Всемирный день философии в ИГСУ РАНХиГС: Сергей Чеджемов

Ноябрь 13, 2017

Чеджемов Сергей Русланович

кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова,, сфера интересов – междисциплинарное исследования в области отечественной истории, теории и история права и государства, общей педагогики и истории образования

 

Духовно-нравственные основы воспитания осетин-алан и их использование на уроках истории

(на примере изучения произведений литературы и искусства)

История – истинный учитель жизни. Она не только повествует о событиях давно минувших дней, но и воспитывает нас. Не зная истории своего народа, своей страны, где родился и вырос, нельзя стать образованным человеком. Сквозь времена доходит до нас вещий голос ушедших поколений в виде произведений народного творчества и искусства. Искусство это концентрированное выражение гения народной мудрости. Оно призывает все народы жить соразмерно с принципами общечеловеческой морали. Затрагивая самое сокровенное, наш духовный мир, искусство побуждает чувства, учит гуманизму, чести, справедливости, учит любить и ненавидеть, радоваться и страдать, отличать истинное от мнимого.

Знакомство учащихся с произведениями осетинской поэзии и изобразительного искусства стимулирует умственную и эмоциональную активность школьников, развивает их творческое мышление. Методические пути их изучения необычайно широки и разнообразны. Первый опыт подобной работы был обобщен нами в виде специального методического пособия [Чеджемов С.Р. Из истории родного края. Владикавказ, 1993. – 96 с.]. Однако, спустя почти 25 лет, эта тема, думается, ждет своего исследователя.

Приходится с сожалением констатировать, что произведения осетинской поэзии и изобразительного искусства крайне редко используются и изучаются на уроках истории, на факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Между тем, их воспитательное значение для подрастающего поколения трудно переоценить, что особенно важно в наши дни, когда народы страны переживают период нравственного и духовного возрождения.

В связи с этим мы должны быть особенно внимательны к тому, что определяет самобытность каждой нации, к развитию национальной культуры, являющейся составной частью мировой культуры, которой культуры национальные придают многогранность и многоцветье красок. Это относится и к произведениям осетинской поэзии и искусства, которые либо отражают прошедшие исторические события, либо иллюстрируют историческое событие или явление.

Показывая общее в единичном, абстрактное в конкретном, учитель не только характеризует исторический’ процесс, но и влияет на формирование ребенка как творческой, активной личности. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что, знакомя учащихся с произведениями поэзии и искусства, мы воздействуем на их эмоции, способствуя тем самым активизации мыслительной деятельности ребят, ибо, «без человеческих эмоций никогда не бывало и не может быть человеческого искания истины».

Нравственное содержание произведений устного народного творчества имеет большое воспитательное значение. Это с особой силой проявляется сегодня, когда у большей части представителей всех наций страны наблюдается стремление вернуться к своим нравственным традициям и источникам духовности.

Осетинское устное народное творчество, профессиональная поэзия, изобразительное искусство содержат в себе огромный идейно-нравственный заряд, могущий служить высоким целям воспитания подрастающего поколения. Целью уроков истории, на которых происходит знакомство учащихся с идейно-нравственным потенциалом произведений устного народного творчества, поэзии и искусства, является активизация их богатого воспитательного резерва с целью создания на уроке атмосферы нравственного сопереживания, на фоне которой формируется восприятие учащимися духовных ценностей народа.

В годы воинствующего атеизма мы несколько увлеклись односторонним освещением значения традиций прошлого, отмечая, а подчас и смакуя в угоду сиюминутной политической конъюнктуре все то отрицательное, что имелось в народных традициях. Диалектика научного исследования требует от нас всестороннего, взвешенного подхода к любому историческому явлению. Мы не должны забывать и нравственное содержание обычаев, созданных гением народной мудрости за столетия и тысячелетия и воспевающих истины общечеловеческих ценностей.

Сегодня мы обращаемся к произведениям мировой культуры, которыми еще сравнительно недавно пренебрегали, а сейчас увлекаемся, стараясь почерпнуть в них идеи духовности, коих нам так не хватает в сложное и подчас противоречивое время нравственного очищения. Так, заслуживают внимания картины К.Л. Хетагурова, написанные на библейские темы. Призывом человека к высокому и прекрасному являются его картины «Скорбящий ангел» и «Моление о чаше». Они напоминают всем людям о необходимости жить согласно принципам добра и справедливости, духовности и морали.

 

Сюжет картины «Моление о чаше» повествует об описанном в Библии эпизоде из жизни Христа. Зная о том, что Иуда предаст его, Иисус Христос, предвидя все тягостные испытания, которые выпадут на его долю, – арест, издевательства и распятие на кресте – молится не о личном спасении. «Отче мой, если возможно, да минует меня чаша эта, впрочем, не как я хочу, но как ты», – просит он у Бога-Отца. Картина «Моление о чаше» не только напоминает людям евангельский завет, но и призывает людей к самопожертвованию во имя высоких идей блага людей и их спасения.

Глядя на картину «Скорбящий ангел» поневоле задумываешься над вопросом, почему скорбит ангел? Согласно заповедям христианства ангел радуется, когда человек совершает добрые дела, но плачет, когда человек делает зло. Если ангел плачет, значит, людям необходимо задуматься, правильно ли они себя ведут на земле, не причиняют ли друг другу боль, не совершают ли плохих поступков.

Вечные темы добра и зла, рождения и смерти, верности и предательства присутствуют не только в общеизвестных произведениях мировой классики. Они поднимаются и в произведениях литературы и искусства осетинского народа. Им, в частности, посвящены те произведения, в которых говорится и о смерти – печальном закономерном явлении в жизни каждого человека.

Долгие годы мы старались не замечать этой темы в общей системе нравственного воспитания. Но, в сущности, мы отвергали нравственные традиции всех времен и народов, согласно которым это явление в жизни человечества объяснялось не столько в интересах уходящего в мир иной, сколько как своеобразная духовная проповедь живущим, состоящая из норм и правил поведения в жизни. Эти правила служили нравственным ориентиром в жизни человека. Именно они были веским напоминанием живущим о смысле жизни, о необходимости прожить ее честно и благородно.

Что оставляет человек на земле после себя? Каким он остается в памяти живущих? Эти и другие подобные вопросы возникают в сознании человека уже в годы отрочества и юности и нуждаются в прямом и честном ответе, а не в замалчивании или «затуманивании», пусть даже из самых лучших побуждений – во имя мажорности воспитательного процесса.

Говоря о ритуальных обрядах, издавна сложившихся у различных народов, в том числе у осетин, следует обратить внимание учащихся на их схожесть с похоронными обрядами скифов и алан. Как гласит поверие, покойник должен был иметь коня в загробном мире, чтобы благополучно доехать до места, ему предназначенного. Заклание коня на многолюдных поминках сопровождалось речью и песней. В ней описывались трудности и преграды, которые встретятся покойнику во время его путешествия в загробное царство, сцены из загробной жизни, где присутствуют награды и наказания за добрые и злые дела на Земле.

Такая песня выполняла роль своеобразной нравственной проповеди, в которой выражались представления народа о праведной или неправедной жизни, грехах и благих поступках. Ее воспитывающее значение и воздействие значительно усиливалось эмоциональным фоном происходящих похорон. Все присутствующие поневоле как бы представляли себя у края могилы и задавались вопросами: «Правильно ли он проживает свой век?»; «Не причиняет ли он кому-нибудь зло?»

Не столько ради покойника, сколько для живущих народная мудрость в течение долгого времени выкристаллизовывала этот обряд, преподнося людям, потрясенным смертью близкого человека, урок того, как надо и как не надо жить на Земле. Более полному восприятию события и его значения поможет ознакомление учащихся с текстом осетинской народной песни «Посвящение коня умершему», текст которой предлагаем для анализа учащимся.

«Бог всемогущий, дарящий, карающий,

Жизнь и дающий и отбирающий,

Ныне призвал во владенья свои

Мужа достойного, мужа хорошего.

Вот он лежит у могилы глубокой –

Путник, готовый к дороге далекой,

Той, откуда не возвращаются,

Перед которой навеки прощаются.

 

Путник, да будет по милости Бога,

Легкой нелегкая эта дорога

В царство мертвых, в загробное царство,

В царство, где все мы когда-нибудь встретимся.

Все приготовлено здесь для покойного,

Только коня не нашли мы достойного,

Долго искали мы, много скакали мы.

Многих коней, увидав, отвергали мы.

Снова искали мы, снова и снова,

И прискакали на шелковый луг,

Где в табуне у Георга святого

Трех жеребцов мы увидели вдруг.

Первый из них седоку не давался,

Бился ногами другой и кусался,

Третий – сейчас он оседланный ждет –

В царство усопших тебя повезет.

Долго, о путник, будешь скакать

Ты по дорогам, что наших суровей.

В том царстве случится тебе увидать

Чету, накрытую шкурой воловьей.

 

Лежат, повернувшись друг к другу спиною,

Недобрый муж с недоброй женою.

Шкуру тянут они, ругаются,

Да не укроются, как ни стараются.

Ссоры и брань продолжаются их

В царстве мертвых, как в царстве живых.

Пройди, что тебе их раздоры и горе.

С другою четою ты встретишься вскоре.

Спят они двое, довольны и сыты,

Заячьей шкурой оба укрыты.

И широка она им и длинна.

 

Спят, обнимаются муж и жена.

Заячья шкура воловьей не шире,

Но на земле, где вражда в изобилье,

Жили они и в согласье и мире,

Друг друга любили и господа чтили.

 

Дальше пойдешь ты своею дорогой –

Встретишься с женщиною убогой.

Шьет она, шьет, покоя не знает, –

Земные дыры она латает.

Ее иголка – с кол толщиною,

Наперсток с папаху величиною.

Пот с нее льется ручьем бесконечно.

Шьет, да не шьется, и так будет вечно.

 

Она была плохою женой,

Грешила, шила в жизни земной

Мужу чужому мелко и тщательно,

А дома законному – не старательно.

Путник, не слушай ее и не трогай,

Иди потихоньку своею дорогой.

 

Увидишь женщину, что весной

Сто грядок вскопала, полола все лето,

А снимет меньше, чем с грядки одной.

Ты спросишь, за что наказание это?

За то, что она друзей не имела,

Жизнь прожила, никого не жалела,

Была она зла, сироты не приветила,

Рядом соседской нужды не заметила.

 

Потом ты увидишь другую жену,

Такого ж сложенья, такого же роста.

Она взрыхляет грядку одну,

А собирает с нее как со ста.

Она была на земле добра.

Ни для кого не жалела добра.

Пройди и увидишь невдалеке –

Стоит над корытом старуха в муке.

И ночью и днем она через сито

муку просевает, да пусто корыто.

Наверное, спросишь ты: «Кто она?»

Это – Мельникова жена.

При жизни она бедняков обирала,

Муку из мешков у них воровала.

Не слушай старуху – слова ее ложь.

Пройди, видишь куча угля – сто нош.

Те угли дымятся и ночью и днем.

Два мужа томятся, палимы огнем,

Бедняги страдают, ты слышишь их стоны,

Водой обливают их верные жены.

Грешили мужи и женщин чужих

Любили сильней, чем своих.

Грешили, кичились богатством и лгали.

Пройди, не сочувствуй теперь их печали.

Пройди, на лугу ты увидишь быка,

Жующего бороду старика.

За что так жестоко карают его?

За то, что на пашне при жизни когда-то

Досыта кормил он быка своего,

Соседскому – корму давал маловато.

 

Не медли, о путник ты в этом аду.

Ты дальше увидишь сидящих на льду.

В том месте, где вечно и холод и вьюга,

Мужчины сосульками бреют друг друга.

Пройди мимо них. Это грешные люди –

Земное проклятье – неправые судьи.

Мздоимцы, всех смертных судившие так:

Богатый не винен, виновен бедняк.

Пройди мимо них, чтоб увидеть других:

Мужей, что на скамьях сидят золотых

В одеждах серебряных. Кто эти люди?

Мужи досточтимые – правые судьи.

По правде, по совести грешных судили они.

Был он богат или не был богат, –

Лишь тот, кто виновен, был виноват.

 

Ты, путник, был честен, не жаден, не зол.

Помедли теперь, ты до места дошел.

Где быстрые реки и кущи стеною,

Все то, что зовется райской страною.

 

Да будешь, ты уходящий сегодня,

Страны этой житель по воле господней.

Да будет блаженство твое бесконечное!

Вечное царство тебе, вечное!

Могила твоя глубока и светла:

Одежда твоя легка и бела.

Да будет тебе в одеянии этом

И жарко зимою и холодно летом.

 

Да будешь ты в сытости и в тепле.

Пусть добрый твой дух гостит на земле.

Коня оставляем тебе мы в подмогу.

Пусть он облегчает твою дорогу

К господу Богу»

 

Обсуждаем с ребятами текст песни по вопросам:

  • На примерах из песни расскажите, как изображается загробная жизнь?
  • За какие нравственные пороки человека ожидало наказание?
  • Какие дела и поступки человека в песне признавались правильными?

Иллюстрацией к обычаю посвящения коня умершему может служить картина осетинского художника М.С. Туганова «Посвящение коня покойнику». Эта картина относится к циклу полотен, которые сам художник объединял общим наименованием «Уходящая Осетия». Вот именно так, как изображено на картине, происходила сцена проводов покойника и посвящения ему коня: Все селение собралось, чтобы проводить в последний путь умершего. Глубокая скорбь отражена на лицах людей, многие не в силах сдержать слез. Женщины от горя раздирают свои лица, опустили головы в траурном молчании седобородые старики. У края глубокой могилы на носилках при полном вооружении лежит покойник. Около него на коленях старейшина рода. В одной руке он держит за поводья белого коня, покрытого черной буркой, а в другой рог. Минута, другая, и старец начнет свою речь-песню, обращаясь к покойнику и собравшимся.

Завершая урок, учитель говорит о том, что осетинскую пословицу «Народ мудрее самого мудрого человека» следует понимать так: народная мудрость — наше бесценное достояние, основа наших нравственных начал. Это необходимо помнить всем нам. Будем же учиться доброте, нравственности и порядочности у наших предков.

Нравится
Поделиться