Профессору Вильяму Шмидту объявлена благодарность за вклад в гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации

Ноябрь 25, 2017

20-22 ноября 2017 г. профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС Вильям Шмидт по приглашению Северо-Осетинского государственного университета им. Коста Левановича Хетагурова посетил коллег в Северной Осетии — Алании

В ходе рабочего визита В.В. Шмидт принял участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный опыт народа и православная педагогическая культура как основа воспитательного идеала» и провел семинар для педагогических работников системы общего образования РСО-Алания по теме «Маркеры религиозной веры и проблемы идентификации», провел открытую лекцию для студентов и преподавателей СОГУ по теме «Религия в контексте теологии и философии, религиоведения и идеологии – проблемы демаркации» и круглый стол студентов и преподавателей Владикавказского института управления на тему «Осетия в XXI веке: архаика, традиция и модерн» и принял участие в совещании в Северо-Осетинском государственном университете им. Коста Левановича Хетагурова, посвященном вопросам реализации образовательных программ по направлению «Теология».

В Министерстве РСО-Алания по вопросам национальных отношений  под председательством А.А. Цуциева состоялось рабочее совещание по вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере национальных отношений, а также внедрения и применения профессионального стандарта «специалист в сфере национальных и религиозных отношений».

Завершился визит профессора В.В. Шмидта в Республику Северная Осетия – Алания встречей с Главой муниципального образования г. Владикавказ и депутатами Собрания представителей г. Владикавказа

[стенограмма встречи, 22 ноября 2017 г., 15:00]

Хадарцев М.Х.: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые депутаты, работники администрации, наши приглашенные. Позвольте представить вам нашего гостя – человека, который имеет много заслуг перед Россией – Шмидт Вильям Владимирович. О нашем госте поподробнее расскажет нам депутат Собрания представителей г. Владикавказ Лариса Хасановна Дзахова, которая лично знакома с господином Шмидтом и долгое время вместе работают. От себя хочу сказать несколько слов Вильяму Владимировичу: во Владикавказе живет больше ста национальностей и практически все религии мира представлены в нашем городе. Мы этим очень гордимся.

Пожалуйста, Лариса Хасановна.

Анонсы и новости


ДзаховаЛ.Х.: Добрый день, дорогие друзья и коллеги. Спасибо большое, что нашли время в своих плотных графиках и пришли на эту встречу. В качестве презентации нашего гостя хочу сказать: Вильям Владимирович уже не первый раз во Владикавказе. С Джульеттой Бароновной Бязровой, доцентом кафедры философии нашего Университета, они вместе учились в аспирантуре в Москве и через нее мы познакомились. У нас в Университете открывается направление подготовки «Теология». Это дело для нас неизвестное, незнакомое, сложное, и как только встал этот вопрос – и ректор с нами переговорил, мы сразу же связались со Шмидтом и попросили его помочь ВУЗу. Предложение наше было принято и, несмотря на свой насыщенный график (Вильям Владимирович постоянно находится в разъездах и по России, и по миру), он уже третий день плотно работает во Владикавказе.

Вильям Владимирович является профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Это самое малое из того, что я могу о нем сказать – титулатура его внушительна.

Почему этот наш разговор, как мне думается, должен получиться интересным и конструктивным, потому что Вильям Владимирович является одним из разработчиков профессионального стандарта «специалиста в области межнациональных и межконфессиональных отношений». И, как сказал Махарбек Хазбиевич, в условиях мультирелигиозности, полиэтничности нашего региона, нам специалистов в межнациональных и межрелигиозных отношениях – служащих государственного и муниципального уровня очень не хватает. Поэтому сегодняшний разговор для нас для всех, для Республики будет полезен. Как говорит сам Вильям Владимирович, вызовы встают перед нами ежедневно и ежечасно, и главное,чтобы они не превратились в угрозу. Есть опыт, есть практики. И мы рады были показать Вильяму Владимировичу и наш опыт в структуре практик Северного Кавказа.

Думаю, нам всем будут интересны его предложения и рекомендации. Дадим слово Вильяму Владимировичу.

Шмидт В.В.: Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить администрацию города за возможность этой встречи. Наверно, это закономерно, что мы встречаемся в завершении моего трехдневного визита в Республику, поскольку тот вопрос, который поступил к нам в Академию и на кафедру, как профильную, головную кафедру, оказать содействие в оценке той новой реальности, в преддверии которой мы уже стоим.

В стране пять лет назад была принята Стратегия государственной национальной политики, которая до 2025 г. определяет основные векторы развития российской общества; также формируются инструменты для обеспечения гражданского единства с учетом тех особенностей, которые возникают в повседневной жизни как ее естественное воспроизводство. Для всех понятно, что мир в целом вступил в новую эпохуэта эпоха сейчас начинает активно формироваться и оформляться. Но мир – это субъекты высокого уровня – это государства, и эти государства все очень различны: есть моноэтничные с соответствующей формой политико-правовой организации и политико-правовыми культурами и есть такие «массивные» как Российская Федерация; некоторые имеют несколько тысяч квадратных километров территории, и есть подобные нам, занимающим 1/6 суши. Не уходя в характеристику особенностей и следствий, скажу лишь об одном – это накладывает особую историческую ответственность, серьезные обременения в аспектах будущего.

Хорошо известно, что если некий хозяин дома не аккуратно ведет хозяйство, и это хозяйство приходит в запустение, к определенной разбалансированности, то для всех его соседей подобное состояние соседа является угрозой. Ему сперва дают определенный совет, но если этот совет не услышан, ему создают какие-то иные условия – например, понуждения к тому, чтобы привести ветшающее хозяйство в порядок. Но если и вновь этот нерачительный хозяин не принимает никаких мер к исправлению ситуации и приводит свой дом в совершенный упадок, тогда к нему применяются меры – его полностью разрушают и на его месте создают новое. Все это мы знаем из нашей большой истории, а более иных это знают осетины (кстати, совсем скоро все мы будем праздновать серьезную дату нашей общей истории – 1100-летие принятия осетинами Христианства).

В эти дни мне удалось еще раз посетить Вашими музеи, в которых мы видим, что еще до Новой эры на данных территориях уже бытовали люди со своими культурными традициями, технологиями. Мне вспомнились элементы одной напряженной дискуссии между странами, когда Президент России напомнил своему американскому коллеге: «…что уж сказать, им 200 лет, и они полагают, что могут давать рекомендации, тем, которые имеют 1000-летнюю историю государственности – бывает…».

Конечно, в этой 1000-летней истории бывало всякое – и трагедии разорения, и возвышения, но это все наш исконный, исключительный опыт – это наше бесценное богатство, потому что за это время мы опробовали разные формы организации, методы управления, применяли самые разные техники и технологии в воспроизводстве, к способам реагирования на внутренние и внешние угрозы – мы имеем большой и уникальный опыт выработки и обеспечения национальной, государственной политики, проведения и отстаивания своих национальных интересов. Особенность русской истории и культуры еще и в том, что на этой невероятно большой территории мы все-таки сумели выработать универсальные механизмы – мы смогли обеспечить охрану и процветание тех, кто слабее – кто не имеет тех достаточных экономических и политических ресурсов, чтобы самостоятельно сохраниться в большой семье народов-государств. Да, в нашем историко-политическом арсенале много различных инструментов – от форм политической организации в едином союзе до средств обеспечения государственного суверенитета субъектов разного уровня. (И сегодня мы имеем возможность видеть, как подобные вопросы обеспечиваются, в том числе, и у наших (ваших) соседей – в Южной Осетия и Абхазии. (Подобное политическое «экспериментирование» довольно интересный и эффективный инструмент конструирования будущего.)

Безусловно, каждый из нас, выполняющих довольно специфические функции в обществе – воспроизводства культуры, воспроизводства системы образования и т.п., включая и депутатское нормотворчество, как и большинство наших сограждан, мы размышляем, дискутируем – все мы заинтересованы в стабильном и гармоничном развитии. Подчеркну: очень важно, что все мы каждый на своем месте заинтересованно смотрим на действительность, т.е. где и как мы живем, что думаем и как, как мы передадим этот наш обустроенный дом нашим детям – в нем порядка будет больше, чем до меня, или он будет перегружен излишнми, невразумительными обременениями.

Сегодня в Институте управления приводил на встрече с коллегами я привел один пример – ткацкий станок. Мы понимаем, что ткацкий станок в любую эпоху – это достижение цивилизации, это — высокие технологии, инженерное мастерство и много-много чего иного. На имеет значения на каком он приводе: когда появится пар – это будет паровой генератор, когда электричество – особого типа мотор и т.п., но главное, что это – все-таки станок. А чем будут отличаться эпохи, в которых бытует этот станок? – Безусловно – структурой среды – всей мощью инфраструктуры, вне которой невозможно поддержание квалификаций и функций, которые способен реализовывать человек, обслуживающий этот станок… Да, мы отчетливо понимаем, что со временем, от эпохи к эпохе меняется как сама структура среды, так и создаваемые инструменты изменяют среду – это взаимообусловленный процесс.

А меняется ли человек, который создает инструменты и технологии, в том числе и то, что обслуживает эти инструменты? – Конечно, и всегда будет меняться: и чем сложнее станок, тем сложнее реальность, т.е. то место, где он бытует, и тем сложнее будут навыки у того, кто его обслуживает.

Новые навыки формируются постоянно, но возможно ли этим процессом – их прогнозирование, развитием управлять? – На наш взгляд – да.

Сперва нужно их определить/зафиксировать и классифицировать – их закрепить их естественность и обеспечить преемственность, в том числе и нормативно-технологическую. Естество человека – его внутреннее и внешне, как мы уже выше говорили о среде бытования, также взаимообусловлено. Все это вместе должно образовывать гармонию, и эту гармонию человек неустанно ищет, стремится к ее достижению буквально во всем – в удержании и воспроизводстве собственного мира, в культуре и т.д.

Невозможно иметь высокую политическую культуру без тех гражданских и государственных институтов, которые маркируют и обеспечивают процессы – являются субъектами отношений. Невозможно иметь высокую культуру без диалога и регламентов их обеспечения – их естественной практики. Чем сложнее общество, тем больше регламентов, тем выше запрос на компетентность и компетенции, на не смешение функций, т.е. разведение полномочий.

Как только начинается разор в доме, более сильный субъект начинает выполнять не свойственные ему функции – он компенсирует этот естественный разор. Каждый хозяин, если он опытен, может обеспечивать все функции без исключения, но все же некоторые из них он делегирует младшем; при этом он тратит много времени на обучение, разъяснения, сопровождение, контроль, потому что по-иному вырастить будущего хозяина невозможно – и каждый из нас, как отец и мать, знает, что проще и удобнее все сделать самому, а чадо пусть побудет в стороне, пусть погуляет. Но добрый и мудрый родитель сделает по-иному – ответственно и разумно — скажет: «иди и стань рядом», а потом еще и проконтролируют – так и только так воспитываются дети и ученики – наследники, которые в будущем начнут понимать, как передать следующему поколению то, что они получили – что наследовали и что умеют. И это есть естественное воспроизводство.

Иногда мы рассуждаем о власти – почему она бывает столь сильной и вплоть до того, что дышать невозможно, а иногда бывают периоды и состояния, когда каждый как ветер – «гуляет» где и как ему заблагорассудится. Здесь можно привести самого разного рода интерпретационные аллюзии, включая и библейские: в истории жизни случаются жирные, упитанные годы, когда нагуливается некий «жирок» — формируются ресурсы, а потом вдруг что-то случается – и вот их уже нет: то ли они уничтожились, то ли из-за неэффективного использования, перераспределения не привели к пользе.

Давайте посмотрим на историю – бытование осетин: век VIII-Х, век XIII, вспомним татаро-монгольское нашествие, когда этнос был практически полностью уничтожен. Те люди, которые выжили, выжили и восстановились лишь потому, что были воспитаны в конкретном мифо-ритуальном комплексе, который затем обеспечил их полную социо-культурную и социально-политическую регенерацию. Биологический и метафизический субстраты довольно быстро восстанавливаются, если объединяющее эти две природы гносео-праксеологическое ядро – семиотическая матрица – имеет жесткую структуру, т.е. догматизирована и ритуализирована. И чем более жесткой она является в смысле набора своих универсалий (образов/символов, понятий/категорий, табу/ритуалов), тем быстрее происходят регенерационные процессы – чем шире аллюзивный, мифо-поэтический ресурс, тем быстрее, эффективнее обеспечиваются социально-политические практики социализаций и трансформаций. И вновь упомяну о вашем Институте управления: сегодня мы рассуждали о религиозных, этнокультурных, этнополитических комплексах, мы рассуждали об идеологии как инструменте, которым обеспечивается управление в метафизиках – мы рассуждали о тезаурусах и горизонтах культуры в очень специфических аспектах – прощупывания, прогнозирования будущего, когда мы даем рекомендации политикам – какие политические институты иметь, какие технологии использовать и т.п., ведь мир очень динамичен… Мы вспоминали отдельные эксперименты чиновников-политиков в сфере этно-культурного семиозиса. Да, мы понимаем, что все эти «эксперименты» это и есть стихия жизни – повседневность стереотипа, архаики, всего того, что мы можем называть древним, народным, архетипами, которые бытуют в культуре посредством нашей реактивности, но ведь они вносятся в политическую плоскость. Хорошо / плохо ли это? – Никак. Но худо будет, если они будут использоваться как идеологический элемент – если этно-культурное, этно-религиозное начнет идеологизироваться.

Обозначив аспекты политизации-идеологизации, обращу внимание на 1-ю главу нашей Конституции и ее общий принцип – деидеологизации и деполитизации именно этой, религиозной и этно-культурной, сферы. Но как тогда быть – как бытовать в социально-политическом пространстве? – Ответ прост: нужны развитые коммуникационные инструменты – нужен диалог, а в определенных случаях и система интерпретации – объяснения, разъяснения о поведении, о целях, о принимаемых решениях, если, конечно, ты – каждый из нас – ответственен за поступок, за дело, за профиль республики / региона (субъекта) – за образ / лицо своего дома.

Да, мы понимаем, что для обеспечения политической устойчивости страны нам нужна устойчивость региона(ов): на субрегиональном уровне нужна устойчивость и высокая эффективность не только муниципалитета, нужна устойчивость коммуникаций, которая идет с соседями на уровне субъектов высокого уровня, которую вы, как депутаты от каждого района и в целом республики, обеспечиваете.

Также приятно осознавать, что мы на высоком профессиональном уровне обеспечиваем гуманитарное сотрудничество – обеспечиваем активный обмен культурными знаками, символами с другими народами, государствами. И вонь фрагмент истории / культуры из собрания Вашего музея: состоялся дружественный акт коммуникации – и поставлен памятный знаки (бюст, памятник, мемориальная доска), осуществлен визит, приняты гости с ответным визитом – вот и подтверждение статуса хозяина.

В целом, мы имеем достаточно высокую политическую культуру, которая, естественно, находится в зависимости от социально-экономических ресурсов, которых у нас всегда недостаточно, потому что у нас слишком большая территория, потому что во многом мы не особенно рачительны, потому что личностное, гражданское начало затмевается институциональным, политико-идеологическим и т.д. Мы не всегда имеем возможность эффективно управлять даже теми инструментами, что имеем – мы стараемся обходиться минимумом политических институтов, образовательных ресурсов. Но при этом все же надо помнить – отдавать себе отчет, что именно мы с вами, по сути, обеспечиваем субъектность, ее сувериназацию: нет суверенна высокого порядка (т.е. Российской Федерации), если нет источника, который в укладах своей жизни вынашивает/обеспечивает форму политической и нормативно-правовой организации, — нет активного гражданина, нет и активного муниципалитета, т.е. места/института, где реализуется эта жизнь – обеспечиваются истоки политической субъектности и суверенности.

Сегодня в республиканском Министерстве национальностей мы заинтересованно обсуждали эту серьезнейшую проблему – обеспеченность всех этих процессов достаточными инструментами и ресурсами.

Кто формализует политику и ее же обеспечивает? – Очевидно, что вы – вы актуализируете, обозначаете проблемы, провоцируете их, с одной стороны, как живущие здесь, но и вы же создаете инструменты и регламенты их использования. Федерация отвечает за формализацию общей стратегии, политики – своего рода контура и вектора, принципов организации и формализации инструментов, но контексты-то – это жизнь региона(ов), где, собственно, жизнь и обеспечивается – где они и применяются с учетом особенностей.

Дорогие коллеги, у вас перед глазами находится несколько документов. Один из них – проект Профессионального стандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений».

Российская Федерация с момента своего создания – подписания в 90-е годы Федеративного договора и принятия Конституции, самопределилась с формой и условиями своего бытования, а обеспечение и устойчивость ее определены статьями 1-3, 12, 13-14. Именно эти последние статьи Конституции обеспечивают Российской Федерации ее устойчивость и нейтральность – деидеологизацию. На первый взгляд может показаться, что это противоречие – ведь государство не может не иметь идеологии, которая будет признана как государственная идеология. Но именно этот принцип и есть главный, базовый – фундаментальное начало, обеспечивающее обществу в целом, каждой его группе, каждому гражданину (личности) динамику – быть в становлении, соревновательности интересов, согласовании позиций политическими инструментами и солидарности – так частное становится всеобщим, единичное целостностью множества. Деидеологизация – первая и главная идеологема, принцип Конституции. А на этой основе – гармония целого, потому что обеспечивется нерастворение идиничного в множественности, которое образует политическое единое, целое – российский народ. Над этой базовой идеологемой надстраиваются все иные идеологемы-ценности, принципиальное многообразие и конкуренция которых создают условия и контекст общественной жизни – ее проектирование и обеспечение. Есть это основание – есть и многоаспектный, колоритный образ России, вбирающий в себя всю ту великую палитру национальных культур и традиций, в которых отражаются и все иные традиции Мира. Благодаря этому принципу Россия существует как многоукладное государство, многоукладная культура, многоукладное хозяйство. Но для того, чтобы каждый был источником – творческим, созидающим началом, мы стремимся укреплять это конституционное начало на всех уровнях нашей жизни, важнейшим из которых является профессиональная деятельность.

Каждый в своем опыте жизни создает «картину мира», вырабатывает в своем национальном языке знаки-маркеры, т.е. складывает свою уникальную всю систему. А с учетом нажитых укладов, способности удерживать и пользоваться «политическими» инструментами, народы (общности) пребывают в разном состоянии. (Кто-то еще бытует в формах, схожих с раннефеодальным строем, кто-то родо-племенным, сохраняя жесткую клановость, у кого-то специфика кочевого образа жизни оказывается востребованной современными тенденциями к мобильности; одни не могут бытовать вне усложненных институциональных форм, а другим они – как кара небес – они их не воспринимают и не понимают, как пользоваться…) Так что, если мы хотим видеть и ощущать нашу государственно-политическую целостность, мы должны быть чутки и внимательны друг к другу, к многообразию наших этно-религиозных и культурно-политических традиций – мы должны уметь оказывать попечение соседу, потому что он, сосед, – гарант нашей субъектности, гарант суверена. И эти отношения есть цивилизация, культура. Как видим, все это – элементарные вещи, всё довольно просто – Конституция это определяет. Но это надо обеспечивать в повседневности, чтобы наши повседневные практики, наши хозяйственные уклады бытовали, а это – уже не что иное как творчество каждого из нас.

Конституция также фиксирует и еще один важнейший принцип – принцип субвенционализма. Общее, универсалии формируется в результате отчуждения оснований к этим общностям-универсациям, которые становятся ценностями. Распоряжаясь ими, пользуя их, эти универсалии-общее, мы вместе с тем и индивидуализируемся: общее и частное находится не только в диалектике, но и в балансе, сохранение которого есть залог стабильности, устойчивости – есть важнейшая задача. И в этой части задача государства очень аккуратно весьти политику по созданию условий, в которых этот баланс будет устойчив – не разрушает принцип субвенции, а потому и само Государство как гипер-субъект ограничивает свою волю как на применение насилия, так и распределение объемов обеспечения политической субъектности – разделяет и делегирует полномочия, гарантирует права и следит за их отправлением. Для сильного общества / государства важна устойчивость воспроизводства, т.е. не ущемление языков и культурных традиций (особенностей), обеспечение мировоззренческих свобод и религиозных и мифо-ритуальных практик – их многообразия. И этот порядок есть не только обеспечение устойчивости, но и мощи, и Конституция предписывает именно такую модель организации воспроизводства: мировоззренческие свободы есть условие политико-идеологической конкуренции, которая, в свою очередь, есть обеспечитель федерализма и политико-правовой целостности.

Сегодня мы ведем разговор о том, что есть субъект отношений, равенство и как обеспечивается суверенитет. На наш взгляд, мы тогда поймем, что и как нам делать, если будем внимательны к формам бытования наших культур – типу их воспроизводства. Вот, например, стол за которым мы с Вами сейчас сидим. А как этот «стол» стал возможен – какова его история, почему мы именно этот инструмент и как, в каких целях используем?

Заходим в музей – смотрим. Я вижу великолепный артефакт – дверь в кунацкую – дверь с невероятным множеством каких-то символов, знаков – она вся в клеймах. Что это значит? Это значит, что мои двери открыты для моих друзей, братьев и разных культур – вот сколько этих клейм! – я готов в мой мир впустить всех. И те, которые стали мне родными, они имеют право оставить это клеймо, потому что это и их дом. А я понимаю их культуру, потому что я могу поддержать диалог, продемонстрировать уважение…

Дорогого это стоит? – Да, очень.

Можно ли этот принцип национальной культуры сделать универсальным? – Уверен – да.

Те процессы, которыми обеспечивается воспроизводство этнокультурного и религиозного разнообразия, перспектива их единства – целостность России, предлагает и отраслевое разнообразие – эффективность хозяйственных практик, их качество, то есть определенный порядок, в том числе и трудовых отношений, которые можно формализовать и установить к ним минимальные требования. Мы понимаем, что в нынешнем мире все отношения интенсифицированы, технологичны, но мы также понимаем, что вне историко-культурного процесса – вне знаний истории, культурных особенностей они не будут иметь значения, ценности. Чтобы оставаться человеком нам не просто нужно эффективно обеспечивать социально значимые функции…

Но кто может обеспечивать сферу национальных отношений? Разработанный по поручению Президента Российской Федерации профессиональный стандарт говорит – принципиально любой человек с любым профессиональным образованием (навыками), потому что национальное – это общность, универсальность каждого из нас по отдельности и то, как мы вместе. И то, как это – отражается в укладах культуры, в укладах хозяйства. Да, мы понимаем, что эффективность труда бывает разной – т.е. чем выше уровень образования, тем эффективнее, профессиональнее человек выполняет свои функции, так что для обеспечения функций в сфере управления этнокультурным (национальным) воспроизводством уровень образования должен быть не ниже базового специального, т.е. среднее специальное образование – это 6 уровень. Но в обществе есть и те, которые отвечают за экспертную часть, — те, которые отвечают за разработку/видение моделей воспроизводства и перераспределение ресурсов. Это уже экспертный уровень, а потому и образование нужно высшее, и опыт работы в сфере важен – это 7-й уровень.

Безусловно, молодого человека, младенца нужно уметь и воспитывать, и учить. Трудно доверять человеку, у которого недостаточен опыт, если он не зрело себя ведет или неадекватно реагирует, поэтому мы создаем детсады и школы, институты и университеты – самые разные инструменты интенсивоного воспроизводства инструментов воспитания и образования. Конечно, наиважнейший и базовый из всех – семья, она естественная форма. Дальше, вслед, универсалия более высокого уровня – этническая общность, а над ней – политическая – нация. В нашей истории мы прошли эти этнический и национальный уровни, образовав нацию/государство цивилизационного порядка, в котором сформировались и соответствующие политические институты.

Наш федерализм – уникальное явление, поскольку вбирает в себя множество региональных, этно-политических особенностей. Все это ярко продемонстрировано в Стратегии государственной национальной политики, которую планируется реализовывать с 2025 года, поступательно развивая наше богатство, и для этого мы разрабатываем критерии эффективного управления через определение требований к качеству функций. Обеспечивать это будут все те, которые отвечают за воспроизводство. Поэтому я рад, что наши коллеги из университета высказали свою готовность наладить эту систему экспертной подготовки, чтобы обеспечить своими инструментами те функции, которые для вас как управленцев не естественны, потому что эффективность управленца определяется иными качественно-количественными показателями.

Как просчитать эффективность? У вас есть еще один документ – общие квалификационные требования. Если профессиональный стандарт ориентирован на сферу трудовых отношений в РФ, т.е. на весь массив жизни, то сфера государственного и муниципального управления регулируется соответствующим указом Президента – на систему государственной службы профессиональные стандарты не распространяются.

Итак, мы имеем два инструмента для регулирования всей сферы жизни. На уровне госслужбы это квалификационные требования, а в народном хозяйстве, в гражданском секторе – профессиональные стандарты. Основные работы над проектом профстандарта, с учетом предложений регионов, завершены и сегодня он находится на этапе направления в Нацсовет по профессиональным квалификациям. Этот впервые вводимый в практику документ очень важен, поскольку его действие направлено на обеспечение практически всех пунктов нашей Конституции, определенной в 1 главе.

Северо-Осетинской государственный университет планирует с осени запустить подготовку специалистов-теологов, востоковедов, регионоведов, и мы сейчас дискутируем над проблемой конфликтологов, т.е. тех, кто отвечает за интенсивное воспроизводство, не профилактику конфликтов, а моделирование развития и прогноз институционального совершенствования систем, чтобы дальше, с учетом соответствовавших методик, обеспечивать эффективное воспроизводство.

Спасибо, дорогие коллеги, за Ваше внимание и возможность обменяться мнениями.

Нравится
Поделиться