Науки о религии: диалоги III тысячелетия
Науки о религии: диалоги III тысячелетия – дискуссионная платформа ИГСУ РАНХиГС
Руководители проекта:
- Шмидт Вильям Владимирович,
директор Центра религиоведческих и этнокультурных исследований и экспертизы ИГСУ РАНХиГС - Устинова Ирина Гавриловна, заведующая отделом по работе с информационными ресурсами НБ РАНХиГС
- Элбакян Екатерина Сергеевна, эксперт Центра религиоведческих и этнокультурных исследований и экспертизы ИГСУ РАНХиГС
Состояние религиозной сферы, формы межотраслевого и межинституционального взаимодействия неизбывны в своей актуальности, а потому для дискутирования мы предлагаем следующие проблемы-тезисы:
1. Религии (религиозные системы) – базовые элементы культуры как в узком, так и широком смыслах, в том числе и для социально-политических моделей (Дюркгейм, М. Вебер; сегодня закономерно рассматривать их и как системы фрактального порядка).
От того, как каждая религиозная традиция/культура выстраивает свою нравственную и онто-гносеологическую модель, зависят не только ее хозяйственные практики, но и политико-правовые традиции, поскольку именно в религиях появляется сакральное, священное – выводится иерократический принцип. И от того, какая модель иерархизации на его основе возникает, такой во многом и будут принципы легитимации в социальном пространстве – в политической сфере.
2. Безусловно, в обществе вне религиозных отношений, религиозного воспроизводства невозможно представить бытование ценностей как таковых – фундаментальных и тех, что появляются как актуальные здесь и сейчас, поскольку каждый человек и группа, общество в целом, вынуждены жить будущим, но не вне прошлого – не вне переживания своей истории как наследия, на котором и в котором они взрастают. Общество традиционно, история традиционна и наше отношение к ним традиционно, а в определенном и известном смысле – религиозно: религиозно мы воспринимаем «седую старину» как священное, как сакральное. И это тоже – фундаментально: вне таких отношений нет человека и человечества, нет народов и наций, нет государств как цивилизаций.
3. Но мир не есть нечто застывшее; мир динамичен – так было и так будет. В условиях подготовки к модернизации/трансформации системы международных отношений мы всегда будем иметь нарастание/усиление политико-правовой радикализации обществ/государств – так они пытаются обеспечить свой суверенитет, стимулируя политико-идеологическую гомогенизацию общества. (Так было и так будет – и это тоже фундаментальное.)
Не исключение и Россия с ее уникальным опытом давления политико-правовыми инструментами на духовную сферу, прежде всего религиозную.
Да, мы понимаем, что в кризисных условиях преференции получают лишь те, кто воспринимается политэкономическим истеблишментом как важное звено/механизм/ресурс для господствующей политико-идеологической модели. Что в этом нового или удивительного? – Ничего. Ничего нового и удивительного нет и в том, что появляющееся и выживающее в таких условиях новое, становится эффективным инструментом реагирования и экспериментирования с вызовами, которые делают будущее настоящим.
Поэтому будем внимательны к нашим ресурсам – традициям и традиционному, новациям и модерну, памятуя, что базовыми, фундаментальными функциями у религии являются ее репродукционная и телеологическая функции.
ОПЫТ ДИАЛОГОВ О РЕЛИГИИ
- Религиозное: политико-идеологический аспект – Январь 2019 г.
- Религиозное: политико-идеологический аспект – Осень 2018 г.
- Гражданско-религиозные отношения и религиоведение в России: определенность как проблема этнокультурной устойчивости и вызов национальной безопасности(В.В. Шмидт)
- Религиоведение – инструмент, которым легко исправлять кривизну социально-политических, политико-идеологических и экзистенциально-психологических зеркал(собеседовали – В.В. Варава, П.А Бышков и В.В.Шмидт)
- Охранение духовных законов и передача традиций и опыта – одна из задач традиционных религий (собеседовали – протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер и Шмидт В.В.)
- Религия – базовое ядро, продукт метафизических систем, а его онто-гносеологический, философский «антидор» – идеология (собеседовали – И.Е. Сапан и Шмидт В.В.)
- В конце концов, мы с Вами имеем возможность «похулиганить» – поговорить об интересных вещах мне еще хочется (собеседовали – З.А. Тажуризина и Шмидт В.В.)
- Религия – продукт теоремы Томаса: если долго, много и убедительно говорить о не существующем, то в массовом и индивидуальном сознании оно становится реальностью (собеседовали – А.И. Сыкало и Шмидт В.В.)
- Рано или поздно, но будет сделано очередное усилие в достижении гармонии светской и духовных властей (собеседовали – К. Буханцев и Шмидт В.)
- Как и наши предки, мы так же не ведаем, что будет лет так через 100, но мы можем догадываться и верить в лучшее будущее (собеседовали – Самир Тофик-оглы Биннатов и Шмидт В.В.)
- Деятельность государства осуществляется в рамках анализа воздействия религиозных организаций и запрета на нарушение прав человека (собеседовали – В.И. Саква и Шмидт В.В.)
- Смысл идентификации состоит в том, чтобы в процессе познания соотнести неизвестное с известным (собеседовали – Е.С. Гиль и Шмидт В.В.)
- Человеку не нужны «свободы», ему нужны смыслы… Лучше богобоязненный атеизм, чем богоотступнические «религии» (собеседовали – М.А. Дузаев и Шмидт В.В.)
- Интерес к вопросам культуры, её религиозным истокам неуклонно растёт – так что многое еще впереди (собеседовали – В.А. Поздяева и Шмидт В.В.)
- Быть современным, быть историчным как раз и есть вступать в «трансцендентальный диалог между мной, историческим основанием и Богом» (собеседовали – М.Я. Мацевич и Шмидт В.В.)
- Приходит время корректировки масштабов (собеседовали – М.А. Жеребятьев и Шмидт В.В.)
- Отсутствие государственной религиозной политики в ее формально-юридическом выражении приводит к появлению противоречащих Основному закону документов и практик (собеседовали – А.И. Нугаева и Шмидт В.В.)
- При меньшей актуальности отнесения себя к конфессиональной или этнической группе большую важность для современного населения России имеют гражданская и региональная идентичности (собеседовали – Л.А. Степнова и Шмидт В.В.)
- Идентификации вырастают из того, что каждому человеку нужно принадлежать к чему-то большему, чем только он сам (собеседовали – С.Д. Лебедев и Шмидт В.В.)
- Паттерны, нарративы, мемы задают определенную модель, довольно жёсткие рамки мышления и ожиданий, за которые не всегда удается выйти (собеседовали – С.М. Алейникова и Шмидт В.В.)
- Присутствие рядом католиков, лютеран, пятидесятников, баптистов, адвентистов и т.д., лучше всего помогает русскому православию быть носителем Евангелия, а не идеологией (собеседовали – Р.Н. Лункин и Шмидт В.В.)
- Наибольшей реальностью для нас обладает то, что может нас уничтожить, или то, за что мы готовы отдать свою жизнь (собеседовали – М.А. Аркадьев и Шмидт В.В.)
- Отношения религиоведения и теологии – это вариант государственно-религиозных отношений, и от того, как они сложатся, во многом зависит религиозная ситуация в стране (собеседовали – Е.В. Кузьмина и Шмидт В.В.)
- Современному миру и большинству государств не хватает инструментов для обеспечения религиозного фактора: в государственно-религиозных и межрелигиозных отношениях требуется сбалансированная политика, если, конечно, есть заинтересованность в стабильности этой сферы (собеседовали – М.В. Козлов и Шмидт В.В.)
- Идея нового союза Церкви и Государства не заставляет меня краснеть, краснеть меня заставляют некоторые формы этого союза: в том, что происходит сегодня, возможно, есть и моя вина (собеседовали – Д. Кравцов и протодиакон Андрей Кураев)
- Мусульмане России между хунвейбинами и технологической революцией (собеседовали – Д.З. Хайретдинов и Шмидт В.В.)
- Для понимания Религии нужно подходить к ней не только с точки зрения веры, но и быта, и традиций, и знаний (собеседовали – А.Л. Зацепин и Шмидт В.В.)
- Новой религиозности, в том числе нетрадиционной, найдётся место при любом миропорядке (собеседовали – А.И. Тюрин и Шмидт В.В.)
- Практики в отношении свободы самовыражения, включая, вероисповедания – политика «королевского утреннего туалета (собеседовали – «Логос» [ник– Павел Артемьев] и Шмидт В.В.)
- Без идеологии общество прекратит существование: нужны конкурирующие идеологии (собеседовали – В.А. Михайлов и Шмидт В.В.)
ОПЫТ ДИСКУССИИ
«РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ»
Философия, Теология, Идеология и Религиоведение: pro & contra.
Дискуссионная платформа ИГСУ РАНХиГС.
Науки о религии: диалоги III тысячелетия. сезон 2017-2018года.
Науки о религии: диалоги III тысячелетия. сезон 2018-2019года.
Науки о религии: диалоги III тысячелетия — сезон 2019-2020 года