Регионы России

Декабрь 20, 2015

Открытый проект ИГСУ РАНХиГС «Регионы России» — комплексное и масштабное исследование состояния и перспектив развития 85 субъектов РФ.

Более  500 бакалавров, магистрантов и аспирантов института (преимущественно 1 курса) в течение октября-декабря 2015 года поэтапно формировали информационную базу по всем регионам России, следуя исследовательскому плану, разработанному в соответствие со спецификой их направления обучения.

Бакалавры направления «Экономика», профиль «Финансовый контроль и государственный аудит»:

  • анализировали природные богатства региона, отмечая перспективные направления инвестирования, возможности и проблемы дальнейшего использования природного потенциала региона;
  • выделяли крупнейшие предприятия и организации региона, награжденные различными призами и премиями, лидеров региональной экономики, новаторов общероссийского масштаба в какой-либо отрасли, делая выводы о характере экономического лидерства в регионе, его конкурентных преимуществах, развитии инновационного предпринимательства, потенциале импортозамещения и т.п.;
  • рассматривали стратегии социально-экономического развития региона, его инвестиционные стратегии, стратегии промышленного развития, программы импортозамещения и т.п. с точки зрения соответствия целей и задач, поставленные в них;
  • анализировали экономические выставки, инвестиционные форумы, бизнес-конгрессы и т.п., проходящие в регионе на регулярное основе или имевшие общероссийское значение, отмечая основные задачи этих форумов, состав и количество участников, наличие представительства федерального уровня, последствия проведения для развития региональной экономики (по материалам и отзывам участников);
  • оценивали реализацию ФЦП в регионе, приводя перечень программ и характеризуя степень их выполнения с указанием проблем реализации;
  • рассматривали банковскую систему региона: количество и размер банков, их принадлежность, количество вкладчиков, инвестиционная активность (по структуре выданных кредитов) и т.п.;
  • оценивали характер госзакупок региональных властей (предмет закупок, максимальную и среднюю суммы закупок и т.п.)
    проанализировали судебные конфликты бизнеса и власти (по госзакупкам, использованию бюджетных средств, налоговым спорам), определяя основные предметы спора, суммы претензий характер принимаемых судебных решений;
  • рассмотрели систему защиты прав потребителей в регионе, выявили типичные предметы спора и характер принимаемых судебных решений.

Бакалавры направления «Государственное и муниципальное управление», профиль «Эффективное государственное управление»:

  • проанализировали систему регионального управления, охарактеризовали руководство региона;
  • оценили состояние с коррупцией в регионе, выявив, какие органы власти больше коррумпированы, размеры взяток, количество и состав осужденных по коррупционным делам и т.п.;
  • охарактеризовали активность и самодеятельность населения в регионе (благотворительные фонды, формы самоорганизации населения в регионе, общественные акции и т.п.);
  • рассмотрели религиозную составляющую в регионе (количество зарегистрированных религиозных организаций, количество прихожан, вид деятельности, проводимые акции и мероприятия, направленность вероучения и т.п.);
  • оценили развитие системы предоставления государственных услуг в регионе (количество услуг на федеральном портале госуслуг, количество МФЦ в регионе и т.п.);
  • подготовили справку о наличии в вузах региона образовательных программ по направлению ГМУ (перечень программ, количество обучающихся, стоимость).

Бакалавры направления «Управление персоналом»:

  • охарактеризовали рынок труда в регионе: наличие и структуру трудовых вакансий, количество и структуру безработных, приток и отток трудовых ресурсов из региона, занятость молодежи, ее отток из региона после школы, количество и направления подготовки молодежи в вузах региона;
  • подготовили справку о знаменитых людях региона (в прошлом и настоящем);
  • оценили кадровый потенциал региона с точки зрения развития промышленности;
  • оценили развитие человеческого потенциала в регионе (ИЧП), проблемы и перспективы этого развития;
  • охарактеризовали инфраструктуру повышения квалификации и профессиональной переподготовки в регионе (количество соответствующих центров, количество обучающихся, направления обучения);
  • проанализировали проводимые в регионе конкурсы профессионального мастерства (виды и количество участников);
  • рассмотрели кадровые стратегии на госслужбе и в частном секторе региона, в том числе выявили наличие программ кадрового развития на госслужбе (как отдельного документа или как части другого стратегического документа), интересные кадровые технологии, применяемые частными кадровыми агентствами, коммерческими предприятиями и корпорациями в регионе;
  • охарактеризовали механизм отбора и продвижения кадров на госслужбе в регионе (с выделением региональных новаций);
  • проанализировали характер обратной связи населения и органов власти (формат обращений, часто задаваемые вопросы, количество обращений).

Бакалавры направления «Журналистика»:

  • охарактеризовали региональные СМИ (перечень печатных изданий, радио, телеканалов, интернет-ресурсов с указанием направленности издания и охвата аудитории);
  • оценили степень свободы слова в регионе, анализируя систему взаимодействия «Общество — СМИ – власть».

Бакалавры направления «Государственное и муниципальное управление», профиль «Государственное управление и правовое регулирование» (ГМУ+):

  • проанализировали политическую систему региона (политические партии, зарегистрированные в регионе; партии, представленные в парламенте; интересные законодательные инициативы).

Бакалавры направления «Зарубежное регионоведение»:

  • охарактеризовали международное сотрудничество в регионе: совместные предприятия и инвестиционные проекты с зарубежными партнерами; культурные события международного масштаба, совместные социальные и культурные проекты с зарубежными партнерами и т.д.

Бакалавры направления «Регионоведение России»:

  • подготовили общеинформационный и общестатистический блоки по региону;
  • выявили позиционирование региона, его достопримечательности и т.п.;
  • определили, по каким показателям регион входит в общероссийский Топ-10.

Собранный студентами материал проверяли и оценивали аспиранты-первокурсники, координируя действия студентов разных направлений, работающих по одному региону.

Ключевую роль в проекте играют студенты направления «Регионоведение России», которые помогают аспирантам в своде материала и специализируются на изучении конкретных регионов.

Проект по комплексному обследованию регионов является для ИГСУ приоритетным и носит долгосрочный характер.

Преподаватели, которым интересны проблемы, по которым проводилось исследование регионов, могут в инициативном порядке подключиться к проекту, сформировать группу исполнителей, заинтересованных в изучении определенной тематики, и рассмотреть ее применительно ко всем регионам России.

На первом этапе данного проекта были подготовлены презентации по всем субъектам РФ, содержащие общие сведения о регионе и отражающие его конкурентные преимущества. Лучшие презентации размещены на сайте ( с последующим дополнением презентациями всех остальных регионов).

Информация по регионам будет постоянно дополняться и актуализироваться. Например, магистранты 1 курса заочной формы обучения направления «Государственное и муниципальное управление», программа «Управление проектами и программами» подготовили презентации по оценке потенциала импортозамещения по регионам, лучшие из которых также размещены на сайте.

В дальнейшем, в рамках выполнения задач учебно-методического совета по государственному и муниципальному управлению Академии (УМС по ГМУ) к реализации проекта будут подключены представители филиалов РАНХиГС, которые смогут добавить более детализированную и эмоционально окрашенную информацию о своем регионе.

Следующий этап реализации проекта «Регионы России» предполагает подготовку комплексного отчета по региону (по вышеприведенному исследовательскому плану), определяющего социально-экономическую, политическую, культурную и т.д. специфику субъекта РФ.

На основе данных отчетов планируется подготовка издания иллюстрированной энциклопедии «Атлас регионов России от ИГСУ», где основное внимание будет уделено конкурентным преимуществам того или иного региона, перспективам его развития, детализированной информации, не отражаемой в официальной статистике.

Приглашаем всех заинтересованных в подготовке данной книги к сотрудничеству.

Тел.: (499) 956-91-20
Email: science@migsu.ranepa.ru

Вологодская область

Челябинская область

Республика Марий-Эл

Архангельская область

Владимирская область

Курская область

Липецкая область

Москва

Пензенская область

Ярославская область

Брянская область

Красноярский край

Санкт-Петербург

Свердловская область

Смоленская область

Волгоградская область

Забайкальский край

Ивановская область

Калужская область

Камчатский край

Кировская область

Костромская область

Новосибирская область

Омская область

Сахалинская область

Республика Дагестан

Оценка инвестиционной привлекательности регионов России

Ульяновская область

Республика Саха (Якутия)

Воронежская область

Чувашская Республика

Республика Крым и город федерального значения Севастополь

Ленинградская область

Ненецкий автономный округ

Омская область

Свердловская область

Тюменская область

Нравится
Поделиться