В ходе VIII Гайдаровского форума прошла экспертная дискуссия «Религиозное и этнокультурное разнообразие: развитие, устойчивость и безопасность»

Январь 17, 2017

13 января 2017 г. в рамках VIII Гайдаровского форума впервые прошла экспертная дискуссия, посвященная религиоведческо-культурологическим и этно-политическим проблемам современности – «Религиозное и этнокультурное разнообразие: развитие, устойчивость, безопасность».

На дискуссионной площадке представители органов государственной власти, религиозных и общественных организаций, политики и учёные обсудили актуальные проблемы межэтнического и межрелигиозного диалога, национальных, федеративных и государственно-религиозных отношений, проблемы институционализации религии, факторы и этапы становления гражданской нации в современном российском обществе, пути правового регулирования национального вопроса и разработки соответствующих законопроектов.

 

13 января 2017 г. в рамках VIII Гайдаровского форума впервые прошла экспертная дискуссия, посвященная религиоведческо-культурологическим и этно-политическим проблемам современности – «Религиозное и этнокультурное разнообразие: развитие, устойчивость, безопасность».

На дискуссионной площадке представители органов государственной власти, религиозных и общественных организаций, политики и учёные обсудили актуальные проблемы межэтнического и межрелигиозного диалога, национальных, федеративных и государственно-религиозных отношений, проблемы институционализации религии, факторы и этапы становления гражданской нации в современном российском обществе, пути правового регулирования национального вопроса и разработки соответствующих законопроектов.

Начиная экспертную дискуссию, модераторы встречи – директор ИГСУ РАНХиГС профессор Игорь Барциц и ответственный редактор издательства «Большая Российская энциклопедия», руководитель Церковно-научного центра Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, – подчеркнули фундаментальное значение религии и религиозных организаций в российском обществе: религиозное богатство имеет для государства как свои положительные, так и отрицательные моменты – всегда существует потенция межрелигиозных, межнациональных конфликтов. На эту особую чувствительность России к духовно-религиозной сфере указывал еще В.В. Розанов; это вызывает необходимость правового регулирования духовно-религиозной сферы (не даром за последние 300 лет истории России в этой сфере было принято более 10 тыс. нормативных актов – см., например, хрестоматию – том 1 и том 2). Эти и близкие им вопросы являются находятся в актуальной повестке современного мира и имеют высокие исследовательские рейтинги, не говоря об их политико-идеологических аспектах.

Проведение подобных экспертных дискуссии способно оказывать позитивное влияние на общие процессы стабилизации духовно-религиозной и культурной жизни общества – на разрешение затруднительных вопросов религиоведческого порядка, связанных с определением категорий религиозность, межконфессиональность, энос, нация, гражданская и политическая нация, прояснении специфики духовно-религиозной жизни социума как фактора развития Российского общества и государства.

Первый спикер – Председатель ОВЦС Русской Православной Церкви, член Межрелигиозного совета России митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в своём выступлении затронул ряд проблем постсекулярного мира, духовного возрождения Православия, развития межрелигиозного взаимодействия. Стержневой идеей выступления Его Высокопреосвященства стала проблема борьбы с терроризмом как общемировым злом: «Сегодня мы так и не имеем ответа, как не дать терроризму развиваться… Необходимо достижение консенсуса в определении самой сущности терроризма… – терроризма на религиозной почве быть не может, т.к. религия не учит убивать. Нам очевидно, что борьба с угрозой международного терроризма не может вестись только политическими и военными методами усилиями и множеством коалиций. Такая коалиция в мире должна быть одна, а религиозные институты в ее структуре призваны вести борьбу с невежеством и неграмотностью в вопросах веры».

Также митрополит Иларион обратил внимание на эффективность работы Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета, благодаря «…достигнутому среди духовных лидеров России понимания об их ответственности за социально-политическую ситуацию в обществе и мире и важности совместной работы на благо общества и государства», и подверг критике распространяемое СМИ представление о религии как рудименте, «деле прошлого» – 28-летний опыт возрождения Православия в России опровергает мнение Фрэнсиса Фукуямы о рудиментности религий (так, в период с 1988 г. в Церкви появилось более 28 тыс. храмов, 780 монастырей; и темпы развития церковной жизни не снижаются).

В завершении выступления Его Высокопреосвященство подчеркнул: «…внедряемое в общеобразовательных школах и учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования религиозно-ориентированные учебные дисциплины и программы позволяет отвечать на вопросы молодёжи о смысле религии, о том, чему на деле она учит. И здесь нет и не будет места клерикализму. Борьба со злом терроризма возможна как раз в русле просвещения людей – и это поле для взаимодействия религиоведения и богословия» и призвал к межрелигиозному и межкультурного сотрудничеству всех «ради мира и благополучия нашего народа и страны».

Второй спикер – Рушан Аббясов , заместитель Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации затронул вопросы религиозной жизни уммы на территории России, постсоветского развития государственно-религиозных отношений, диалога между исламским миром и Россией, межрелигиозного взаимодействия в борьбе с терроризмом.

Останавливаясь на проблемах исторического пути развития уммы в России, Рушан-хазрат указал на многовековое мирное сосуществование представителей различных религиозных культур, в частности, в республиках Северного Кавказа, Татарстане и др., где сейчас активно происходит параллельное возрождение и мусульманских, и православных религиозных общин. И если в период 1917-1991 гг. численность мусульманских культовых сооружений сократилась с 15 тыс. до сотни, то с 1988 г. начинается возрождение не только православия, но и ислама – за 28 лет воссоздано более 8 тыс. культовых сооружений, открыты центры просвещения, воскресные школы, несколько исламских вузов, начала работу Булгарская исламская академия; в 2015 г. принята обновленная Социальной доктрины российских мусульман.

Солидаризируясь с позицией митрополита Илариона, зам.председателя МСР Рушан-хазрат Аббясов отметил, что борьба с терроризмом – это та общность в цели, тот консолидирующий фактор, который способен объединить многоэтническую нацию России и снять существующие межрелигиозные противоречия, подчеркивая вместе с тем неприемлемое использования СМИ и общественными деятелями таких некорректных понятий как «исламский терроризм»: «Ислам не учит насилию и терроризму – именно это сегодня нужно объяснить молодёжи. Кроме создания культовой инфраструктуры сегодня необходимо заниматься воспитанием подрастающего поколения. Мы полностью согласны с мнением министра образования и науки России О.Ю. Васильевой – нужно, чтобы школа перестала предоставлять образовательные услуги, а начала воспитывать наши будущие поколения; в школах необходимо использовать фактор воспитания и просвещения для формирования патриотической нации и борьбы с пропагандой терроризма и экстремизма».

Один из зарубежных гостей площадки – протоиерей Чад Хатфилд, президент Свято-Владимирской семинарии (США, Нью-Йорк) и профессор миссиологии поделился опытом правового обеспечения религиозных свобод в США. По его мнению, «…всем людям свойственна тяга к религиозности, однако все выражают её по-своему. В США обеспечение религиозных свобод закреплено конституцией и неукоснительно соблюдается, что объясняется правовой культурой жителей США». По данным о. Чада, только 1% населения США исповедует православие, однако свобода выражения религиозных чувств обеспечивается представителям всех религиозных меньшинств. Хотя Конституция США закрепляет светскость государства, она не ограничивает права верующих, наоборот – государство способствует удовлетворению духовных потребностей граждан с целью развития самого общества.

Также Его Высокопреподобие представил совместный проект Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) и Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия юбилейного издания «Патриарх Кирилл: мысли на каждый день года», которая была подарена участникам и гостям Форума.

[Участники Форума имели возможность познакомится с рядом издательских проектов Общецерковной аспирантуры и докторантуры, а также профильными изданиями этно-политологического, религиоведческо-теологического профиля Международного издательства «Этносоциум», журналами «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом», «Церковь и время» и «Духовные традиции народов: ученые записки», журнал «Государственная служба»].

 

 

По мнению руководителя Центра по изучению экстремизма и ксенофобии Института социологии Российской академии наук профессора Эмиля Паина, Гайдаровский форум – это новая, принципиально иного уровня площадка для взаимодействия между представителями религиозных организаций, экспертного сообщества и политических деятелей, а вопросы межэтнического взаимодействия имеют фундаментальное значение для обеспечения федерализма России. По его мнению, региональную государственную политику РФ необходимо дополнить «доктриной национального разнообразия», разработка которой сегодня является приоритетным направлением научных исследований в области национального вопроса России: «…ввиду данной концепции предполагается уточнение категории «гражданская нация», которая в настоящее время является лишь доктринальным понятием и не закреплена в системе позитивного права РФ. «Доктрина национального разнообразия» может стать основным документом, в котором будут обобщённо закреплена система межэтнических отношений».

Профессор Паин подчеркнул, что национально-федеративные и межрелигиозные вопросы стали рассматриваться в качестве элемента антитеррористической политики государства (в целях вербовки новых членов террористических организаций террористам нужна эффективная и системная мобилизационная идеологическая основа). Управление культурным разнообразием как деятельность государства может стать нейтрализатором идеологии терроризма. В рамках процесса данного управления необходимо пересмотреть принципы формирования политических наций, понять их сущность, выработать эффективную политику взаимоотношений государства и общества, общества и нации, государства и нации.

Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, заместитель председателя Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям профессор Валерий Тишков, продолжая межэтническую тематику, осветил проблемы культурного разнообразия и сложности современных наций. Отличительным свойством нации, по мнению В.А. Тишкова, является консолидированная и солидарная трактовка ответа на вопросы «кто есть мы?». В этом смысле важно достичь национального самосознания россиян и сформировать у них концепт «мы – россияне», «мы российский народ». Возрождению религиозности в этом процессе отведена фундаментальная роль.

В то же время профессор Тишков активно критикует закреплённые в преамбуле Конституции РФ формулировки: так, использование категории «мы многонациональный народ России» необоснованно и неточно; корректнее – «мы многонародная нация России», что более полно отражает национальную сущность россиян. Вместе с тем сегодня мы можем: 1) уверенно говорить о существовании российской нации – это подтверждают многие социологические исследования; 2) вызывает обеспокоенность забвение и отказ от концепта «русскости» в пользу «российскости», что связано с неразвитостью идеологизизованной концепции «Русского мира». Следовательно, по мнению В.А. Тишкова, в теоретическом плане вполне уместно расширить идентичность представителей российской нации с «мы россияне» до «мы русские, мы россиянине».

Председатель Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ Ильдар Гильмутдинов в своём выступлении рассказал о подготовке проекта нормативного акта «О российской нации», идея которого нашла поддержку у Президента РФ.

Депутат отметил большие сложности в процессе определения основных категорий и подходов, которые могут быть положены в основу концепции и собственно текста (содержания) документа, что связано с многоаспектностью национального бытия, которые придется учесть при разработке законопроекта.

Принявший в работе форума декан факультета права и политических наук Университета Ниццы София-Антиполис (Франция) профессор Кристиан Валлар вернул дискуссию к контексту этно-религиозного фактора во внутренней политике европейских государств и, в частности, Франции, заострив внимание на вопросах идеологизации и политизации проблемы – так называемой проблеме «ИЗМов» – исламизм-терроризма и важности преодоления этого весьма пагубного и во многом деструктивного явления в культуре и политической сфере.

Советник князя Монако Альбера II, известный спортсмен, президент Международной организации «Мир и Спорт» г-н Жоэль Бузу отметил важность консолидации мирового сообщества в борьбе с терроризмом: «…межрелигиозные конфликты во многих странах становятся причиной гражданских и религиозных войн, в религиозных лозунгах иногда ищёт оправдания своим действиям террористы» – всё это неоправданно отрицательно сказывается на престиже религиозных организаций. С целью объединения в борьбе с терроризмом г-н Бузу предложил использовать миротворческий потенциал спорта: «Безусловно, это не отменяет межрелигиозного сотрудничества духовных лидеров, а дополняет его. В обществе необходимо создать условия толерантности. Именно они являются залогом мира и социальной стабильности».

Известный бизнесмен, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, член Президиума НАСДОБР, соучредитель Координационного совета «Этическое предпринимательство» Александр Мурычев обратил внимание присутствующих на проблему бытования в бизнесе аксиологических категорий – их специфике, притом зачастую весьма далекой от традиционно-религиозной, и потребности их переомсысления – например, совестливость. По его мнению, совесть в бизнесе – это о проблеме человеческих качеств в целом – серьезная философская проблема.

Александр Мурычев предложил подумать об основных путях, механизмах взаимоотношений бизнеса и религиозных организаций: «да – сегодня наблюдается лояльность бизнеса религиозным организациям, особенно традиционным. Каждая крупная корпорация разрабатывает и реализует программы поддержки религиозных организаций и общин в рамках своей социально-благотворительной деятельности. Промышленники активно открывают культовые сооружения на территории своих учреждений, финансируют социальные проекты религиозных организаций. Бизнес становится социально ответственным и активно взаимодействует с религиозными организациями». По мнению А.В. Мурычева, в образовательный процесс необходимо интегрировать дисциплины духовно-нравственного и религиозного воспитания, что позитивно скажется в том числе и на процессах консолидации, повышении терпимости, внимательности (толерантности) российского социума.

Заместитель председателя по делам национальностей при Правительстве города Москвы, зам. председателя Ассамблеи народов России по этнокультурному развитию русского народа Игорь Круговых сконцентрировал внимание участников дискуссии на трех важнейших аспектах межэтнической и межнациональной политики в Москве:

1) Россия стала исторически успешным многонациональным и мультирелигиозным государством, создание которого исторически происходило в Москве. С целью формирования единой системы мер поддержания межнационального баланса, Правительством Москвы была принята Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года. Создание подобных стратегий необходимо осуществлять во всех регионах страны, где возможны проблемы межэтнического характера.

2) В городскую «Стратегию…» впервые включены понятия «национальное большинство», однако целью Стратегии является обеспечение интересов не только национального большинства, но и нацменьшинств; учтён отрицательный опыт европейских моделей межэтнической политики и мультикультурализма. (По мнению И.Э. Круговых, в Европе нет проблемы с мигрантами, а есть проблема с европейскими народами, которые потеряли свою национальную идентичность.)

3) Важно сформировать общество, в котором будут достигаться идеалы мультикультурности и толерантности. В то же время нельзя забывать о русском народе как национальном большинстве. Ввиду этого И. Круговых считает, что задачей русского народа является соработничество на благо Православия и собственно себя – самого народа.

Уточняя И.Э. Круговых, член Общественной Палаты РФ, протоиерей Всеволод Чаплин заметил, что вопрос о национальной идентичности народа – это вопрос о власти, а потому процессы межрелигиозного взаимодействия всегда носили, носят и будут носить политический характер: политика и религия взаимосвязаны и их изолирование друг от друга невозможно.

Проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия профессор Дмитрий Шмонин указал на опасность невежества в религиозных вопросах, что часто бывает присуще большинству сфер жизнедеятельности в светских государствах. По его мнению, религия и образование – два конституирующих общество института. Именно поэтому признание ВАКом теологии как отдельной научной специальности является значимым, эпохальным событием: без теологии не может быть развивающегося образования.

Безусловно, «…теология не является и в принципе не может стать альтернативой религиоведению, но только его дополнить и качественно усилить. Развитие и изучение теологии – условие духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи. Сегодня теология и теологические ВУЗы – это поле для диалога, в котором можно аккуратно выстраивать современную систему межрелигиозных, церковно-государственных и государственно-религиозных отношений».

Подводя итоги этого первого в рамках Гайдаровского форума круглого стола «Религиозное и этнокультурное разнообразие: развитие, устойчивость, безопасность», член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений РАНХиГС профессор Вячеслав Михайлов, подчеркнул высокую степень его важность и актуальности для России в целом.

Концептуализируя высказанные экспертами во время дискуссии позиции, были выделены три базовые проблемы современных межэтнических и межрелигиозных отношений.

  • 1-я – Религиозная. Без религии невозможно существование культуры, а без культуры – науки. Это принципиально важно для понимания роли религии в современном мире. Религия становится институтом гражданского общества, и это необходимо признать. Как необходимо отметить и саморазвитие религии – повышение качества подготовки религиозных деятелей, расширение культовой инфраструктуры и увеличение числа верующих. В условиях современного общества необходимо адекватно интегрировать религию (религиозные традиции, культуры) в социально-политическую систему страны, в школы и ВУЗы.
  • 2-я – Национальная. Российской нации не более 100 лет. История же России – уже более тысячи… Необходимо дать научное и правовое понимание национального вопроса – дать законодательный ответ на вопрос «кто мы – народ Российской Федерации / многонациональный народа России или просто население?». Важно развивать нашу нацию; дать ей понимание (чувствование, видение) своей идентичности.
  • 3-я – Нравственная. Остро стоит проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи, толерантности в обществе и общества в целом. Для государственного регулирования этих вопросов необходимо создавать кадры соответствующей квалификации, специализирующихся в области национально-федеративных и государственно-религиозных отношений. И кузней таких кадров должна остаться РАНХиГС.

Отмечая важность проведённой  в рамках VIII Гайдаровского форума экспертной дискуссии «Религиозное и этнокультурное разнообразие: развитие, устойчивость и безопасность», директор Департамента управления делами Минобрнауки России Вероника Кравчук высказала слова благодарности организаторам этого мероприятия, которое стало эффективным полем для диалога между государственными деятелями, представителями науки и религиозных организаций, широкой общественности. «Сегодня важно, – уточнила Вероника Владимировна, – осознать степень ответственности каждого из нас за наше будущее, за поколение, которое вырастает рядом с нами. В.О. Ключевский говорил, что «народ, не знающий своей истории, становится населением». Не побоюсь продолжить эту его чрезвычайно важную для всех нас мысль – «населением, которым смогут и будут управлять извне». Сейчас в России нет идеологии, но есть традиция…» Именно ею, по мнению Вероники Кравчук, мы и должны объединяться: «Если мы не воспитаем своих детей, то не оправдаем своё существование».

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться