Экспертная сессия в Париже по развитию творческих индустрий

Ноябрь 8, 2017

В современной постиндустриальной экономике ресурсы социокультурной сферы становятся источником не только творческих поисков, но и финансового успеха, а их привлекательность для населения выступает стимулом к развитию предпринимательской деятельности в области моды и туризма, рекламы и дизайна, музейной и выставочной деятельности, кино-, фото- творчества, музыкального и исполнительского искусства, интернет-технологий.

Эстетика творческих индустрий привносит в нашу повседневность яркость и эмоциональную красочность, насыщает обыденность незабываемыми впечатлениями.

Впервые в рамках Второй Международной конференции «Партнерство Франции и России: образование, наука, инновации, диалог гражданского общества» (20-21 октября 2017 г., Париж), в организации которой активную роль играет Российско-французский Ресурсный центр и Институт государственной службы и управления РАНХиГС, была проведена специальная сессия «Творческие индустрии в образовательных академических программах» (руководитель – профессор О.Н. Астафьева). Сессия включила два заседания: одно состоялось в парижском Институте Пушкина, входящего в комплекс Российского духовно-культурного центра (Набережная Бранли,1), и второе – в Русской общественной библиотеке имени Ивана Сергеевича Тургенева (ул.Валенсии,11).

 

Тематической основой для обсуждения стали актуальные для социально-гуманитарного знания и современной системы образования направления: пути и практики модернизации социокультурной среды посредством развития творческих индустрий; изучение возможностей подготовки кадров в системе образования России и Франции с перспективами их дальнейшего сотрудничества.

В докладах и выступлениях французских участников были представлены:

  • Научные обоснования целесообразности включения культурантропологических представлений о культуре во все образовательные программы и профессиональную подготовку будущих специалистов экономической сферы и предпринимателей (Дени Плювинаж, профессор межкультурных коммуникаций Высшего института управления Университета Париж-Нантер Ля Дефанс);
  • Возможности и риски сотрудничества в системе образования в условиях возрастания мировой конкуренции по направлению менеджмента творческих индустрий; перспективы и эффективность летних школ, выполняющих двойную функцию – погружения в «секреты» творческих индустрий Франции и познания особенностей  ее культуры непосредственно в таких знаковых местах, как Версаль, Лувр и др. (Анни Гамбо, профессор менеджмента, руководитель научно-исследовательского центра творческих индустрий Бизнес школы Кейдж, Франция);
  • Поддержка русского языка и культуры через специальные события и образовательные пространства Русского мира (А.М. Левшин, доктор филологических наук, писатель, Франция);
  • Проблемы, возникающие в процессе нострификации российских дипломов во Франции и, соответственно, устройстве на работу по специальности (Елена Саразин, Франция).

 

Российская группа участников, представленная специалистами из Москвы, Нижнего Новгорода и Ульяновска, в своих докладах раскрыла многообразие и особенности региональных практик развития предпринимательства в сфере культуры и потребности рынка в совместных российско-французских проектах (О.Н. Астафьева, д.филос.н, директор НОЦ «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ), в том числе в период расцвета электронной культуры и внедрения дизайн-технологий (О.В. Шлыкова, д.культурологии, зам. директора НОЦ ИГСУ), в условиях возрастания интереса к современному искусству (О.В. Муромцев, зам.директора Волго-Вятского филиала Музея современного искусства «Арсенал», Нижний Новгород).

Анализируя состояние рынка двойных дипломов в России и Европе в целом, и отвечая на вопросы французских участников, д.п.н. О.А. Фиофанова дала экспертную оценку национальной рамке квалификаций (профстандарты по направлениям подготовки) в соотношении с европейской системой. Ею было отмечено, что, управленческий инструмент приведения образовательных программ в соответствие с рамками квалификаций стран делает возможным реализацию образовательных программ с выдачей двух дипломов: университетов-партнеров, в которых проходил обучение студент. О.А Фиофановой были также раскрыты механизмы международной аккредитации образовательных программ, актуальные для академического сообщества обеих стран.

Особое внимание привлекло выступление заместителя директора фонда «Ульяновск – культурная столица» Г.А. Муромцевой, показавшей как за последние десять лет последовательной работы по модернизации социокультурной среды Ульяновск сформировал линейку новых брендов, создал первый в России бизнес-инкубатор творческих индустрий «Квартал», был удостоен почетного статуса креативного города ЮНЕСКО по номинации «Литература». Среди 19 городов мира, включенных в этот список, Россию представляет только Ульяновск. Последовательность в развитии творческого сегмента в регионе привела к тому, что 2018 год объявлен в Ульяновской области годом «Умного управления и творческих индустрий».

Размышления о состоянии российской культуры и особенностях идентификационных моделей Франции (С.В. Крылова, РОсНОУ), о развитии международного сотрудничества и подготовке кадров переводчиков, вне которых его успешность ставится под сомнение, получили продолжение в выступлениях О.Ю. Ивановой, декана факультета гуманитарных технологий РосНОУ. Коллеги из Франции поддержали идеи о проведении летних школ для студентов российских вузов совместно со школой бизнеса Кейдж.

Российские и французские ученые продолжили заседание секции в Русской общественной библиотеке имени Ивана Сергеевича Тургенева, где обсуждались вопросы подготовки к 200-летию писателя в 2018 г., проведения совместных акций и семинаров. Гладкова Татьяна Львовна, зам. директора Тургеневки в Париже, рассказала о просветительской деятельности библиотеки, которая была главным центром культурной жизни русской эмиграции с момента ее основания в 1875 г. Особое внимание было обращено на миссию библиотеки как учреждения культурной памяти и духовного развития современной молодежи. Коллеги из России и Франции обменялись книжными изданиями, которые позволят расширить культурный и образовательный потенциал современного поколения читателей.

Участники сессии выразили благодарность Министерству культуры Российской Федерации, первому секретарю посольства РФ во Франции З.А. Критской, директору парижского Института Пушкина Т.Соколовой и зам. директора парижского Института Пушкина О. Секлетовой за содействие в организации работы секции творческих индустрий. Завершающим аккордом сессии стало единодушное заключение ее участников о важности продолжения культурного диалога и проведения продуктивных российско-французских проектов.

Нравится
Поделиться