Науки о религии: диалоги III тысячелетия

Науки о религии: диалоги III тысячелетия – дискуссионная платформа ИГСУ РАНХиГС

Руководители проекта:


Состояние религиозной сферы, формы межотраслевого и межинституционального взаимодействия неизбывны в своей актуальности, а потому для дискутирования мы предлагаем следующие проблемы-тезисы:

1. Религии (религиозные системы) – базовые элементы культуры как в узком, так и широком смыслах, в том числе и для социально-политических моделей (Дюркгейм, М. Вебер; сегодня закономерно рассматривать их и как системы фрактального порядка).

От того, как каждая религиозная традиция/культура выстраивает свою нравственную и онто-гносеологическую модель, зависят не только ее хозяйственные практики, но и политико-правовые традиции, поскольку именно в религиях появляется сакральное, священное – выводится иерократический принцип. И от того, какая модель иерархизации на его основе возникает, такой во многом и будут принципы легитимации в социальном пространстве – в политической сфере.

2. Безусловно, в обществе вне религиозных отношений, религиозного воспроизводства невозможно представить бытование ценностей как таковых – фундаментальных и тех, что появляются как актуальные здесь и сейчас, поскольку каждый человек и группа, общество в целом, вынуждены жить будущим, но не вне прошлого – не вне переживания своей истории как наследия, на котором и в котором они взрастают. Общество традиционно, история традиционна и наше отношение к ним традиционно, а в определенном и известном смысле – религиозно: религиозно мы воспринимаем «седую старину» как священное, как сакральное. И это тоже – фундаментально: вне таких отношений нет человека и человечества, нет народов и наций, нет государств как цивилизаций.

3. Но мир не есть нечто застывшее; мир динамичен – так было и так будет. В условиях подготовки к модернизации/трансформации системы международных отношений мы всегда будем иметь нарастание/усиление политико-правовой радикализации обществ/государств – так они пытаются обеспечить свой суверенитет, стимулируя политико-идеологическую гомогенизацию общества. (Так было и так будет – и это тоже фундаментальное.)

Не исключение и Россия с ее уникальным опытом давления политико-правовыми инструментами на духовную сферу, прежде всего религиозную.

Да, мы понимаем, что в кризисных условиях преференции получают лишь те, кто воспринимается политэкономическим истеблишментом как важное звено/механизм/ресурс для господствующей политико-идеологической модели. Что в этом нового или удивительного? – Ничего. Ничего нового и удивительного нет и в том, что появляющееся и выживающее в таких условиях новое, становится эффективным инструментом реагирования и экспериментирования с вызовами, которые делают будущее настоящим.

Поэтому будем внимательны к нашим ресурсам – традициям и традиционному, новациям и модерну, памятуя, что базовыми, фундаментальными функциями у религии являются ее репродукционная и телеологическая функции.

ОПЫТ ДИАЛОГОВ О РЕЛИГИИ

ОПЫТ ДИСКУССИИ

«РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ»

 Философия, Теология, Идеология и Религиоведение: pro & contra.

Дискуссионная платформа ИГСУ РАНХиГС.

Науки о религии: диалоги III тысячелетия. сезон 2017-2018года.

Науки о религии: диалоги III тысячелетия. сезон 2018-2019года.

Науки о религии: диалоги III тысячелетия — сезон 2019-2020 года

 

Нравится
Поделиться