – качественное изменение системы государственного и муниципального управления.

Нынешний непростой этап в экономике накладывает отпечаток и на характер ведения бизнеса, определяет ситуацию на кадровом рынке и делает особенно актуальными повышение эффективности организации в целом и человеческого капитала, в частности. Все эти события разворачиваются на фоне глобальных технологических перемен, которые меняют само общество и характер ведения бизнеса, требуют от организаций изменения корпоративной культуры, структуры и непрерывной адаптации к быстро меняющимся условиям. Мир становится цифровым, и в этих условиях успех приходит к тем, кто готов к инновациям и к изменениям.

Каковы новые тренды в HR-сфере?

Эффективное управление персоналом становится важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий и достижения ими экономического успеха. Теория и опыт доказывают, что управление персоналом нельзя сводить к весьма ограниченному набору действий, традиционному для отделов кадров в Российской Федерации. В фирмах развитых стран и в крупных отечественных организациях действуют единые службы управления человеческими ресурсами, которые выполняют весь комплекс функций по управлению персоналом. Эти службы, как правило, подчинены одному из высших руководителей организации.

В российской управленческой практике до последнего времени отсутствовало само понятие «управление персоналом». Основное внимание уделялось проблемам управления трудовыми ресурсами на уровне страны и регионов, а также вопросам подготовки кадров и социального развития. Большую часть объема работ выполняли, как правило, руководители подразделений, отделы кадров не были ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы.

Переход к рыночным структурам управления принципиально меняет положение в области управления персоналом организации, поскольку рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с органами государственной власти, с производственными партнерами, работниками. Претерпевает изменение и отношение к персоналу организаций, так как экономические реформы имеют социальную направленность. В силу присущей специфики управление персоналом теперь представляет собой особый вид управленческой деятельности; для управления персоналом необходим творческий подход, индивидуализация и учет долгосрочной перспективы при принятии всех решений.

Одна из аксиом управления гласит: любая проблема предприятия — это проблема управления человеческими ресурсами. В то же время подходы к управлению персоналом могут варьировать в зависимости от размеров, организационно-правовых форм, типов организаций и др. Например, для крупных фирм уместно использование проверенных на Западе универсальных методик, в то время как подход к управлению персоналом на малом предприятии требует обязательного учета российской специфики.

Как вы считаете, каковы главные особенности подготовки управленцев среднего и высшего звена?

Проблема эффективного управления персоналом сегодня особенно остро стоит для предприятий, поскольку в условиях высококонкурентной среды организациям приходится изыскивать новые возможности наращивания своего потенциала. Необходимость выживания в условиях рынка предопределяет постоянный поиск преимуществ, способных стать факторами конкурентоспособности на современном этапе. В этой ситуации научно обоснованный, творческий подход к управлению персоналом может обеспечить повышение эффективности функционирования организаций.

Кроме того, жизнь динамично меняется. Меняются и требования к управленческим структурам. Поэтому сегодня мы открываем серию программ, которые касаются стратегического управления. Стратегическое управление – это управление с ориентиром на будущее. Нужно качественно обеспечивать подготовку управленцев среднего звена, высшего звена – сегодня очень серьезные требования предъявляются к этой категории людей. Руководитель любого предприятия должен очень много знать и из области экономики, и из области психологии, социологии, права, международного права и т.д. Директор по персоналу – одна из ключевых топ-менеджерских позиций. Работодатели хотят видеть на ней сильного управленца. Стратег, способный разработать и выстроить кадровую политику, внедрить соответствующие процедуры в соответствии с бизнес- задачами компании, – мечта большинства руководителей. Однако таких кандидатов на рынке единицы. Получение качественного бизнес-образование – это серьезное вложение в собственную капитализацию

Чем обусловлен, на ваш взгляд, интерес к программе магистратуры «Управление персоналом государственной службы и корпорации», которой вы руководите?

Программа реализуется уже 15 лет. За это время российский рынок бизнес-образования претерпел значительные изменения, и наша программа не исключение. Устойчивый успех программы «Управление персоналом государственной службы и корпорации» на высококонкурентном рынке прежде всего связан с ее ориентацией на реальные потребности и ожидания слушателей. А это люди с большим опытом работы в системе государственного, муниципального управления, бизнесе, они нацелены на серьезное профессиональное развитие, стремятся к обмену опытом в процессе проектной, командной работы и хотят получить отдачу от общения. Мы предоставляем для этого все возможности.

Основная тенденция развития наших программ – это совместные образовательные модули с участием коуч-тренеров, экспертов, руководителей кадровых служб. Примечательно, что совместные учебные курсы дают слушателям новые управленческие инструменты, позволяющие действовать максимально эффективно при формировании систем управления, в том числе управления человеком, поскольку «заточен» на разработку кадровых технологических решений для бизнеса.

Вопрос о том, способны ли HR-руководители работать на стратегическом уровне управления, не подвергается сомнению. В компаниях, где ключевым навыком является знание, люди представляют абсолютную ценность. И это позволяет директору по персоналу занять центральное место в первом управленческом ряду.

Такие встречи профессионального сообщества, как Саммит HR-Директоров России и СНГ, создают площадку для обсуждения актуальных аспектов развития человеческих ресурсов и способствуют распространению лучшего опыта по управлению человеческим капиталом в масштабах не только нашей страны, но и всего постсоветского пространства.

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться