Интервью с профессором Вячеславом Михайловым: «Без идеологии общество прекратит существование: нужны конкурирующие идеологии»

Январь 23, 2017

«Без идеологии общество прекратит существование: нужны конкурирующие идеологии» – интервью с профессором Вячеславом Михайловым провел профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Вильям Шмидт.

Вячеслав Александрович Михайлов, д-р исторических наук, профессор, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС, член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Вильям Шмидт: Дорогой Вячеслав Александрович, спасибо, что нашли время в столь плотном графике поговорить о «вечных» вопросах.

Ваша позиция по большинству вопросов и проблем, предлагаемых к дискуссии «Религиозное и этнокультурное разнообразие…», хорошо известна не только по многочисленным интервью в контексте инициатив по закону «О нации», академическому багажу возглавляемой Вами кафедры национальных и федеративных отношений, которая вот уже четверть века как находится в активном диалоге и соработничестве со многими ведущими центрами, включая Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН и Ассамблею народов России, но и широкой дискуссии, которая велась при подготовке «Стратегии государственной национальной политики» [многое из этого уже вошло в историографию, например: «Судьбы народов России в ХХI веке: Стратегия государственной национальной политики» (Махачкала, 2013), «Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос» (М., 2016), «Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации» — т. 1, т. 2, т. 3, т. 4, т. 5].

Если позволите, хотел бы предложить Вам поговорить в формате блица о роли религии и шире – религиозном факторе, – какие из вызовов окажутся для нас, российского общества и в целом, в мире, базовыми, а какие второстепенными и незначительными, что будет первостепенным для религиозной сферы в жизни общества и что для религиоведения и этнополитики.

Вячеслав Михайлов: Дорогой Вильям, согласен – давай так и сделаем.

О религии – ты же знаешь мою идею о повитальной функции религии. Так что союз науки и религии, как первичного субстрата культуры, должен расти и укрепляться, находить интерес у молодежи.

 

В.Ш.: Уважаемый Вячеслав Александрович, а как бы Вы определили, что такое Религия.

В.М.: Религия в ее естественной ипостаси – «не опиум», а просветление духа и рода человеческого.

В.Ш.: Грядет 100-летие Социалистической революции – многие готовятся отметить эту дату, а у многих она вызывает эсхатологические настроения.

В.М.: Главное – вбирать память о лучшем в отечественной истории, учиться на ошибках, сохранять связь времен. У нас есть чем гордиться во всех периодах прошлого и чтить достижения во всех сферах общественной жизни.

В.Ш.: В последнее время обращает на себя внимание тенденция криминализации религиозной и этнонациональной сфере страны; как бы Вы определили происходящее – что это за явление?

В.М.: Трансформации в условиях всеохватывающей глобализации неизбежны. Но издержки глобализации должны нивелировать разумные формы сетевого управления, децентрализации, институтов гражданского общества, включая религиозные.

В.Ш.: В условиях повышения ценности экспертного знания мы все активнее ставим вопрос введения таких узкопрофильных экспертиз как этнологическая и теологическая, но академическая среда, как известно, это не какие-то «марсиане», а обычные граждане, которых, как метко подметил Булгаков, вложил эту мысль в уста Воланда, «испортил квартирный вопрос» – хорошо умеют выставлять «нос по ветру» еще задолго до самого поветрия… Не станем ли мы заложниками «ученой» некомпетентности?

В.М.: Такая опасность есть. Как известно – во всем должна быть мера.

В.Ш.: Общественное пространство страны вновь инфицировано важностью некой значимой идеологии, без которой человеку ну никак – не получается у него конструировать ни смыслы, ни цели… Не вульгаризируем ли мы вновь саму жизнь, в том числе и ее политическую сферу, если вдруг изменим ст. 13 Конституции, а может и того – и 14?

В.М.: Без идеологии общество прекратит существование. Но нужны конкурирующие идеологии.

В.Ш.: А не проще ли в условиях конституционного запрета на государственную идеологию создать рамочный документ, в котором описать структуру социального пространства – своего рода Стратегии (Концепции) развития социально-гуманитарной сферы страны? Он вполне мог бы нести политико-идеологическую нагрузку – в нем могли бы найти отражение параметры тех идей (идеологем), которые можно формализовать в качественно-количественные показатели и увязать с основными динамиками по отраслям, если государство декларирует своей главной целью развитие потенциала человека (личности) в контексте развития качества среды его обитания и совершенствования средств (инструментов) и механизмов воспроизводства среды / культуры.

В.М.: Согласен с Вами – интересная, продуктивная идея.

В.Ш.: Уважаемый Вячеслав Александрович, если обозреть год, какие из его событий Вы определите как значимые и какие тенденции/противоречия было бы хорошо, если бы получили развитие и состоялись?

В.М.: Значима тенденция роста к упрочению самоуважения – уважения к России, ее исторической значимости, к собственному народу. – Это в области гуманитарной. К сожалению, к этой тенденции недостает качественных показателей сферы социальной политики.

В.Ш.: Да – соглашусь с Вами; спасибо.

Вячеслав Александрович, если позволите, мы могли бы перейти ко второй – более интересной части нашего блица – 10 вопросам наших студентов, которые достались нам от Всемирного дня Философии, от так называемого «философского камня».

  1. Какова природа Вселенной?

В.М.: Сущность.

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо?

В.М.: Да, Сущность как Абсолют.

  1. Каково место человека во Вселенной?

В.М.: Первое (из мыслящей сущности в ее обозримости); а что дальше? – Тайна. Но поскольку мир бесконечен – бесконечны и мыслящие существа.

  1. Что такое реальность?

В.М.: Материальное и духовное бытие [материя, сознание (дух)].

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

В.М.: Самосознание, самовыбор.

  1. Что такое добро и зло?

В.М.: Противоположности (антиподы) в морали человека, общества.

  1. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

В.М.: Это кажущая реальность, «переваренная» в столкновении мыслей, замыслов, выверенная невидимой рукой строго, геометрически из массы случайностей, которые называют часто закономерностями.

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

В.М.: Таковы невозможны по определению роли и личности, и государства.

  1. Что такое любовь?

В.М.: Примат альтруизма.

  1. Что происходит после смерти?

В.М.: То же, что и до рождения.

 

В.Ш.: Дорогой Вячеслав Александрович, благодарю еще раз; теперь уже до встречи на экзаменах.

В.М.: И тебе, Вильям, спасибо!

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться