Гайдаровский форум -2018: диалог гражданского общества через сотрудничество университетов

Январь 17, 2018

В ходе второго дня работы Гайдаровского форума Институт государственной службы и управления представил дискуссию «Трианонский диалог: российско-французское сотрудничество в сфере образования». Участниками разговора об университетском взаимодействии стали Валентина Переверзева, первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации, Оливье Гийом, советник по культуре и сотрудничеству Посольства Франции в России, Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС, Игорь Ганьшин, директор международного департамента министерства образования и науки Российской Федерации, Паскаль Коши, атташе по академическому сотрудничеству Посольства Франции в России,  Андрей Байков, проректор МГИМО, Олег Курбатов, доцент Университета Париж-13, заместитель председателя Международной ассоциации университетских профессоров и доцентов (IAUPL) при ЮНЕСКО, Владислав Гриб, председатель Российского профессорского собрания, Ирина Дежина, руководитель группы по научной и промышленной политике Сколковского института науки и технологий и другие.

Модерировали встречу проректор РАНХиГС, ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев и президент Университета Ниццы София-Антиполис Эмануэль Трик.

В своем вступительном слове Сергей Синельников-Мурылев напомнил, что Президентская академия, Всероссийская академия внешней торговли, МИФИ и РУДН два года назад в ходе заседания российско-французской Комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств подписали соглашение с рядом французских организаций, среди которых Университет Ниццы и бизнес-школы SKEMA и NEOMA. «За прошедшее с того момента время мы имеем уже сотни студентов, которые учатся по совместным программам. И сегодня здесь, на Форуме были подписаны еще два соглашения о магистерских программах двух дипломов», — отметил он и выразил надежду на успешное развитие сетевого Российско-французского университета. Кроме того, ректор ВАВТ подчеркнул, что встреча проходит в рамках Трианонского диалога гражданских обществ России и Франции, который, возникнув по инициативе президентов двух стран, становится действующей площадкой для обсуждения важных тем развития.

Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Валентина Переверзева, приветствуя участников заседания, отметила роль университетов в налаживании межгосударственных и общественных отношений: «Весьма символично, что наша экспертная дискуссия играет значительную роль в рамках Гайдаровского форума. Международное сотрудничество и образование признаются ключевыми целями и ценностями современного мира». Россия рассматривает интернационализацию как значимый элемент повышения качества образования и интеграции науки, а выбор Президентской академии площадкой для дискуссии по этим вопросам Валентина Переверзаева считает неслучайным: «Именно здесь реализуются десятки программ с французскими университетами для бакалавров, магистров, аспирантов, разрабатываются новые совместные программы по вопросам становления цифрового государства и цифровой экономики. Локомотивом этого процесса стал Российско-французский центр образования и консалтинга ИГСУ – специализированное подразделение Института, обеспечивающее взаимодействие с французскими университетами и научными центрами». Накопленный опыт послужил основанием для выбора Академии в качестве ключевого участника Российско-французского университета, совместно с МГИМО Академия становится базовой площадкой диалога гражданских обществ Франции и России.

Франция – важный партнер России в сотрудничестве в сфере образования. Наибольшее количество совместных программ зафиксировано между российскими и французскими вузами, свыше 5 000 россиян обучается во Франции и свыше 1 000 французов — в России. Заключено около 400 межвузовских соглашений, больше, чем с другими странами Европы; реализуется около 200 совместных образовательных программ, выпускники которых имеют возможность получения двух дипломов – российского и французского. Это значительно укрепляет студенческие, молодежные, профессиональные связи, что делает реальным содружество граждан в рамках Трианонского диалога. Подписание соглашения о взаимном признании образования, квалификации и ученых степеней замминистра назвала «прорывным», отметив, что оно стало первым подобным соглашением со странами Евросоюза. Валентина Переверзева выразила уверенность, что ведущим экспертам, приглашенным к дискуссии, удастся провести содержательный разговор о новых сетевых форматах взаимодействия, роли университетов в налаживании диалога гражданского общества, развитии академических свобод.

Советник по культуре и сотрудничеству Посольства Франции в России Оливье Гийом отметил разнообразный характер сотрудничества в области образования, что значительно расширяет взаимные возможности обмена опытом и открывает, по мнению французской стороны, прекрасные перспективы. Однако есть и определенные вызовы, среди которых дипломат выделил три. Прежде всего следует обратить внимание на то, что студентов становится больше. Так, во Франции их количество растет на 4% ежегодно. Значит, нужно внимательно отбирать лучших. Каждый год в страну приезжает 350 тысяч иностранных студентов. Не всем удается легко адаптироваться, у многих вызывает трудности язык. И, наконец, необходимость сопряжения учебы и исследовательской работы, потому что, по мнению г-на Гийома, одно невозможно без другого. Эти области в наших странах традиционно были разделены, сегодня стоит задача их объединить. В заключение своей речи Оливье Гийом выступил с предложением: «Вчера на секции в рамках Трианонского диалога говорили о городе будущего, сегодня наша встреча посвящена образованию в развитии гражданского диалога. Хочу предложить в 2019 году темой нашей дискуссии сделать разговор об университете будущего».

Паскаль Коши, атташе по академическому сотрудничеству Посольства Франции в России, поделился своими впечатлениями, основанными на собственном опыте работы. Россия и Франция переживают изменения в своих системах образования. Это касается в том числе интернационализации, которой затронуты обе страны. Причем, интернационализация отвечает самому смыслу слова «университет» — универсальный, предоставляющий широкие возможности. Сегодня сотрудничество университетов становится не просто индивидуальной инициативой отдельных профессоров, а государственной политикой. Мобильность студентов и преподавателей разрушает барьеры и стирает границы, демонстрируя очевидные преимущества. Однако встает практический вопрос о языке обучения. На каком языке учить иностранных студентов? На языке страны, в которую они приехали? Или на универсальном английском? Кроме того, нам необходимо продумать совместимость, эквивалентность образовательных курсов, специфику преподавания иностранцам. То есть мобильность продолжает изменять наши университеты. Университет – это та точка, где перед обществом встают новые вызовы. Изменения и сотрудничество не должны быть инмпровизированными: «Должна существовать политика сотрудничества, продуманная и долгосрочная», — настаивает г-н Коши.

В своем выступлении сомодератор секции, президент Университета Ниццы София-Антиполис Эмануэль Трик поднял тему развития территорий, в состав которых входят университеты. Российско-французский университет, сказал он, — это консорциум вузов, рабочий инструмент, у которого два аспекта деятельности: международный и территориальный. В результате проделанной большой работы проект РФУ сегодня уже реализуется, и его деятельность можно считать важной составляющей Трианонского диалога, которая позволит усилить сотрудничество между нашими странами. Сегодня наступила эпоха быстрых изменений, надо научиться меняться вместе с ней. Во Франции сейчас продолжается слияние университетов, создание кластеров. Крупным организациям становится проще осуществлять международное сотрудничество. Эмануэль Трик предложил подумать о том, как отразится международное сотрудничество на территориях, где университеты расположены? Научно-исследовательская деятельность должна быть прочно связана с региональным развитием, ученый считает университеты одним из действенных механизмов улучшения ситуации в регионах. Университеты координируют три основных составляющих развития: территориальные, академические и социально-экономические. Значимыми могут стать их исследования в области урбанизации, изменения климата. В Университете Ниццы, который представляет г-н Трик, работают в традиционных для Франции областях – парфюмерии и туризме. Кроме того, ведут исследования в нескольких направлениях в цифровой сфере. Сотрудничество с российскими коллегами здесь считают приоритетным.

Генеральный инспектор Администрации министерства образования и науки Франции Ив Поццо ди Борго сосредоточился на проблематике изучения французского и русского языков. Он отметил сущностную общность России и Франции в опоре на богатство своих языков и напомнил о визите де Голля в Советский Союз в 1966 году, когда были заложены основы сотрудничества. Г-н ди Борго посетовал, что количество французов, изучающих русский язык, увы, сокращается. По приведенным данным, не более 13 тысяч школьников и студентов сегодня изучают русский язык по всей стране, которых учат примерно 200 учителей. Возможно, некий страх перед русским языком родила у французов изучаемая ими латынь – они стали побаиваться падежей. При этом знание русского языка необходимо во многих областях. Г-н ди Борго считает важной частью сотрудничества изучать язык страны-партнера у себя в стране. В России кроме своих преподавателей французского работает около 200 учителей-французов. Спикер считает, что программа Эразмус+ не вполне удачный инструмент, а его соотечественникам надо проявлять такую же инициативу в привлечении иностранных студентов, и особенно, россиян, какую демонстрируют коллеги из Испании и Великобритании, нужно искать новые рычаги сотрудничества.

С содержательным докладом выступил директор ИГСУ Игорь Барциц. Он подчеркнул естественность вхождения самой сути Трианонского диалога в практику жизни народов двух стран, как естественным представляется обсуждение городов будущего и университетов будущего. При этом следует учитывать, что, будучи партнерами в совместных проектах, Россия и Франция остаются конкурентами в своей индивидуальной деятельности на глобальном рынке образовательных услуг. И Россия, надо сказать, добилась тут некоторых успехов. За последние 3 года численность иностранных студентов росла на 8% в год. В 2016 году на долю России приходится уже 4,5% мирового рынка высшего образования, что совсем неплохо, с учетом того, что на США -17%, Китай – 2%.  В конкурентную борьбу на мировом рынке образовательных услуг включаются все новые игроки: Китай, Япония, Новая Зеландия, Сингапур, численность обучающихся иностранных студентов в этих странах в настоящее время сопоставима с показателями России.

По прогнозу ЮНЕСКО, к 2025 году численность иностранных студентов в мире достигнет 8 миллионов человек. Этих студентов надо привлечь, заинтересовать. Обучение иностранных студентов – это и вопросы высококвалифицированных кадров для экономики, и решение некоторых демографических проблем, это «мягкая сила» государств, наконец. Это немалая отрасль экономики с серьезным объемом рынка. И нас не может не расстраивать распределение доходов, при котором на Россию приходится всего лишь семь десятых процента. В то время как рынок образования существенно растет со 100 миллиардов долларов в 2008 году до 600-800 миллиардов к 2030 году.

Вызовы мирового образовательного рынка обусловили значительный интерес ученых, экспертов, политиков, администраторов к моделям дальнейшего развития высшего образования и науки. При этом особое внимание уделяется изучению новой модели университета в мире, анализу опыта сетевых университетов и форм сетевого взаимодействия вузов, а также применению открытых образовательных ресурсов в сфере высшего образования с выявлением лучших практик. Анализ состояния и задач преобразований в системе образования в России и Франции показывает значительную синхронность этих процессов в наших странах. Так, практически одновременно приняты новые законы об образовании, некоторые положения которых практически совпадают. К примеру, стало возможным обучение на английском языке в национальных университетах, уделено внимание развитию цифровых технологий в образовании, международному сотрудничеству и многое другое.

Сближение подходов позволило нашим странам в середине 2015 года подписать соглашение о взаимном признании образования, дипломов, степеней. Для России это соглашение стало первым со страной-членом Евросоюза. В 2016 году в России действует более 70 подобных соглашений, в работе находится еще свыше 35 (по Европе – 7, Азии – 14, Америке –7), решается задача сближения позиций по признанию иностранных квалификаций, разработки универсальных подходов к оценке качества образования, борьбы с плагиатом, учета лучших мировых практик. Это важная составляющая сотрудничества, так как признание образования, полученного за рубежом, – важный элемент формирования единого образовательного пространства, международного рынка труда.

Игорь Барциц отметил, что к совместным программам магистратуры университеты проявляют больший интерес, чем к сотрудничеству на уровне бакалавриата. Все хотят видеть своими студентами зрелых людей, сделавших осознанный выбор в профессиональной ориентации, хорошо подготовленных в языковом отношении. «Я всегда задаю вопрос: откуда возьмутся магистры, которые смогут учиться на французском и русском языках, если не заниматься их подготовкой на уровне бакалавриата?» — поинтересовался спикер и подчеркнул, что это — наши дети, других нет, и мы должны сделать все, чтобы подготовить их к жизни в сложном, стремительно меняющемся мире.

В заключение своего выступления Игорь Барциц привел слова Жака Делора: «Университет отражает модель общества, ценностей, видения мира, поэтому Европа может и должна быть консолидирована вокруг своих университетов, как это уже было в прошлом» и выразил уверенность, что Россия станет полноправным участником современных образовательных процессов.

Игорь Ганьшин, директор международного департамента министерства образования и науки Российской Федерации, подтвердил заинтересованность России в сотрудничестве с Францией, назвав его важным. Запуск Трианонского диалога поможет интенсифицировать многие контакты, которые будут способствовать решению проблем обеих стран. А то, что проблемы во многом схожи, подтвердилось во ходе переговоров во время недавнего визита во Францию министра образования и науки России Ольги Васильевой. «Само слово «диалог» означает формат нашего взаимодействия, в который включены все социальные аспекты и акторы», — сказал г-н Ганьшин. Он также согласился с высказанным мнением о том, что наши языки – наше богатство, и добавил, что несмотря на трудности в изучении, освоившие язык получают значительное преимущество, а качество жизни владеющих языками со временем возрастает. При этом, возможно, следует продумать, на каком именно языке вести обучение. Конечно, студент, выбравший своей специализацией русскую или, соответственно, французскую литературу должен знать язык, иначе он лишается профессионального поля. А вот инженерным специальностям, наверно, можно учить и на английском. Сотрудничество должно включать, по мнению спикера, как можно больше обменов, не важно, сколь длительными они будут. И тут важной задачей становится нормативное сопровождение, где должны быть предусмотрены нюансы довольно долгого периода жизни в другой стране.

16 января.  Трианонский диалог — город будущего.

17 января. Трианонский диалог: российско-французское сотрудничество в сфере образования.

Нравится
Поделиться