Интервью с Фердинандо Пелаццо: «История не имеет сослагательного наклонения»

Январь 16, 2017

«История не имеет сослагательного наклонения» — интервью с Фердинандо Пелаццо провел профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Вильям Шмидт.

Фердинандо Пелаццо

Фердинандо Пелаццо

Глава представительства банка «УБИ Банка» (Италия) в Москве, казначей итальянской школы при посольстве Итальянской Республики в Москве.

Лауреат VII Ежегодной международной премии «Банковское дело — 2011» в номинации «Лучший Глава Представительства иностранного банка».

Вильям Шмидт: Уважаемый г-н Пелаццо, в  анонсе Гайдаровского Форума, темой которого в 2017 г. определена «Россия и мир: выбор приоритетов», наш ректор – профессор В.А. Мау отметил: «…сейчас мир подошел к той развилке, когда определяются контуры приоритетов пост-кризисного мира… Традиция этого форума – он проходит за неделю до Давоса… – чтобы до Давоса была первая дискуссия по экономической политике…». Позволю дополнить: в основе экономики – уклады культуры, аксиологии и гносеологии, онтологические модели, и лишь потом – экономические и правовые модели и системы. В этом году впервые в рамках Форума будет работать секция, посвященная религиоведческой и этнокультурологической тематике – «Религиозное и этнокультурное разнообразие: развитие, устойчивость, безопасность», а потому, в рамках подготовки к ней, хотели бы задать Вам, как представителю экономической сферы высокого уровня, хотели бы задать несколько вопросов.

Уважаемый г-н Пелаццо, на 2017 год выпадают две знаменательные в истории мира даты – 500-летие протестантской Реформации и 100-летие Октябрьской революции. Что они означают для Вас?

Фердинандо Пелаццо: Оба события имеют свои плюсы и минусы, однако, с исторической точки зрения, к ним надо относиться «без ненависти и энтузиазма». Относительно событий 100-летней давности — такой подход легче воспринимается иностранцами, чем русскими, которые еще частично живут в советском пространстве и которые с трудом могут выйти из него, тем более что Октябрьская революция, без учета идей социализма, опиралась на элементы русской истории. Если мы посмотрим на события 500-летней давности, можно сказать так. Разные религии и рождение новых религиозных течений опирались и опираются на расколы (сектантство) в рамках существующих религий. Взять хотя бы католицизм: это ведь плод раскола Церкви на Православную и Католическую, а протестантизм возник в ходе раскола католицизма. Эти движения очень часто создавались для того, чтобы жить по Евангелию. Зачастую они просто-напросто отталкивались от него. Однако, этот процесс необратимый, так как связан с глобализацией, которая объединяет разные традиции и предрассудки, вовсе не связанные с религиозным движением. И если посмотреть на современные тенденции в религиозной сфере в контексте политических процессов, я бы указал на существующие риски для России, на мой взгляд, – создание конфедерации на основе религиозных принципов.

В.Ш.: Очень интересное замечание о рисках – спасибо!

Уважаемый г-н Пелаццо, Вы случайно не обратили внимание на инициативы Его Святейшества, Папы Римского Франциска? Если еще год назад интенции его слов дали повод к заголовкам «Папа нового мирового порядка», то буквально вчерашние о создании «наднационального монетарного органа» – поставить вопрос «…и кто после этого скажет, что понтифик не обслуживает интересы сообществ, строящих тотальное царство, где всё на всех уровнях будет управляться из одного центра?», как это сделал в своей ленте протоиерей Всеволод Чаплин (член Общественной Палаты Российской Федерации), активно ставящий проблему «религиозно-ориентированного» банкинга. Хотелось бы понять, как Вы, специалисты не религиозной, не гуманитарной сферы, понимаете и чувствуете в своей деятельности те интенции (векторы), которые обычно именуют «религиозным фактором» – что это такое для Вас и как это?

Ф.П.: Убежден, что банковская деятельность и религиозная должны существовать отдельно друг от друга. История Ватиканского банка (Istituto per le Opere di Religione “IOR, Banca Vaticana), основанного 27 июня 1942 г. Папой Римским Пием XII и расположенного в Ватикане, яркий пример тому, что данная структура создала больше проблем Католической Церкви, чем решила. Безусловно, банкиры не должны забывать об этике и морали, особенно верующие…  Вообще иудаизм, христианство и ислам всегда выступали против банковской деятельности (см. Deuteronomio, 23, или опыт исламских банков). Католическая Церковь старается поддерживать свой авторитет в обществе, преобразовываясь в социальную структуру, которая помогает людям и которая выполняет функцию рупора, вещающего о несправедливостях существующего мира. Это – социальная функция. И тот факт, что Папа олицетворяет Бога, помогает усиливать данный авторитет и функцию Католической Церкви, но уже не за счет веры, которая, наоборот, ослабевает. Вот и получается парадоксально, что вера уже меньше и меньше влияет на чаяния человека о спасение собственной души. Безусловно, любой гражданин должен получать гуманистическую и теологическую информацию исторического характера, выбирая религию по собственному усмотрению. Единая общая доктрина даже не рискует быть подвергнутой критике, но постоянно подвергается равнодушию, что еще хуже. В любом случае всем известна фраза, «история не имеет сослагательного наклонения…»

В.Ш.: Уважаемый г-н Пелаццо, благодарю Вас за время, которое Вы уделили и обмен мнениями. Будем рады видеть и Вас у нас в гостях.

Нравится
Поделиться