Культурно-просветительная деятельность кафедры государственно-конфессиональных отношений
Возрастающая роль религиозного фактора и в целом религии (религиозных традиций и их организаций) в жизни общества, усложняющаяся региональная специфика международных, межнациональных, этнорелигиозных и межрелигиозных отношений, требует постоянной актуализации суммы знаний о религии – религиозных культурах и их наследии, роли и месте в общественной и государственно-политической жизни, формах и приемах межинституционального взаимодействия ради стабильности и устойчивого развития.
Популяризация и освоение исторического наследия религиозных культур, учет их потенциала, эффективное их использование – не только требование времени, но и стратегическая задача культуры в части развития гуманитарного пространства общества и личности.
Проекты кафедры по направлению деятельности:
- Духовные традиции народов: культурно-просветительский проект
- Науки о религии: диалоги III тысячелетия: дискуссионный клуб в ИГСУ РАНХиГС
- Всемирный день Философии в ИГСУ (3 четверг ноября)
- Международный день Религии (3 воскресенье января) и Всемирная неделя гармонизации межрелигиозных отношений в ИГСУ (1–7 февраля)
- Русь историческая – Русь грядущая: межвузовский научно-просветительский проект
- Школы и традиции религиоведения: от итогов к планам
ОПЫТ ДИАЛОГОВ О РЕЛИГИИ
- Религиозное: политико-идеологический аспект – Январь 2019 г.
- Религиозное: политико-идеологический аспект – Осень 2018 г.
- Гражданско-религиозные отношения и религиоведение в России: определенность как проблема этнокультурной устойчивости и вызов национальной безопасности(В.В. Шмидт)
- Религиоведение – инструмент, которым легко исправлять кривизну социально-политических, политико-идеологических и экзистенциально-психологических зеркал(собеседовали – В.В. Варава, П.А Бышков и В.В.Шмидт)
- Охранение духовных законов и передача традиций и опыта – одна из задач традиционных религий (собеседовали – протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер и Шмидт В.В.)
- Религия – базовое ядро, продукт метафизических систем, а его онто-гносеологический, философский «антидор» – идеология (собеседовали – И.Е. Сапан и Шмидт В.В.)
- В конце концов, мы с Вами имеем возможность «похулиганить» – поговорить об интересных вещах мне еще хочется (собеседовали – З.А. Тажуризина и Шмидт В.В.)
- Религия – продукт теоремы Томаса: если долго, много и убедительно говорить о не существующем, то в массовом и индивидуальном сознании оно становится реальностью (собеседовали – А.И. Сыкало и Шмидт В.В.)
- Рано или поздно, но будет сделано очередное усилие в достижении гармонии светской и духовных властей (собеседовали – К. Буханцев и Шмидт В.)
- Как и наши предки, мы так же не ведаем, что будет лет так через 100, но мы можем догадываться и верить в лучшее будущее (собеседовали – Самир Тофик-оглы Биннатов и Шмидт В.В.)
- Деятельность государства осуществляется в рамках анализа воздействия религиозных организаций и запрета на нарушение прав человека (собеседовали – В.И. Саква и Шмидт В.В.)
- Смысл идентификации состоит в том, чтобы в процессе познания соотнести неизвестное с известным (собеседовали – Е.С. Гиль и Шмидт В.В.)
- Человеку не нужны «свободы», ему нужны смыслы… Лучше богобоязненный атеизм, чем богоотступнические «религии» (собеседовали – М.А. Дузаев и Шмидт В.В.)
- Интерес к вопросам культуры, её религиозным истокам неуклонно растёт – так что многое еще впереди (собеседовали – В.А. Поздяева и Шмидт В.В.)
- Быть современным, быть историчным как раз и есть вступать в «трансцендентальный диалог между мной, историческим основанием и Богом» (собеседовали – М.Я. Мацевич и Шмидт В.В.)
- Приходит время корректировки масштабов (собеседовали – М.А. Жеребятьев и Шмидт В.В.)
- Отсутствие государственной религиозной политики в ее формально-юридическом выражении приводит к появлению противоречащих Основному закону документов и практик (собеседовали – А.И. Нугаева и Шмидт В.В.)
- При меньшей актуальности отнесения себя к конфессиональной или этнической группе большую важность для современного населения России имеют гражданская и региональная идентичности (собеседовали – Л.А. Степнова и Шмидт В.В.)
- Идентификации вырастают из того, что каждому человеку нужно принадлежать к чему-то большему, чем только он сам (собеседовали – С.Д. Лебедев и Шмидт В.В.)
- Паттерны, нарративы, мемы задают определенную модель, довольно жёсткие рамки мышления и ожиданий, за которые не всегда удается выйти (собеседовали – С.М. Алейникова и Шмидт В.В.)
- Присутствие рядом католиков, лютеран, пятидесятников, баптистов, адвентистов и т.д., лучше всего помогает русскому православию быть носителем Евангелия, а не идеологией (собеседовали – Р.Н. Лункин и Шмидт В.В.)
- Наибольшей реальностью для нас обладает то, что может нас уничтожить, или то, за что мы готовы отдать свою жизнь (собеседовали – М.А. Аркадьев и Шмидт В.В.)
- Отношения религиоведения и теологии – это вариант государственно-религиозных отношений, и от того, как они сложатся, во многом зависит религиозная ситуация в стране (собеседовали – Е.В. Кузьмина и Шмидт В.В.)
- Современному миру и большинству государств не хватает инструментов для обеспечения религиозного фактора: в государственно-религиозных и межрелигиозных отношениях требуется сбалансированная политика, если, конечно, есть заинтересованность в стабильности этой сферы (собеседовали – М.В. Козлов и Шмидт В.В.)
- Идея нового союза Церкви и Государства не заставляет меня краснеть, краснеть меня заставляют некоторые формы этого союза: в том, что происходит сегодня, возможно, есть и моя вина (собеседовали – Д. Кравцов и протодиакон Андрей Кураев)
- Мусульмане России между хунвейбинами и технологической революцией (собеседовали – Д.З. Хайретдинов и Шмидт В.В.)
- Для понимания Религии нужно подходить к ней не только с точки зрения веры, но и быта, и традиций, и знаний (собеседовали – А.Л. Зацепин и Шмидт В.В.)
- Новой религиозности, в том числе нетрадиционной, найдётся место при любом миропорядке (собеседовали – А.И. Тюрин и Шмидт В.В.)
- Практики в отношении свободы самовыражения, включая, вероисповедания – политика «королевского утреннего туалета (собеседовали – «Логос» [ник– Павел Артемьев] и Шмидт В.В.)
- Без идеологии общество прекратит существование: нужны конкурирующие идеологии (собеседовали – В.А. Михайлов и Шмидт В.В.)