Религия и Мир: политический контекст

Январь 16, 2017

Шмидт В.В. Религия и Мир: политический контекст

Современный мир, раздираемый противоречиями, но стремящийся к единству, продолжает оставаться ареной для развертывания все новых витков борьбы между различными этнокультурными и религиозными традициями, которые, казалось бы, уже давно могли найти общий язык, точки соприкосновения, пути взаимопонимания, но так и не сделали этого. Напротив, противостояние, включая этнокультурное и религиозное, становится все более очевидным фактом повседневности, а сам мир, по выражению известного социолога П. Бергера, «…еще более религиозным, чем был до этого».

Религиозный фактор – реальность не только некого региона, как, например, Европейского, или шире – на континентальном уровне – Евразийского, но и фактор мировой политики – достаточно посмотреть на уровень проблем, обсуждаемых на высоком уровне (см. доклад «Альянс цивилизаций» и национально-государственный опыт реакции); это реальность партнерства нового типа, а также локальный опыт новых форм взаимодействия; это реальность новых технологических укладов с учетом специфики структуры народного хозяйства и радикальной традиционности таких как религиозная сфера – уклады культуры, бытующие системы аксиологии и гносеологии, онтологические модели определяют, какими быть экономическим и правовым моделям и системам.

Каждое из государств по-своему реагирует на вызовы времени – в силу сложившихся обстоятельств видит и классифицирует эти вызовы; ресурсная мощь и уровень внимания к проблемам бывают очень разными – от проектов крупнейшего «Center for Law and Religion Studies» Университета Бригама Янга (Прово, США) до неинституционализированных сообществ типа «Ассоциации российских религиоведческих центров», которые при этом активно разрабатывают весь спектр отраслевых проблем (см. итоги III Конгресса российских исследователей религии); от игнорирования до широкой популяризации – издания специализированных марок.

Сегодня, во Всемирный день религии и накануне Всемирной недели гармонизации межрелигиозных отношений, когда и мы, в Российской Федерации, все активнее входим в это международное пространство диалога, проявляя солидарность с силами доброй воли, обобщаем 20-летный опыт жизни в условиях Закона о свободе совести и религиозных объединениях, предлагаем выделить следующие проблемы, которые, скорее всего, будут оставаться в поле внимания не только исследователей, но и политиков:

  1. Положение основных (мировых) религиозных систем на современном этапе;
  2. Межинституциональный (межрелигиозный, межконфессиональный, государственно-религиозный) диалог;
  3. Этнические религии и этнополитические конфликты;
  4. Новые (нетрадиционные) религии и политические культуры/идеологии, антропология и социология религии;
  5. Религиозная ситуация на постсоветском пространстве и регионах мира.

Очертив круг проблем, хотелось бы обратить внимание на то, как этот День был отмечен в Соединенных штатах Америки.

Очертив круг проблем, хотелось бы обратить внимание на то, как этот День был отмечен в Соединенных штатах Америки

(источник: World Religion News; публикация – Alison Lesley; перевод с англ. – Беляков Н.В., Кротовская М.А.)

РЕЛИГИИ МИРА О РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ

16 января – день религиозных свобод – день, когда отмечают право исповедовать религию свободно, отложив споры и дискуссии, которые окружают идеал религиозной свободы. Президент США Барак Обама в своем Официальном заявлении по случаю дня свободы вероисповедания в 2016 г. напомнил об Уставе штата Вирджиния – нормах о свободе вероисповедания (принят 16 января 1786 г.), который стал основой для защиты свободы вероисповедания, закрепленных в Конституции; американцы призваны соблюдать День надлежащим образом в своих домах, школах и местах вероисповедания.

ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

Со дня основания нашей страны свобода вероисповедания провозглашается как одна из  самых главных ценностей. Право свободно исповедовать ту или иную религию влекло к нам иммигрантов со всего света. Нередко это было сопряжено с большими трудностями, но люди получали возможность жить согласно велению своей совести.  Некоторые из ранних поселенцев-колонистов приплыли к берегам Америки в поисках более толерантного общества, свободного от религиозных преследований. С тех пор представители многих религиозных направлений добавляли свои яркие краски в палитру нашей нации, тем самым помогая продвижению и обоснованию той глубокой идеи, которую символизирует Америка.

Закон о Свободе Вероисповедания был принят в Виржинии 16 января 1786 г. и послужил основой защиты религиозных свобод, закрепленных в нашей Конституции. Подготовленный Т. Джефферсоном закон провозглашает, что «все люди имеют право открыто исповедовать и отстаивать свое мнение по вопросам религии и что это никоим образом не может уменьшать, увеличивать или каким-то образом влиять на их гражданские права». Первая поправка к Конституции США запрещает Правительству устанавливать в стране официальную главенствующую религию, и она же защищает свободное исповедование любой религии. Наше Правительство не поддерживает ни одно религиозное направление и не требует исповедовать ту или иную религию или какую-либо религию вообще. Соединенные Штаты выступают за защиту равных прав каждого человека свободно и без страха принуждения исповедовать свою религию, и как американцы мы понимаем, что мы сильнее и свободнее, если представители любого вероисповедания являются полноправными членами общества.

Наша приверженность свободe совести способствовала появлению беспрецедентного религиозного разнообразия и свободе религиозных обрядов. Но эти идеалы не осуществляются сами по себе. Напротив, для поддержания и их сохранения, эти идеалы требуют постоянного внимания от людей каждого поколения. У нас в стране Администрация Президента постоянно прилагает усилия для сохранения религиозных свобод и поддержки законов о гражданских правах, защищающих свободу вероисповедания, включая законы, защищающие служащих от дискриминации по религиозным признакам и требующие создания определенных условий для отправления религиозных обрядов на рабочем месте.

Мы будем продолжать поддерживать права религиозных общин на устройство мест для отправления религиозных обрядов и защищать права тех верующих, которые часто оказываются забытыми обществом – заключенных и людей, находящихся в специальных учреждениях. Мы будем также продолжать защищать студентов от дискриминации и нападок, в основе которых лежит вероисповедание. Мы продолжим следить за соблюдением  законов, направленных против преступлений, совершенных на почве ненависти, включая неприязнь к той или иной религии. Эта работа крайне важна, принимая во внимание резкий рост сообщений об угрозах и насилии в отношении культовых сооружений, детей и взрослых из-за их религиозной принадлежности.

Всеми силами стремясь поддерживать религиозные свободы у себя в стране, мы хорошо понимаем, что этот базовый элемент сохранения человеческого достоинства не может ограничиваться границами США, и мы прилагаем усилия для продвижения религиозных свобод во всем мире. Широкой коалицией мы стремимся противодействовать тем силам, которые подвергают религиозные меньшинства насилию и преследованиям. Мы активно привлекаем религиозных и гражданских лидеров к защите легко уязвимых религиозных общин. Кроме того, мы выступаем за отмену несправедливых ограничений, которые мешают отправлению религиозных обрядов. Мы координируем усилия с правительствами других стран для обеспечения религиозных свобод гражданам всех вероисповеданий. Мы обучаем наших дипломатов отслеживать эти тенденции и поддерживать стремление к свободе. Каждый человек имеет право с достоинством, без страха, угроз и насилия отправлять религиозные обряды.

В День Свободы Вероисповедания давайте подтвердим нашу приверженность защите религиозных меньшинств у себя в стране и во всем мире. Давайте вспомним тех, кто подвергался преследованиям и пыткам или был убит за веру; давайте скажем НЕТ политике  преследования людей за их религию. Наши законы, политика или общественная практика не должны c  неприязнью относиться к каким-либо вероисповеданиям. И как Нация давайте скажем ясно и недвусмысленно, что нападки на любое вероисповедание это нападки на все вероисповедания. Давайте вместе добиваться свободы религиозных убеждений для всех.

В силу вышесказанного, я – Барак Обама, Президент Соединенных Штатов Америки, в соответствии с полномочиями, возложенными на меня Конституцией и законами Соединенных Штатов, провозглашаю 16 января 2016 года Днем Свободы Вероисповедания. Я призываю всех американцев отметить этот день мероприятиями и делами, которые говорят нам об этом важном фундаменте нашей свободы, и которые учат нас, как защитить его для будущих поколений у себя в стране и во всем мире.

В удостоверение вышесказанного, я настоящим прилагаю здесь собственноручную подпись сегодня 15 Января, в год 2016 от Рождества Христова и в 240-ю годовщину Независимости Соединенных Штатов.

 

БАРАК ОБАМА

Идеи о религиозной свободе в религиозных традициях и верованиях

Согласно Церкви Иисуса Христа последних дней Святых (LDS), религиозная свобода означает не только свободу верить, но также действовать и говорить о своих убеждениях: «Религиозная свобода больше, чем просто свобода верить во что вы хотите. Это также свобода говорить и действовать по своим убеждениям без вмешательства со стороны правительства или других инстанций или людей, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты здоровья и безопасности. Свобода также позволяет людям с подобными убеждениями создавать религиозные организации, которыми они управляют».

Уильям Пенн, один из первых членов квакеров и основатель провинции Пенсильвания – колонии, ставшей впоследствии штатом Пенсильвания, представил свою Хартию о привилегиях, которая для Соединенных Штатов стала самым ранним прототипом Билля о правах. В Хартии отражены 50 лет гонений квакеров, которые пострадали в Британии, и провозглашено: «…ни один человек, который исповедует и признает Единого Всемогущего Бога … и исповедует … сам обязан спокойно жить под гражданской властью, не должен быть предубежден … на основе добросовестного убеждения или опыта, ни быть принужден поддерживать религиозное поклонение или служение вопреки своей воле … но по своему убеждению, или что-то делать или страдать из-за любой другой вещи или вопреки  религиозным убеждениям».

Римский Папа Франциск говорил о неизбежном влиянии религии на жизнь общества и нации: «Религия [не может] быть отнесена к святая святых личной жизни и не оказывать влияния на общественную жизнь».

Согласно информации на сайте Конференции католических епископов США: «Если религиозная свобода не соблюдается, то все люди страдают и лишены существенного вклада в общее благо, будь это образование, здравоохранение, помощь голодающим, гражданские права и социальные услуги. Церковь и верующие люди должны соблюдать религиозную свободу и вклад в общее благо каждый день, как у себя дома, так и за рубежом».

В 2015 г. Папа Франциск также говорил о свободе вероисповедания перед историческим зданием в Филадельфии (штат Пенсильвания), где была подписана Декларация независимости. Он объявил, что право на свободу вероисповедания «…является фундаментальным правом, которое формирует как наше социальное взаимодействие, так и на личном уровне, с нашими соседями, чьи религиозные взгляды отличаются от наших собственных».

В истории существует несколько примеров, когда баптисты решительно боролись за свободу вероисповедания, подвергаясь при этом преследованиям и даже жертвуя своей жизнью. Так, Томас Хелвис подверг сомнению всеобъемлющую власть короля в вопросах религии, после чего был брошен в тюрьму, где и скончался.

Баптисты считают, что неотъемлемой частью религиозной свободы являются библейские истины: свобода следовать за Христом, свобода читать и толковать Библию, свобода принимать Крещение, свобода выбора и содействия Церкви, свобода в управлении церковью, свобода совершать богослужение и присутствовать на нем. Баптисты полагают, что необходимо защищать свободу вероисповедания, поддерживать разделение Церкви и государства, использовать личную свободу во благо других.

Раввин Алдерстейн утверждает, что отношение евреев к свободе вероисповедания неизбежно переплетается с предписаниями Еврейского закона и указывает на две его части, в которых обсуждается религиозная свобода:

  • во-первых, Еврейский закон осуждает исключительность, согласно которой праведные народы мира станут частью Царства Небесного: «…любая религия, заявляющая об исключительности права на владение ключами от Царства Небесного, не оставляет места для другой»;
  • во-вторых, ответственность за проступки других, которая проявляется в двух формах – наказании грешника (евреи не имеют власти над другими народами и, поэтому, не должны «искоренять неверных») и отмежевание от чужих грехов.

Буддизм также не проповедует исключительность и не запрещает своим последователям познавать учения других религий. Сам Будда призывал последователей изучать другие религии, а также сравнивать их учения с буддийским. Будда утверждал, что буддисты вольны уважать разумные и рациональные учения других религий; избрание религии основывается на свободе выбора.

Индуизм считает себя религией свободы. Индуизм допускает абсолютную свободу рационального человеческого ума. Индуизм никогда не требует чрезмерного ограничения свободы человеческого суждения, свободы мысли, чувства и воли… Он предоставляет полную свободу в вопросах веры и совершения религиозных обрядов. Он допускает абсолютную свободу человеческого суждения и сердца в отношении таких вопросов, как сущность Бога, душа, сотворение, формы поклонения и цель жизни. Он никого не заставляет принимать конкретные догмы и формы совершения обрядов. Он позволяет любому человеку размышлять, изучать, исследовать и обдумывать.

Коран в исламской вере подчеркивает, что религиозные убеждения – выбор самого человека. Принятие истины идет ему на благо, а протест против нее причиняет вред: «Истина идет от Вашего Бога; так откройтесь Ему те, кто предпочитает верить, и откройтесь Ему те, кто предпочитает не верить» (18: 29); «Ясные знамения уже снизошли на вас от вашего Бога: те, кто увидел – это для их же блага, те, кто слеп – это им же во вред. Я же не ваш смотритель» (6: 104).

Абдул-Баха, сын Бахауллы, назначенный главой Веры Бахаи в 1892, сказал о религиозной свободе: «В религии, в вере в Бога, не существует практики объявлять верующих аморальными, духовно павшими или объявлять их неверующими, ни унижать или проявлять неуважение к другим людям», «Божественный свет истины открывается лишь в состязании разных мнений» и «Совесть человека священна и должна почитаться».

Одна из старейших викканских церквей в Америке – «Круговое святилище» (1999 г.) отстаивала право виккан жить по своей вере в армии (их права на религиозные убеждения подвергались критике со стороны некоторых чиновников федерального правительства – законодательство о запрете викканства не было принято Конгрессом и не имело успеха). Положительным результатом борьбы виккан за возможность жить по своей вере оказалось и то, что в ходе развернутой дискуссии и широкого освещения темы в СМИ люди стали лучше понимать их убеждения и языческие верования в целом.

Нравится
Поделиться