Профессор ИГСУ Вильям Шмидт принял участие в обсуждении нового Катехизиса Русской православной церкви

Октябрь 23, 2017

20 октября 2017 г. в Москве обсудили проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви в богословском и историческом контексте.

Профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Вильям Шмидт принял участие в круглом столе, организованном Аналитическим центром святителя Василия Великого с докладом «От Скрижали до Катехизиса: догматика в свете дидактики».

Идея создания современного, нового Катехизиса была озвучена на Архиерейском соборе Русской Церкви в 2008 г. В 2009 г.  Священный Синод поручил Синодальной богословской комиссии подготовить его проект, который затем был рассмотрен Архиерейским Собором РПЦ (2-3 февраля 2016 г.) и в настоящее время проходит стадию общецерковного обсуждения — отзывы на него принимаются до 1 ноября 2017 г. на адрес электронной почты — catechism@theolcom.ru

Синодальная библейско-богословская комиссия принимает отзывы на Предисловие и I-III части Катехизиса – I: Основы православного вероучения, II: Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви, III: Основы православного нравственного учения, – так как IV-VI части представляют общецерковные документы: Основы социальной концепции РПЦ – ч. IV;  Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека – ч. V; и  Основные принципы отношения РПЦ к инославию – ч. VI.

Скачать проект Катехизиса Русской Православной Церкви.

На повестке дня круглого стола были вынесены следующие вопросы:

  • существует ли необходимость в новом Катехизисе?
  • каковы достоинства и недостатки проекта данного документа?

В.В. Шмидт озвучил, в частности, несколько тезисов:

1) Церковь всегда современна и в своей сотериологической перспективе несет ответственность за хранение Истины и научение всякого человека истинам веры.

2) Нет ничего нового и особенного в том, что человек и общество трансформируются – усложняется реальность их бытования, а с ними совершенствуются/конкретизируются и инструменты, с помощью которых человек познает мир. Познает как себя, так и общество, включая и Церковь, и Бога… И нет ничего удивительного в том, что все эти явления жизни одновременно являются и содержанием познания, и его инструментами.

И было бы странно, если бы Церковь – Церковь будущего века не актуализировала содержание Себя в веке настоящем так же, как это она делала в веках прошлых.

Всем нам памятен опыт перевода прп. Аресением Греком «Скрижали», составленной греческим иеромонахом Иоанном Нафанаилом  и подаренной Константинопольским Патриархом Паисием Московскому Патриарху Никону, который не только издал ее в 1656 г. тиражом в 1000 экз., но и текстами из нее ради назидания людей украсил Воскресенский собор монастыря Нового Иерусалима.

Спустя 200 лет, в 1857 г. архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин издает «Новую Скрижаль» в 4 частях, 74 рис., которая в основе своей полностью повторяет Никонову скрижаль – «толкование святыя Литургии и прочих церковных таинств…». А еще спустя 2 года, в 1859 г. выходит «Церковная археология в вопросах и оглавлениях по книге, именуемой Новая Скрижаль, для употребления в Духовных Семинариях».

Здесь же стоит указать и еще на одну учебно-методическую и дидактическую особенность: до появления всем хорошо известной «Библейской симфонии» русская книжность/ученость в конце XVII – начале XVIII в. в своем ресурсе имеет «Библейский алфавит». И вместе с тем сегодня мы упорно именуем Средневековье временем темным не в смысле того, что мы о нем мало что знаем, но в том, что оно не имело того арсенала способов и методов – инструментов, ресурса к познанию и преобразованию действительности, какие появляются в Новое время.

3) Во всякое новейшее время мы можем впадать в состояние «средневековой глухоты/темноты» в том смысле, что беспомощность перед вызовами времени есть угроза из будущего, если только мы перестаем искать и находить новые и достаточные инструменты для развенчивания тех стереотипов-мифов, которыми удерживается рутина нашей повседневности. Помню задачу, которую в 90-е годы XX в. ставил зав. кафедрой структурной лингвистики МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Ю.В. Рождественский – «нужно обновить тезаурус культуры, а потому наша с вами задача – создать новые отраслевые тезаурусы. Не будет его – мы потеряем XXI век, мы потеряемся, так и не вступив в него…».

Вывод: кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС приветствует этот своевременный, современный опыт Русской Православной Церкви по кодификации нормативного православного знания о Церкви, человеке и мире – попытке сформировать обновленный тезаурус Церкви в контексте повседневности. Да, безусловно, это – вызов эпохи и вызов каждому, ибо Церковь говорит с конкретным человеком в конкретное сейчас и здесь, но вместе с тем и из будущего в образе и образом Истины, которая есть задача, смысл и путь. В целом, это и есть суть Жизни, которая начинается всякий день, но ведь также и вчера, и завтра. И жизнь эта в Ней – это делание в лоне Духа – и есть та самая ценность во всей полноте ее граней, есть та самая историчность как соединение опытов детей, отцов и дедов в едином устремлении – каждого в пути его личного поиска и утверждения Истины.

Из опыта учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, мы можем лишь рекомендовать пересмотреть объем представленного проекта Катехизиса – выделить знание нормативное и сформировать так называемый тезаурус Катехизиса, и выделить дополняющие его изъясняющие части – дидактику и комментарии. Будь он в таком виде, это значительно облегчило бы работу с ним всех без исключения лиц – и новоначальных, и учащих, и критиков и апологетов. Полагаем, так с него и начнется в Русской Церкви развитие богословия (теологии).

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться