Состоялся Всероссийский симпозиум религиоведов

Июнь 16, 2016

В г. Орле проведен Всероссийский симпозиум «Религия как фактор этнокультурной и национально-государственной идентичности», организованный Орловским филиалом РАНХиГС и Орловским государственным университетом им. И. С. Тургенева при участии Ассоциации российских религиоведческих центров. Приветствие участникам передал губернатор Орловской области Владимир Потомский.

Симпозиум стал вторым в преддверии Конгресса российских исследователей религии «Академическое исследование и концептуализация религии в XXI в.: традиции и новые вызовы», который запланирован на октябрь. Первый симпозиум состоялся в Президентской академии в апреле и был посвящен сферам теологии и религиоведения: религиоведческое сообщество обсуждало задачи отраслевого развития и межотраслевого взаимодействия. На орловским симпозиуме эксперты рассмотрели роль религиозных традиций и религии в целом в государственном и национальном строительстве. Было определено место религии в культурно-цивилизационном измерении идентичности.

Приветствие губернатора Орловской области Вадима Потомского собравшимся передала руководитель Департамента образования региона Татьяна Шевцова. Особое внимание Вадим Потомский обратил на проблемы единства России, ее этническое и культурное многообразие: «Умение понимать и принимать друг друга, уважительно относиться к людям других национальностей и вероисповеданий – это бесценное достояние России и нашей области».

В своем послании участникам мероприятия митрополит Орловский и Болховский Антоний заметил, что данный симпозиум является «камнем в фундаменте межрелигиозного и межкультурного единства». По его мнению, «традиционные религии в России являются фактором, обеспечивающим единство, а провоцирование религиозного экстремизма вбивает клин в мир и очерняет собственно религиозные традиции». Митрополит подчеркнул, что задача мероприятия состоит прежде всего в просвещении.

В рамках симпозиума «Религия как фактор этнокультурной и национально-государственной идентичности» эксперты обсудили темы, имеющие первоочередное значение в сфере духовной и гуманитарной безопасности. Были рассмотрены вопросы аксиологии и другие, которые лежат в основе формирования ценностного мира гражданина на личностном и индивидуальном уровнях. По итогам состоявшихся дискуссий высказанные точки зрения можно сгруппировать по трем основным направлениям: религия и политико-идеологический дискурс; этнорелигиозность и социологическое знание; исторические аспекты религиозности.

 

Религия в системе идеологического дискурса

С докладом выступил профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС, член Управляющего совета Ассоциации российских религиоведческих центров Вильям Шмидт. Он обратил внимание на специфику строительства Российского государства как особого типа цивилизации. Несмотря на пестроту национальных, религиозных и культурных форм жизни, народы Руси оказались едины именно в построении государства. «Нашему народу свойственно обостренное чувство ответственности за сохранение ценностей», – отметил Вильям Шмидт. Необходимо бережно относиться к наследию, поскольку достижения в разные периоды российской духовной традиции помогают адекватно реагировать на возникающие вызовы.

«Работа по определению новых подходов в исследовании религиозного комплекса как цивилизационного ядра культуры дает возможность увидеть в религиоведении эффективный инструмент для обеспечения гражданско-политической стабильности российского мультирелигиозного и полиэтничного общества», – уточнил эксперт. По его мнению, «российское религиоведение в лице религиоведческих центров имеет серьезное преимущество перед иными национальными религиоведческими традициями именно потому, что его ресурсом выступает широкое разнообразие этнокультурных традиций народов России». Предстоит создать на национальном языке антологию религиозно-философской мысли «Патрология Россика», обобщил Вильям Шмидт.

Затем выступил ректор Поволжского православного института им. святителя Алексия, митрополита Московского протоиерей Дмитрий Лескин. Он поделился своим видением Русской идеи как области пересечения религиозной и этнической идентичности. Ссылаясь на работы русских философов, он заметил, что русская нация, будучи неотъемлемой частью европейской общности, сформировала свой уникальный путь развития. Поэтому русский путь можно рассматривать в качестве альтернативы европейскому пути. «Верность Православию есть вселенская задача, которая продиктована предельным одиночеством русской цивилизации, предельной мобилизации. Поэтому русская культура всегда стремится ко всему вселенскому», – заключил протоиерей Дмитрий Лескин.

Тема религиозного дискурса в системе идеологии нашла свое продолжение в сообщении доцента кафедры религиоведения и теологии ОГУ им. И. С. Тургенева Марианны Комовой. Она рассмотрела икону в качестве базовой ценности русской культуры, в которой нашла отражение полнота ее истории. По мнению эксперта, икона является универсальным концептом, который может передать множество значений.

В рамках данного направления симпозиума были представлены два крупных научно-издательских проекта. Это коллективная монография «Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма». Работа была издана по итогам одноименной Всероссийской научно-практической конференции 2012 г. Ее подготовила кафедра религиоведения и теологии ОГУ им. И. С. Тургенева совместно с Научно-редакционным советом Ново-Спасского монастыря. В монографии нашли отражение тенденции религиозной сферы в контексте секулярной и постсекулярной парадигм, раскрыто взаимодействие религии с наукой в мировоззренческом и теоретико-методологическом аспектах. Вторая работа – проект полного научного издания документов «Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.».

 

Этнорелигиозность и социологическое знание

Данное направление симпозиума было посвящено методологии. Особое внимание было уделено социологическому инструментарию, который предоставляет наиболее точный способ измерения колебаний в духовной сфере и помогает представить умонастроения в обществе. Значение социологической методологии в исследовании феноменов современного этнического и религиозного сознания было отражено в докладах участников.

Например, к социологическим данным в контексте современной российской религиозной идентичности обратилась руководитель Центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН, профессор Мария Мчедлова. В современном российском обществе наблюдаются процессы архаизации политических институтов в противовес цивилизационным принципам. Причиной этого является возникновение новых вызовов. Мария Мчедлова отметила особый цивилизационный характер Российского государства, где стержнем идентичности индивида остается его гражданская принадлежность. «Идентичность – это основа самобытности в ее религиозном (конфессиональном) проявлении, а религия выступает медиатором между традицией и современностью», – завершила эксперт.

Заместитель председателя Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений протоиерей Александр Пелин обратил внимание на социологические детерминанты. Отец Александр говорил о современной тенденции, связанной с расщеплением прав индивидов и их объединений. По мнению А. Пелина, возникновение «новой сословности» в рамках профессиональных, этнических, религиозных и других общин может стать базисом для развития новой, более стабильной, устойчивой гражданственности и нового типа российской государственности.

Проблемы развития социологических методов в измерении религиозности рассмотрел доцент кафедры религиоведения и теологии ОГУ им. И. С. Тургенева Виталий Вовченко. В качестве параметров исследования уровня религиозности среди православных россиян он остановился на таких показателях, как воцерковленность, частота посещения храмов и других.

Доцент кафедры конституционного и муниципального права Орловского филиала РАНХиГС Алексей Исаев представил доклад о межэтнической толерантности в условиях мононационального региона. Он также опирался на социологические замеры, благодаря которым удалось выявить причинно-следственную связь между восприятием миграционных процессов жителями орловского региона и их реакцией на эти процессы.

 

Религиозное и национальное: исторические аспекты

Третья часть симпозиума «Религия как фактор этнокультурной и национально-государственной идентичности» была посвящена экспертным оценкам исторических форм взаимодействия, сращения этнической и религиозной идентичности. Была рассмотрена роль религии в становлении гражданско-политической нации.

16 06 2016 oryol2Обращаясь к теме историзма, заместитель директора Орловского филиала РАНХиГС профессор Виктор Ливцов обратил внимание на характер католического влияния на русское просвещение в целом. Эксперт рассмотрел историко-философскую мысль и значимость археографических исследований. Именно аккумулированные знания и опыт предшествующих эпох привносят ясность в понимание генезиса современных процессов, а также специфику формирования религиозной и национальной идентичности.

Доцент кафедры международного и международного частного права Орловского госуниверситета Юлия Конышева рассказала об особенностях государственной политики в отношении Католической Церкви в Российской империи в XIX в. Она обобщила опыт взаимодействия религиозного и государственных институтов, а также дала проекцию этого опыта на современность.

Начальник научно-исследовательского отдела Орловского филиала РАНХиГС Евгений Тюрин проанализировал этапы социализации и ассимиляции этнических шотландцев в российском обществе и их вклад в культуру на региональном уровне. Участники обсудили роль ислама в социально-политическом поле постсоветской Средней Азии. «Средняя Азия и Россия имеют богатую историю взаимодействия, и эти исторические отношения были разными в имперский, советский, постсоветский и современный периоды», – отметил старший преподаватель отделения журналистики и аспирант кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС Шамсиддин Ризоев. Его доклад был посвящен формированию ислама на территории Средней Азии, его фольклорным, национальным и государственным особенностям.

В рамках этого же блока проблем были затронуты аспекты профессиональных критериев исследователя, работающего в религиозной сфере, религиоведческого сообщества в целом. Заведующий кафедрой философии Ленинградского госуниверситета им. А. С. Пушкина профессор Михаил Юрьевич Смирнов поделился своим видением профессиональной идентичности исследователя религии.

Подводя итоги симпозиума, профессор Вильям Шмидт отметил, что формы и механизмы взаимодействия религиоведческого сообщества и институтов государства и общества далеко не исчерпаны. Ярким свидетельством тому является уровень бытующих в обществе и системе гражданско-государственного управления религиоведческо-теологических представлений и компетенций.

Участники симпозиума «Религия как фактор этнокультурной и национально-государственной идентичности» высоко оценили уровень его подготовки. Было выражено единодушное мнение-рекомендация о целесообразности создания регионального научно-образовательного Центра теолого-религиоведческих и этнополитических исследований на базе ОГУ им. И. С. Тургенева и Орловского филиала РАНХиГС. Отмечена целесообразность разработки совместных образовательных программ религиоведческо-этнополитического и теолого-этнокульторологического профилей.

Обзор подготовили: Т. Г. Человенко, Ш. Х. Ризоев, В. В. Шмидт

 

16 06 2016 oryol ob1

Нравится
Поделиться