Вышел новый номер журнала ИГСУ «Государство, религия, церковь» № 2, 2017

Август 8, 2017

Вышел в свет новый номер журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 2 2017), издающегося в ИГСУ (РАНХиГС).

Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Тема номера: «Богохульство как повседневная практика: между трансгрессией и репрессиями».

Главная тема этого номера погружает нас на самую сокровенную глубину всей проблематики сакрального и его амбивалентной энергии, где поклонение граничит с проклятием, восторг со страхом, величие со смехом, а хвала с хулой. Богохульство – или по-старому богохуление, по смыслу восходящее к античному, а затем христианскому βλασφημια, blasphemia – сложнейшее явление, которое только кажется универсальным и неизменным: его содержание бесконечно варьировалось в разных культурах и в разные времена.

Богохульство – принципиально пограничное явление, перекресток смыслов и культурных сил, но эти границы и смыслы могли быть различны. Средневековые пособия для инквизиторов обсуждали грань между богохульством и ересью. В Новое время богохульство все чаще смещалось в сторону вольнодумства и неверия. Нынешние дискуссии об оскорблении чувств верующих, о реакциях религиозных радикалов на произведения современного искусства или на карикатуры протекают в рамках  оппозиции богохульства (кощунства) и свободы слова.

Споры о богохульстве – это споры о границах допустимого в высказываниях о сакральном; о границах различных физических и социальных пространств или даже ролевых рамок, внутри которых одни и те же высказывания оказываются приемлемы или неприемлемы. То, что в одном контексте считается богохульством, в другом не только оказывается допустимо, но и «канонизируется» – как способ утверждения сакрального, напоминание о его непреложной силе или даже способе его обновления. Такова, например, обновляющая сила благочестивой трангрессии, добродетельной провокации, когда «выдразнивание» нормы служит утверждению истинной святости в противовес лицемерной набожности, – как, скажем, в средневековом византийском юродстве — «безумии Xриста ради». Аналогичные примеры субверсивного, обличающего «антиповедения» мы встречаем и в русской религиозной истории. Если вдуматься, не было ли поведение и самого Иисуса вызовом и провокацией, намеренным, «кощунственным» –  в условиях римской Иудеи I века – обличением того, что он считал религиозным лицемерием? И не была ли проповедь распятого Xриста – «для иудеев соблазном, а для эллинов – безумием»?

Споры о богохульстве – это споры о норме, авторитете и власти: о том, какие сообщества, институты и индивиды имеют право определять границы сакрального и речевые нормы по отношению к нему, а также карать за их нарушение. Следовательно, богохульство — это также, потенциально и «скрытый дискурс» сопротивления  или  протеста:  поругание  святынь  приниженными и отверженными можно понимать как символический вызов той власти, легитимность которой опирается на сакральную энергию этих святынь. Не таков ли смысл и «рутинного» народного карнавала, и массового иконоборческого насилия, и антирелигиозных / антиклерикальных революций?

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

Александр Агаджанян, Михаил Майзульс. От редакции. Богохульство: дискурсы и практики

Главная тема

  • Михаил Майзульс. Наказание святых: благочестивое богохульство в Средние века и в ранее Новое время
  • Мария Неклюдова. На грани оскорбления божественного величества: субверсивные модели поведения во Франции XVII века
  • Федерико Барбиерато. Как принять неприемлемое. Богохульство и атеизм в судебной практике римской инквизиции в XVII веке
  • Лиам Гаучи, Митя Фрумин. Богохульство на кораблях мальтийских корсаров (по документам инквизиции конца XVIII века)
  • Карлыгаш Сергазина. Прокопий Лупкин и Иван Суслов: святые, богохульники, лжехристы, антихристы?
  • Пол Джонсон. Пинки, раздевание и переодевание святой в черное: видение публичного пространства в недавней бразильской «священной войне»
  • Владимир Хулап. Уголовное законодательство Германии в сфере религии: история и современные дискуссии

VARIA

  • Елена Степанова. «Самый возвышенный и благотворный моральный кодекс, который когда-либо предлагался людям»: споры вокруг «Библии Джефферсона»
  • Алексей Борзов. «Эверсон», «Макколум», «Зорач»: Верховный суд и дискуссия вокруг церковно-государственных отношений в сфере школьного образования в США на рубеже 1940–1950-х гг.
  • Вадим Трепавлов. Русский царь в нехристианских культах Российской империи
  • Дарима Амоголонова, Марина Содномпилова. Религия и идентичность в Бурятии: конкуренция православия и буддизма в позднеимперский период (на материалах санкт-петербургских архивов)

Современное богословие

  • Алексей Плешков. Понятие «вечность» в современной аналитической теологии: вызов темпорализма

Рецензии

  • Галина Зеленина. Newman, B. (2013) Medieval Crossover: Reading the Secular against the Sacred. (Conway Lectures in Medieval Studies.) Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press. – 400 p.
  • Карлыгаш Сергазина. Смилянская Е.Б. Волшебники, богохульники, еретики в сетях российского сыска XVIII века. М.: Ломоносовъ, 2016. – 384 с.
  • Владислав Раздъяконов. Natale, S. (2016) Supernatural Entertainments: Victorian Spiritualism and the Rise of Modern Media Culture. The Pennsylvania State University – 235 p.
  • Рустам Сабиров. Островская Е.А. Буддийские общины Санкт-Петербурга. СПб.: Алетейя, 2016. – 198 с.
  • Дмитрий Головушкин. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М., Григоренко А.Ю. История религий: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. – 456 с.

Аннотации статей.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться