Научно-исследовательская деятельность кафедры государственно-конфессиональных отношений
Направлена на изучение, разработку и популяризацию актуальных проблем религиоведения, религиозно-философской и социально-политической мысли, религиозной жизни, общественно- и государственно-религиозных отношений, религиозного фактора и феноменов идеократической сферы общества.
К приоритетным направлениям также относятся:
- разработка предложений по совершенствованию государственной религиозной (вероисповедной) политики и правоприменительной практики в сфере обеспечения и гарантии прав на свободу мысли и творчества;
- разработка и научно-методологическое сопровождение процессов укрепления взаимопонимания, терпимости и взаимодействия между религиозными организациями различных вероисповеданий, этнорелигиозных и этнокультурных традиций;
- разработка научно-методического аппарата в области сопровождения и координации деятельности органов по связям с религиозными объединениями в организациях всех типов и форм организации, включая экспертно-научное сопровождение этой деятельности и взаимодействие с ведущими национальными религиоведческими, этнокультурными центрами;
- разработка теоретико-методологических подходов, принципов и приемов обеспечения государственной религиоведческой экспертизы, включая участие в ее проведении.
Направления научных исследований сотрудников кафедры:
Разрабатывает проблемы: общественно- и государственно-религиозных отношений и государственной вероисповедной политики в Российском государстве; конституционно-правовых аспектов государственно-религиозных отношений.
Тема: Религиозные организации в системе гражданско-политических институтов: российский и международный опыт
Разрабатывает проблемы: общественно- и государственно-религиозных отношений и государственной вероисповедной политики в Российском государстве; истории и современного положения религий, конфессий, религиозных групп в России и в мире; общих проблем взаимосвязи религии и политики.
Тема: Религиозный вопрос в России: свобода совести и права человека
Разрабатывает проблемы: истории современного положения религий, конфессий, религиозных групп в России и в мире.
Тема: Теология и религиоведение в образовании и воспитания
Разрабатывает проблемы: истории современного положения религий, конфессий, религиозных групп в России и в мире; социологии и психологии религии.
Разрабатывает проблемы: общественно- и государственно-религиозных отношений и государственной вероисповедной политики в Российском государстве; конституционно-правовых аспектов государственно-религиозных отношений; международного опыта государственно-религиозных отношений.
Разрабатывает проблемы: философско-методологических и теологических основ религии, идеологии групп и пропаганды, межрелигиозного и этно-религиозного взаимодействия; религиозно-аксиологических комплексов в системе внутренней и внешней политики государства; общих проблем взаимосвязи религии, политики и идеологии, включая религиозно-философские основания систем международных отношений.
Тема: Религиозно-аксиологические и политико-идеологические комплексы в картине мира: онтология, идеократия, практика манипуляции
Разрабатывает проблемы: государственно- и общественно-религиозных отношений, вероисповедной политики и религиозной ситуации, религиоведческой экспертизы, социологии и философии религии, методологических основ религиоведения.
Тема: Религиозная традиционность / нетрадиционность в глобальном мире; проблемы религиоведческой экспертизы
* * *
Кафедра предлагает заинтересованным сторонам участие в реализации: межрегиональный проект «Религиозная карта России – энциклопедия религиозной жизни»
(Предложения о сотрудничестве просим направлять по адресу: william@list.ru)
* * *
Кафедра является базовой для подготовки диссертационных исследований по философским (специальность 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры, 09.00.14 – Философия религии и религиоведение) и политическим (специальность 23.00.03 – Политическая культура и идеологии) наукам.
(С сентября 2019 г. в РАНХиГС утвержден собственный порядок присуждения, лишения, восстановления ученых степеней – действуют собственные Диссертационные советы.)
Религиоведческая, политико-идеологическая, обществоведческо-культурологическая и антропологическая проблематика, с учетом ее специфики и значимости в истории культуры и общественной жизни страны, исторически входила в предметное поле Академии, о чем свидетельствуют академические описи.
Выполненные и рекомендованные к защите исследования:
в 2019 году:
- Волохова Н.В. Концепция «двух разумов» в философско-религиозной антропологии Л.Н. Толстого: дисс. … д-ра филос. наук
- Давыдов И.П. Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества): дисс. … д-ра филос. наук
Козлова И.Л. Религиоведческая концепция Иоахима Ваха в контексте современных проблем академического религиоведения: дисс. … канд. филос. наук - Логиновский С.С. Святоотеческая типология обществ как вариант религиозного осмысления и преобразования социальной реальности: дисс. … д-ра филос. наук
- Стычинский М.С. Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры: дисс. … канд. филос. наук
Судакова Н.Е. Феномен инклюзии в пространстве современной культуры: дисс. … д-ра филос. наук - Шилов Е.В. Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского: дисс. … канд. филос. наук
в 2018 году:
- Аушев Х.О. Преступление и наказание в Коране и Сунне: философско-религиоведческий анализ: дисс. … канд. филос. наук
- Комарова А.В. Субкультуры в духовной жизни общества: религиозно-нравственный аспект: дисс. … канд. филос. наук
- Рупова Р.М. Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков: религиоведческо-антропологический анализ: дисс. … д-ра филос. наук
- Фридман М.Ф. Глобальная научно-образовательная политика информационного общества: философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы: дисс. … д-ра филос. наук
- Шахматова Е.В. Мифологема «Восток» в философско-эзотерическом контексте культуры Серебряного века: дисс. … д-ра филос. наук
в 2017 году:
- Аббясов Р.Р. Современная социальная доктрина ислама: дисс. … канд. филос. наук
- Илюхина В.В. Развитие социальной доктрины католицизма в начале XXI в.: философско-религиоведческий анализ: дисс. … канд. филос. наук
- Кравченко О.А. Концептуализация модели научной коммуникации в процессах межкультурного взаимодействия (на примере БРИКС): дисс. … канд. филос. наук
- Пигалкина С.Н. Современное русское неоязычество: философско-религиоведческий анализ: дисс. … канд. филос. наук
- Руденко А.А. Евангельское движение на территории Области войска Донского и восточного Приазовья (вторая половина XIX – начало ХХ вв.): религиоведческий анализ: дисс. … канд. филос. наук
в 2016 году:
- Алтынкович Е.Е. Динамика культурных ценностей личности в информационном обществе: дисс. … канд. филос. наук
- Данненберг А.Н. Католическая церковь в Латинской Америке в конце XX-начале XXI вв.: философско-религиоведческий анализ: дисс. … д-ра филос. наук
- Костина И.Б. Становление интегративной модели экологического сознания (философско-антропологические аспекты): дисс. … канд. филос.
- Лаврентьев А.В. Историософская концепция в теологии Вольфхарта Панненберга: дисс. … канд. филос. наук
- Моисеев В.Н. Новые медиа: философия взаимодействия человека и современных технологий: дисс. … канд. филос.
- Родзинский Д.Л. Философско-антропологическая парадигма бытия и небытия разума: дисс. … д-ра филос. наук
- Смирнова А.Ю. Событийные коммуникации в культуре постмодерна: культурфилософский анализ: дисс. … канд. филос.
- Стародубцев О.В. Традиции и новации в церковной архитектуре и искусстве в Синодальный период: дисс. … канд. филос.
в 2014 году:
- Бузская О.М. Современные социокультурные коммуникации: эколого-аксиологическое измерение: дисс. … канд. филос. наук
в 2013 году:
- Луговая Ю.А. Семиотика медийного текста в культурфилософском измерении: дисс. … канд. филос. наук
- Мельник С.В. Личностная модель межрелигиозного диалога: на примере православия и хасидизма Хабад: дисс. … канд. филос. наук
- Тихоненко О.О. Российский протестантизм о проблемах и путях развития России в условиях глобального финансово-экономического кризиса в начале XXI в. : дисс. … канд. филос. наук.
ОПЫТ ДИАЛОГОВ О РЕЛИГИИ
2019 год
- Аюша Эрдынеев: Несмотря на довольно высокий уровень материального развития, слишком многим недостает внутреннего покоя
- иерей Евгений Шилов: Фраза «Познай самого себя» должна быть написана на свидетельстве о рождения, на паспорте, чтобы каждый раз приводить нас к осмыслению нашей жизни, нашего «я»
- Вильям Шмидт: Религиоведение как систематическое знание не может быть ресурсно обеспечено в странах, исторически не имевших и/или не претендующих на цивилизационно значимую роль, или не образующих региональный центр силы
- Саша и Вова Шиловы: В конце концов, философия станет уделом небольшого количества людей, и для большинства будет совершенно непонятной и ненужной
- Марина Мчедлова: Уход универсализма из мышления актуализирует частности и партикулярности
- Василий Ничик: Для человека важно иметь некие ценностные эталонные краеугольные камни бытия
- Ринат Фасхудинов: Реальность – это ответы каждого человека на вопрошание
- Иван Тарба: Понять смысл жизни в динамично меняющемся обществе – вот значение философии
- Игорь Дудинский: Для удобства нам остается каким-то образом включить продукт нашего индивидуального мифотворчества в некий общественный договор
- Анна Комарова: Если бы «философский вопрос» был симулякром, мы бы сейчас не разговаривали – давно бы истребили друг друга
- Марина Миндолина: Мысль является условием нашего существования
- Андрей Цап: Каждое новое поколение предлагает свои ответы на классические вопросы
- Розалия Рупова: В фокусе внимания человека его экзистенциальные вопрошания – они неосознанно адресуются логосам творения
- Сергей Логиновский: Человек всегда может быть другим – не от мира сего
- Алексей Гагинский: Формы философии многообразны, но сущность ее проста – она тождественна своему действию
- Ирина Козлова: Человек выбирает и примеряет смыслы как одежду, чтобы выбрать наиболее подходящие для себя, или просто ощутить, «каковы они во мне», а «я в них»
- Давид Дасаниа: Философию я более воспринимаю как самый эффективный и результативный поиск Создателя
- Федор Людоговский, священник: «То, что мне больше всего интересно в этой жизни, называется философией»
- Андрей Себенцов: О будущем судить трудно – разного рода представления в религиозных доктринах выглядят интереснее, чем в научных теориях
- Артур Йаш-Батырби: Между философией и религией проходит тонкая и хрупкая грань, за которой, в случае ее разрушения, начинается хаос
- Андрей Морозов: Диалектика конечного и бесконечного, смертного и бессмертного – вот первое условие разворачивания человеческой истории, изначально данное ограничение
- Лара Трояновская: Если ты действительно хочешь, то можешь сделать абсолютно всё
- Станислав Панин: Поскольку человек не может жить в хаосе, люди продолжают искать и создавать в окружающей действительности порядок
- Абзагу Цвижба: Идеология и есть рамка, граница, которая не позволяет индивиду возвышаться над бытием
- Алексей Бритвин: Постигая мудрости веков, человек видел, находил для себя и занимал особое, всегда уникальное место, поскольку именно в этой и из этой точки начиналось его и мира преображение
- Артур Лотаков: К философии приходят осознано те, кто хочет избавиться от хаотичного жизнепроживания
- Иван Кондратьев: Под ценностями часто понимаются некие идеи, «измы», которыми увлечены люди, – схемы, процедуры существования
- Гиль Екатерина: Если философия – это опыт расширения и сужения границ мировосприятия человека, то вряд ли что-то может быть более забавной, увлекательной игрой. Похоже, в новом миропорядке базовым, идентификационным, началом и основанием будет способность договариваться – условия (уровни) и механизмы (виды) коммуникативных актов
- Светлана Рязанова: Прогнозы-предсказания – этакая философская экстрасенсорика – я против, предлагаю просто посмотреть, как оно само получится
- Давид Канделаки: Человечество двигается слишком быстро, надеюсь, не к Апокалипсису
- Олег Копылов: Этническое, религиозное, метафизическое – это конструируемые уникальности, возникающие из «практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок»
- Вита Титаренко: «Жадная мысль» конструирует и «жадную реальность»
- Армине Давтян: Философия есть и будет основой экзистенциальной борьбы – жизнеутверждения человека
2016 год
- Гражданско-религиозные отношения и религиоведение в России: определенность как проблема этнокультурной устойчивости и вызов национальной безопасности(В.В. Шмидт)
- Религиоведение – инструмент, которым легко исправлять кривизну социально-политических, политико-идеологических и экзистенциально-психологических зеркал(собеседовали – В.В. Варава, П.А Бышков и В.В.Шмидт)
- Охранение духовных законов и передача традиций и опыта – одна из задач традиционных религий (собеседовали – протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер и Шмидт В.В.)
- Религия – базовое ядро, продукт метафизических систем, а его онто-гносеологический, философский «антидор» – идеология (собеседовали – И.Е. Сапан и Шмидт В.В.)
- В конце концов, мы с Вами имеем возможность «похулиганить» – поговорить об интересных вещах мне еще хочется (собеседовали – З.А. Тажуризина и Шмидт В.В.)
- Религия – продукт теоремы Томаса: если долго, много и убедительно говорить о не существующем, то в массовом и индивидуальном сознании оно становится реальностью (собеседовали – А.И. Сыкало и Шмидт В.В.)
- Рано или поздно, но будет сделано очередное усилие в достижении гармонии светской и духовных властей (собеседовали – К. Буханцев и Шмидт В.)
- Как и наши предки, мы так же не ведаем, что будет лет так через 100, но мы можем догадываться и верить в лучшее будущее (собеседовали – Самир Тофик-оглы Биннатов и Шмидт В.В.)
- Деятельность государства осуществляется в рамках анализа воздействия религиозных организаций и запрета на нарушение прав человека (собеседовали – В.И. Саква и Шмидт В.В.)
- Смысл идентификации состоит в том, чтобы в процессе познания соотнести неизвестное с известным (собеседовали – Е.С. Гиль и Шмидт В.В.)
- Человеку не нужны «свободы», ему нужны смыслы… Лучше богобоязненный атеизм, чем богоотступнические «религии» (собеседовали – М.А. Дузаев и Шмидт В.В.)
- Интерес к вопросам культуры, её религиозным истокам неуклонно растёт – так что многое еще впереди (собеседовали – В.А. Поздяева и Шмидт В.В.)
- Быть современным, быть историчным как раз и есть вступать в «трансцендентальный диалог между мной, историческим основанием и Богом» (собеседовали – М.Я. Мацевич и Шмидт В.В.)
- Приходит время корректировки масштабов (собеседовали – М.А. Жеребятьев и Шмидт В.В.)
- Отсутствие государственной религиозной политики в ее формально-юридическом выражении приводит к появлению противоречащих Основному закону документов и практик (собеседовали – А.И. Нугаева и Шмидт В.В.)
- При меньшей актуальности отнесения себя к конфессиональной или этнической группе большую важность для современного населения России имеют гражданская и региональная идентичности (собеседовали – Л.А. Степнова и Шмидт В.В.)
- Идентификации вырастают из того, что каждому человеку нужно принадлежать к чему-то большему, чем только он сам (собеседовали – С.Д. Лебедев и Шмидт В.В.)
- Паттерны, нарративы, мемы задают определенную модель, довольно жёсткие рамки мышления и ожиданий, за которые не всегда удается выйти (собеседовали – С.М. Алейникова и Шмидт В.В.)
- Присутствие рядом католиков, лютеран, пятидесятников, баптистов, адвентистов и т.д., лучше всего помогает русскому православию быть носителем Евангелия, а не идеологией (собеседовали – Р.Н. Лункин и Шмидт В.В.)
- Наибольшей реальностью для нас обладает то, что может нас уничтожить, или то, за что мы готовы отдать свою жизнь (собеседовали – М.А. Аркадьев и Шмидт В.В.)
- Отношения религиоведения и теологии – это вариант государственно-религиозных отношений, и от того, как они сложатся, во многом зависит религиозная ситуация в стране (собеседовали – Е.В. Кузьмина и Шмидт В.В.)
- Современному миру и большинству государств не хватает инструментов для обеспечения религиозного фактора: в государственно-религиозных и межрелигиозных отношениях требуется сбалансированная политика, если, конечно, есть заинтересованность в стабильности этой сферы (собеседовали – М.В. Козлов и Шмидт В.В.)
- Идея нового союза Церкви и Государства не заставляет меня краснеть, краснеть меня заставляют некоторые формы этого союза: в том, что происходит сегодня, возможно, есть и моя вина (собеседовали – Д. Кравцов и протодиакон Андрей Кураев)
- Мусульмане России между хунвейбинами и технологической революцией (собеседовали – Д.З. Хайретдинов и Шмидт В.В.)
- Для понимания Религии нужно подходить к ней не только с точки зрения веры, но и быта, и традиций, и знаний (собеседовали – А.Л. Зацепин и Шмидт В.В.)
- Новой религиозности, в том числе нетрадиционной, найдётся место при любом миропорядке (собеседовали – А.И. Тюрин и Шмидт В.В.)
- Практики в отношении свободы самовыражения, включая, вероисповедания – политика «королевского утреннего туалета (собеседовали – «Логос» [ник– Павел Артемьев] и Шмидт В.В.)
- Без идеологии общество прекратит существование: нужны конкурирующие идеологии (собеседовали – В.А. Михайлов и Шмидт В.В.)