В ИГСУ прошел Международный научно-практический семинар: «Проблемы кодификации законодательства в России и Польше: потребность и необходимость»

Ноябрь 17, 2016

Кафедрой правового регулирования экономики и финансов Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС при Президенте РФ был проведен Международный научно-практический семинар по теме: «Проблемы кодификации законодательства в России и Польше: потребность и необходимость» с участием Леонарда Этеля, профессора, доктора наук, заведующего кафедрой налогового права Университета в Белостоке (Польша) и Славомира Преснаровича, доктора наук, судьи Высшего Административного Суда Республики Польша.

Это первый семинар из цикла совместных российско-польских научных мероприятий, посвященных актуальным проблемам финансового права. Инициатором и базой проекта выступают кафедра правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ под руководством заведующей кафедрой Еленой Черниковой, д.ю.н., к.э.н., доцент, федеральным судьей в отставке.

Черникова Елена Вадимовна

Черникова Елена Вадимовна

Заведующая кафедрой правового регулирования экономики и финансов. Профессор кафедры правового регулирования экономики и финансов.

R
Доктор юридических наук
R
Кандидат экономических наук
R
Член Центра публичных финансов стран Центральной и Восточной Европы
R
Член Международной ассоциации финансового права (МАФП)

Целью данных научных мероприятий является популяризация современных знаний финансового права, исследование, анализ и мониторинг финансово-правового регулирования общественных отношений в России и странах Центральной и Восточной Европы.

С приветственным словом к участникам семинара обратился Игорь Барциц, директор ИГСУ РАНХиГС, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист, действительный государственный советник РФ 3-го класса. Тематика семинара заслуживает особого внимания и поддержки со стороны российских и зарубежных ученых, поскольку равнозначно важными являются вопрос разумности и справедливости налогообложения и проблема стабильности налоговой системы. При этом Игорь Барциц подчеркнул, что – это реальная проблема для России, поскольку наметившаяся тенденция к увеличению числа и размера налоговых платежей может привести к практике, так называемых, «налоговых ловушек». Игорь Барциц  поблагодарил ученых из Польши, заметив, что рад сотрудничеству и налаживанию научных контактов со специалистами из стран Центральной и Восточной Европы.

Барциц Игорь Нязбеевич

Барциц Игорь Нязбеевич

Директор ИГСУ РАНХиГС. Председатель приёмной подкомиссии ИГСУ. Главный редактор журнала «Государственная служба». Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин. Председатель ученого совета.

R
Доктор юридических наук
R
Профессор
R
Заслуженный юрист Российской Федерации
R
Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Участников семинара также поприветствовала Елена Киреева, декан факультета управления персоналом и государственной службы ИГСУ РАНХиГС, доктор юридических наук, отметив, что добрые отношения между нашими государствами надо передавать студентам, дабы сохранять традиционное взаимопонимание.

Киреева Елена Юрьевна

Киреева Елена Юрьевна

Декан факультета управления персоналом и государственной службы. Заведующая кафедрой правового обеспечения государственной и муниципальной службы.

R
Доктор юридических наук
R
Профессор
R
Заместитель председателя Диссертационного совета по защите докторских диссертаций по юридическим наукам
R
Член экспертного совета ВАК по праву при Министерстве образования и науки Российской Федерации

С основными докладами на семинаре выступили Леонард Этель, Славомир Преснарович, Димитрий Бурцев и Максим Прокошин.

В своем выступлении председатель Кодификационной комиссии по общему налоговому праву Леонард Этель отметил, что «плохо сконструированный закон — это не только проблема налогоплательщика, который очень часто его не понимает, а потому не знает, как поступить, но также и проблема налогового органа, который должен его применять, не понимая его. Я не говорю уже о судах и доктрине, при которой искусство толкования в отношении множественных законов очень часто приводит к таким же результатам. При этом характерно, что постулаты эти касаются уже не только отдельных законов, но и целых институтов, отраслей и структуры действующего закона о налогообложении». По мнению ученого необходимость изменений и преобразования законов о налогообложении формулируются не только налогоплательщиками, которые постоянно жалуются на качество налогового законодательства, но также и налоговыми органами, наукой и судебной практикой.

Самым большим вызовом, связанным с подготовкой нового закона о налогообложении, является создание таких механизмов, которые приводили бы к равновесию общественного интереса и интереса налогоплательщика. Нельзя просто продвигать решения, выгодные казне или налогоплательщику. Спорные вопросы необходимо решать в соответствии с правом налогоплательщика, но также и принимая во внимание интересы государства, то есть, проще говоря, организации, финансируемой всеми налогоплательщиками.

Судья Высшего Административного Суда Республики Польша Славомир Преснарович подробно рассказал о системе судебного регулирования экономических отношений в Республике Польша.  С 1 января 2004 года в Польше функционирует двухинстанционная система административной юстиции. Судами первой инстанции являются воеводские административные суды (осуществляющие деятельность во всех 16 воеводствах), судом второй инстанции является Высший административный суд в Варшаве. Судебно-административное производство проходит по принципу состязательности, последствием которого является выступление перед судом в качестве отдельных субъектов (сторон производства) жалобщика, т. е. субъекта, имеющего право на внесение жалобы (каждого, у кого есть правовой интерес), а также налоговый орган, решение которого обжалуется. У вышеназванных сторон производства в воеводском административном суде есть право на кассационную жалобу в Высший административный суд Польши, если считают, что произошло нарушение материального права из-за неправильного толкования или неправильного правоприменения, или нарушения положений производства, если нарушение могло существенным образом повлиять на результат дела. В кассационной жалобе обязательно должен участвовать адвокат. В принципе, как приговоры воеводских судов, так и Высшего административного суда имеют реформаторный характер, заключающийся в отказе в жалобе, отказе в принятии жалобы или отмене решения налогового органа или (соответственно) Высшего административного суда. Решения по существу в судебно-административной практике встречаются редко.

Особенности российского налогового законодательства были раскрыты в докладах Димитрия Бурцева, к.ю.н., доцента кафедры правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС «О роли кодификации российского налогового законодательства, как фактора развития российской экономики» и Максима Прокошина, к.ю.н., доцента кафедры правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС «Тенденции развития налогового права в России и Европе».

В обсуждениях приняли участие Елена Черникова, заведующая кафедрой правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, д.ю.н., к.э.н., доцент, федеральный судья в отставке;

  • Марек Зелиньски, Советник-Министр, Руководитель Консульского Отдела, Посольство Республики Польша в Москве;
  • Сергей Запольский, д.ю.н, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий сектором Административного права Института государства и права Российской Академии наук;
  • Наталья Поветкина, д.ю.н., заведующая Отделом финансового, налогового и бджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ;
  • Юлия Леднева, к.ю.н., доцент кафедры правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, судья в отставке;
  • Анна Реут, к.ю.н., доцент Финансового университета при Правительстве РФ;
  • Марина Лактаева, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ИГСУ РАНХиГС.

Обсуждение научных финансово-правовых проблем сотрудниками кафедры правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ было продолжено 11-12 ноября 2016 года в г.Воронеже на Международной научно-практической конференции «Налоговый суверенитет и защита прав налогоплательщиков: опыт Евразийского экономического союза и Европейского союза», организованной Юридическим факультетом ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», Общероссийским филиалом в Воронеже Центра информации и организации исследований публичных финансов и налогового права стран Центральной и Восточной Европы, Российским отделением Международной налоговой ассоциации (РОС-ИФА), Воронежским региональным отделением общественной организации «Ассоциация юристов России».

Кафедра правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ приглашает к активному научному сотрудничеству всех из числа заинтересованных лиц профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов, магистрантов, слушателей финансово-правовых дисциплин!

Наши контакты:

  • Адрес: 119571 г.Москва, пр.Вернадского, д.84, корпус 8, комната 1021, РАНХиГС при Президенте РФ
  • Телефон: 8-499-956-06-99
  • Электронная почта: yv.ledneva@migsu.ru

Выступления участников семинара.

 

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ИГСУ РАНХиГС

16 ноября 2019 в 14:00 Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС приглашает на День открытых дверей.

В программе мероприятия презентация образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

You have Successfully Subscribed!

Нравится
Поделиться