В ИГСУ подвели итоги Зимней школы и олимпиады «Я — профессионал»

Февраль 6, 2018

2 февраля в РАНХиГС завершила работу «Зимняя школа Президентской академии».

На протяжении трех дней финалисты студенческой олимпиады «Я — профессионал», прибывшие в столицу из разных регионов страны, постигали навыки и компетенции, необходимые для профессиональных управленцев нового типа, а также принимали участие в форсайт-сессии «Государство будущего и будущее государства» и состязались в управлении виртуальными компаниями.

Олимпиада «Я – профессионал» — профессиональное студенческое состязание, организованное Российским союзом промышленников и предпринимателей и «Деловой Россией» совместно с 10 ведущими вузами РФ. Организатором олимпиады по направлению «Государственное и муниципальное управление» выступил Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, а по направлению «Менеджмент» – Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Для финалистов интеллектуальных соревнований, прошедших в очный этап, на территории Президентской академии с 31 января по 2 февраля и проводилась Зимняя школа по профильным направлениям.

Как ожидается, студенческая олимпиада, как и Зимняя школа, будет проходить в Академии ежегодно. Об этом рассказал проректор РАНХиГС Максим Назаров. Поблагодарив участников состязания, он призвал их непрерывно продолжать свое образование. «Пожалуйста, не останавливайтесь на достигнутом. Дорогу осилит идущий, есть такая поговорку, поэтому все время идите дальше… Учиться надо всю жизнь, учиться постоянно», — напутствовал студентов проректор РАНХиГС.

Организаторы отметили важность и уникальность олимпиады «Я — профессионал» в качестве своеобразного «социального лифта» для молодых профессионалов. По словам доцента кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы ИГСУ РАНХиГС Тиграна Занко, проект был амбициозным, интересным и высоко конкурентным.

– Ребята прошли очень сложный отбор. Это были и заочные тестирования, которые проходили по всей стране. Эти тестирования предусматривали 50 вопросов, на которые нужно было ответить за 50 минут. В дальнейшем лучшие из лучших – набравшие более 92 баллов из 100 – имели возможность приехать на очный этап. Во время него они продемонстрировали знания истории госуправления, государственного устройства РФ, особенностей организации и прохождения государственной службы, противодействия коррупции. Показали очень хорошие знания по международному опыту госуправления, отвечая на вопросы о государственном устройстве США, Франции, Великобритании. Германии, вопросы достаточно сложные и тонкие, на которые сложно ответить даже профессионалам, работающим в этих сферах.

 

«У нас учатся уникальные студенты, которые стремятся к знаниям, стремятся демонстрировать эти знания, стремятся к победам. И такие мероприятия нужны как «социальный лифт», чтобы давать талантливой молодежи идти по жизни и продвинуться дальше», — резюмировал Тигран Занко. Эту позицию разделяет и участник экспертной сессии, директор по развитию ВНИИ труда Минтруда России Надежда Сладкова. Она уверена: мероприятия, подобные олимпиаде «Я — профессионал» и Зимней школе РАНХиГС, не только создают определенный слой лидеров, которые будут менять и способствовать изменениям государственной службы, но также формирует позитивную мотивационную среду вокруг этой темы.

– Люди начинают интересоваться, а что это за конкурс, а почему на государственную службу есть стремление идти, какие компетенции нужны. То есть это повод поговорить об этом, привлечь самых интересных, самых продвинутых, подготовленных молодых людей, студентов, для того чтобы они, заинтересовавшись через олимпиаду, могли быть агентами позитивных изменений на государственной службе и начали формировать новый образ госслужащего.

Студенты Зимней школы посетили лекции и мастер-классы ведущих специалистов РАНХиГС в области управления и приглашенных экспертов. Кроме того, для участников по профилю «Государственное и муниципальное управление» была организована форсайт-сессия «Государство будущего и будущее государства». Об ее итогах поведал замдиректора ИГСУ РАНХиГС, член экспертной группы Минтруда России по вопросам институционального развития государственной службы РФ Руслан Корчагин.

По его словам, организаторы видели своей задачей формирование своеобразного сообщества, пула молодых специалистов, которые интересуются развитием и совершенствованием системы ГМУ. При этом форсайт – технология быстрого прототипирования видения, которая уже нормативно закреплена. «У нас есть рэпид форсайт как технология, которую продвигает АСИ, это уже опробировано на форсайт флотах. Слово форсайт, оно везде звучит», – отметил замдиректора ИГСУ, уточнив, что из-за временных ограничений было принято решение провести форсайт-сессию.

– Мы провели форсайт-сессию, это в большей степени сбор экспертных мнений по поводу горизонтов планирования с 18 по 24, с 24 по 30 и так до 54 года, включая выявление участниками «черных лебедей» по Талебу.  В общей сложности сессия длилась 6 часов, в дальнейшем будет проведена ее визуализация. Планируется и дистанционная часть: участники дошлют и наполнят смыслами те идеи, которые сейчас зафиксированы на карточке и размещены на линии времени с периодами.

Материалы сессии будут оцифрованы и высланы всем участникам с приглашением продолжить работу – в соцсетях или на внутреннем портале, пообещал Руслан Корчагин.

– Люди отдали проектированию 6 часов в сотворчестве, и у них уже есть положительное эмоциональное якорение. Уровень энергии был высокий, вовлеченность была высокая. Проявление этого вовлечение – в том числе возможность вовлечь наших студентов и в дальнейшую разработку: чтобы мы могли выдвинуть базовую гипотезу, визуализировать карту, а потом отслеживать, как реализуется предложенные прогнозы.

Как результат этого процесса, считает замдиректора ИГСУ, в российских регионах может быть создана сеть молодых специалистов, занимающихся исследовательскими проектами и ведущими научные изыскания в области государственного и муниципального управления, которые, в свою очередь, могут в будущем лечь в основу новой государственной политики.  С ним соглашается и Надежда Сладкова: «Такие лаборатории изменений могут создавать точки роста в учебных заведениях регионов. И мне кажется, это даст очень мощный импульс для создания новой государственной службы, повышения ее качества и подготовки всех будущих позитивных изменений в России».

 

Поскольку Зимняя школа была посвящена развитию управленческих компетенций, одним из мероприятий стал практикум по стратегии управления. Он проходил в форме соревнования команд, управлявших виртуальной компанией – подобная практика широко распространена за рубежом, а учебная модель, использованная в моделировании, является основой международного чемпионата, в котором ежегодно принимают участие порядка 40 тысяч человек. В течение одного дня команды, сформированные из студентов разных направлений управляли виртуальной компанией, демонстрируя свои навыки.

Организатор деловой игры, директор Института организационного развития и стратегических инициатив (ИОРСИ) РАНХиГС Вячеслав Шоптенко отмечает, что технологии обучения управленцев бизнес сектора сегодня являются востребованными для подготовки государственных и муниципальных служащих.

– Сегодня в России делается серьезная ставка на формирование благоприятного инвестклимата, на работу с бизнесом, на стимулирование предпринимательства, и государственным служащим важно понимать эту компоненту. В подобных тренингах и чемпионатах у нас принимают участие многие представители министерств, отвечающие за экономическую политику, политику развития в области предпринимательства, инвестиционную политику в регионах, и губернаторы это активно поддерживают. К примеру, губернатор ХМАО Наталья Комарова и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов неоднократно обозначали необходимость формирования единого понятийного поля и языка для госуправленцев и для бизнеса. Собственно, эта задача во многом подобными тренингами и решается.

По итогам игрового дня победителями стали участники команды, которые на треть нарастили инвестиционный потенциал своей виртуальной компании – студенты вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Кирова и Екатеринбурга:

  • Арина Каргу, Институт правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург);
  • Даниил Чуркин, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);
  • Наталья Карпова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург);
  • Артур Колесов, Воронежский государственный университет (ВГУ);
  • Анастасия Косарева, Вятский государственный университет (ВятГУ).

Им, а также участникам еще 5 команд, показавших лучшие результаты, предложено продолжать развивать виртуальные компании в течение месяца, приняв участие в состязании за право выхода на всероссийский, а в дальнейшем – на международный этапы конкурса.

Подводя итоги олимпиады и Зимней школы, директор ИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц указал на то, что в России сегодня начинает выстраиваться линейка программ отбора молодых профессионалов – от университетских программ и таких конкурсов, как «Управляй!», различных бизнес-баттлов и программ проектного содержания до известного проекта федерального значения «Лидеры России».

Давая своеобразное напутствие студентам школы, руководитель ИГСУ напомнил о компетенциях, которыми должны обладать специалисты в области государственного управления. Их набор вытекает из трех основных составляющих: регулирование экономики, вопросы правового обеспечения и коммуникаций, умением выстраивать общение и взаимодействие с гражданами, бизнесом, институтами гражданского общества.

– Если взять основополагающий срез госуправления, необходимо понимание административных процедур и административных отношений. Это некая особая субстанция, которую все управленцы должны освоить. Но формализованная, регламентированная часть не должна закрывать главного: главная задача системы государственного управления – быть полезной обществу, государственные служащие-управленцы должны быть полезны гражданам, бизнесу (российскому и иностранному), полезны государственным и частным корпорациям и так далее.

По словам Игоря Барцица, это «ощущение полезности» должен уметь воспитать в себе человек, рассматривающий государственную службу в качестве своего призвания. «Очень важна мотивация на хорошее, на участие в интересном деле, интересных проектах государственного значения. Они могут быть разного уровня и объема, но это – то, что, наверное, самое сложное и важное с точки зрения подготовки управленцев нового поколения», – резюмировал он.

автор: Владислав Калашник, магистрант  профиля «Общественные связи и медиаполитика» ИГСУ 

Фото  и видео: Айбар Маханов.

Нравится
Поделиться