Чтобы определить, что такое религия, мне пришлось воспользоваться интернетом — интервью с Олегом Круповес

Ноябрь 1, 2017

Круповес Олег Игоревич

студент-бакалавр направления «Политология» МПГУ им. В.И. Ленина

Шмидт В.В.: Уважаемый Олег Игоревич, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли религии, религиозном факторе – какие из вызовов окажутся для нас, российского и европейского обществ и в целом, в мире, базовыми, а какие второстепенными и незначительными, что будет первостепенным для религиозной сферы в жизни общества, а что для религиоведения.

Вдвойне приятно, что этот разговор – своего рода завершение цикла нашего большого проекта, приуроченного к Всемирному дню Философии – начинался он «бакалаврскими» интенциями-инициативами, – рад этому символизму…

Круповес О.: Всякий раз, когда речь заходит о религии, а тем более о ее роли, возникают некоторые трудности в дискуссии. Я попытаюсь не обращать внимание на социальный барьер и отвечу так, как об этом думаю.

Во-первых, я не стал бы объединять российское и европейское общество в религиозном контексте, так как у обеих сторон абсолютно не похожий менталитет, во всех общественных сферах разные этапы развития и кардинальные отличия в самом христианском направлении. Проще говоря, это – две разные цивилизации – православная (российская) и западная (европейская), согласно Хантингтону.

Во-вторых, я бы остановился на более важном для нас и существенном – поговорил о российском контексте-направлении.

Если смотреть правде в глаза и обратиться к истории, то станет ясно, что во взаимоотношении государства и народа в России религия занимает одно из основных мест. Любой конфликт между властью и народом регулировался с учетом религиозного фактора; религиозные общества принимали участие в объединении народов; религиозные интенции служили началом сближения того или иного государства, когда кто-то из сторон, например, принимал веру другого. Как ни парадоксально, роль религии велика и актуализируется даже сегодня, в XXI в.

Думается, чтобы религиозная сфера общества функционировала на благо народа России и помогала ему в современных условиях, нужно делать акцент на нравственность и духовность, а не на 148 ст. УК РФ (говоря об этом в вкратце).

Что же касается религиоведения, то первостепенным для этой науки будет ее способность к качеству аутентичной и достоверной информации о мировых религиях и модерне – их культурных особенностях и традициях, инициационных и культо-ритуальных практиках и т.д. Людям надо напоминать, помогать не быть потребителями.

В.Ш.: В последнее время можно услышать много различных обеспокоенностей и даже толков в связи со 100-летием Социалистической революции. Мы уже более 25 лет живем в новой формационной реальности, но наш уклад жизни, наши установки мало изменились – наша социальность при всей ее технологизации и качественном росте скатывается в воспроизводство «совкового гражданина» и вульгарной феодализации, какими при этом и не были бы опыты национально-государственного строительства… Как Вы полагаете, мы имеем более-менее четкое представление о том, в каких условиях, в какой реальности мы находимся и каким понятийно-категориальным аппаратом оперируем, чтобы это адекватно понять? Что это такое национальное общество/государство в его само-ощущении/-идентификации, политико-правовой декларации и каковы его базовые параметры и характеристики?

О.К.: Попытаюсь ответить. Я считаю, что проблема «воспроизводства совковского гражданина» лежит, во-первых, в самих «гражданах» – в их низком уровне политической культуры, пассивности и страхе перед государством. Именно эти факторы обеспечивают «скатывание». В связи с этим, понимание реальности и категориальный аппарат уходят на задний план – граждан интересуют, похоже, совершенно иные вещи.

Не менее важный вопрос – государство. Когда у власти находится авторитарный правитель со своими убеждениями и амбициями, разве мы можем говорить о прогрессе национального государства, тем более, если учитывать столь сложную структуру как у нашего – российского, федеративного (если говорить об этом кратко).

В.Ш.: Уважаемый Олег, если позволите – частный, уточняющий вопрос: какой урок и/или вывод из истории ХХ в. для Вас может быть главным?

О.К.: Говоря о ХХ веке, мне на ум приходит та самая, «Великая Октябрьская социалистическая революция» 1917 г. – тот этап, когда история России кардинально поменяла вектор развития. Переход Российской Империи на «красную сторону» – это миллионы погибших, разруха, потеря нравственности и духовных ценностей, утилизация сословий.

Обладая нынешними знаниями, осмелюсь предположить, что марксистская теория не была рассчитана на русское общество, но, как мы можем увидеть, концепция социалистического государства дала сбой и обрушилась менее чем через 80 лет. Трудно сказать, наверное, Россия не была готова к таким радикальным переменам…

В.Ш.: Олег, а в контексте означенных проблем, какие место и роль можно отвести профессиональным сообществам – объединениям, ассоциациямкакие главные и частные задачи могут стоять перед ними как на уровне страны, так и в региональном разрезе?

О.К.: Я думаю, вопрос по поводу главных и частных задач, стоит задать сообществам. Но если обобщить, то главными задачами для подобных организаций должно быть просвещение народа; сообщества должны играть роль посредника между народом и государством, чтобы последнее ориентировалось на интересы социума. Один из немаловажных моментов: эти сообщества не должны иметь коммерческий характер, если говорить об этом процессе в оптимистичных тонах.

В.Ш.: Если позволите, хотелось бы затронуть деликатную проблему – поговорить о религиозно-философских, мировоззренческих аспектах нашей жизни – что есть «религия».

Очевидно, что религия, религиозное мировоззрение в широком смысле – это один из уровней мышления (сознания) наряду с мифологическим (эклектичным) и сциентистским, а о ней, о религии как феномене, рассуждают как о субстанциональном… Но есть ли на деле то, что лежит в основе того, что мы именуем религией, и даже институциализировали?

О.К.: Что есть «религия»? Чтобы дать ответ на этот вопрос, мне пришлось воспользоваться интернетом – попытаемся дать определение религии. Итак:

  • религия – это особая форма мировоззрения, сосредоточенная на познании Высшего Бытия, выступающая Первоначалом всего сущего;
  • религия – это форма сознания и совокупности духовных представлений и эмоциональных переживаний, которая основывается на вере в некоторые сверхъестественные существа и силы (духов, богов, ангелов, демонов, бесов и прочие), которые и являются объектами и предметами культа и поклонения;
  • религия является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Как мы видим, существуют разные дефиниции религии, которые говорят о разных подходах к ее изучению. Исходя из этого, стоит отметить, что однозначного ответа на вопрос «Что есть религия?» нет. Есть только понимание. Но я попытаюсь выразить собственную позицию, простым языком студента 3 курса.

Итак, во-первых, религия – это неотъемлемая часть нашей жизни, которая помогает жить и существовать в материальном мире. Во-вторых, религия – это один из способов «нахождения себя» в идеальном мире – мире предметов, мире сущностей. В-третьих, это – способ манипулирования общества государством (подтвердить нам это поможет история). Можно и еще добавить: религия не должна ассоциироваться с фанатизмом и/или культивировать подобные формы поведения.

В.Ш.: Как Вы полагаете, почему Российское Государство, довольно щепетильно относясь к регулированию и регламентированию всех и всяких отношений в каждой из сфер жизнедеятельности, за 25 лет новейшей истории имеет лишь один ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» – можно даже сказать, что категорически отказывается иметь государственную политику в сфере общественно-религиозных отношений. И, если возможно, как бы Вы определили ситуацию в религиозной сфере и, в частности, в системе государственно-религиозных отношений у Вас в стране и/или регионе в целом?

О.К.: Перед тем как ответить на этот вопрос, хочу обратить внимание на статью 14 Конституции РФ, которая гласит о том, что:

  • Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  • Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Я считаю, что государство щепетильно относится к общественно-религиозным отношениям потому, что на территории России проживает около 180 национальностей, у которых свое видение мира и свое отношение к религии. Это означает, что если государство предпримет попытки урегулирования общественно-религиозных отношений, может произойти конфликт, который ведет к неблагоприятному исходу для государства и народа в целом только потому, что та или иная группа может оказаться ущемленной. Но главное – это противоречит Конституции РФ.

Если говорить о ситуации в религиозной сфере на сегодняшний день, то стоит отметить, что большинство в нашей стране исповедуют православие. Главной организацией в этом религиозном направлении является Русская Православная Церковь (РПЦ). Данное сообщество открыто сотрудничает с государством: у РПЦ появляются возможности обретения новых зданий и территорий (что самое интересное, происходит это легитимным путем). Здесь у меня возникает два вопроса – зачем и почему? – Потому что «мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация? И мы не очень объясняем наши поступки, потому что каждый, кто знает нашу историю, понимает: мы спаслись как народ только потому, что мы сохранили веру», как когда-то выразился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Я так не думаю.

Честно говоря, РПЦ вызывает все большее недоверие и отчуждение из-за таких факторов, как помутнение рассудка верующих, противоречивость в поведении и лицемерие со стороны ее служителей, участие в финансовых махинациях – все это признак если не отсутствия духовности, то ее глубокой деградации.

В.Ш.: Что ж – суровый приговор. Если позволите, небольшое уточнение. Первое: как Вы полагаете, любая ли деятельность человека представляет собой творческий акт, если учесть, что как субъект, так и объект отношений после взаимодействия становятся хоть на немного, но все же иными, чем были до него. Можем ли мы считать себя творцами жизни – что для этого нужно, каким должен быть человек? И второе: на чем покоится различение и в чем смысл идентификации(й)?

О.К.: Если учесть факт взаимодействия субъекта и объекта, то я смогу согласиться с тем, что деятельность человека представляет собой творческий акт. Во всяком случае, это зависит от его мировоззрения.

Мы можем считать себя творцами жизни в том случае, когда создаем новую жизнь. В остальном же, я затрудняюсь ответить.

Что касается различия, то по-моему здесь все просто: коренное различие – это знания и жизненные цели. Наверно именно эти два понятия характеризуют смысл идентификации.

В.Ш.: Уважаемый Олег, в завершение нашего разговора небольшая просьба, связанная с предтечей этого нашего проекта, о чем я упоминал в начале разговора – собеседовании у так называемого «философского камня» в Международный день философии: один из наших студентов, как это водится у молодых и жаждущих открытия полноты то ли бытия, то ли Истины, представил 10 вопросов с просьбой ответить на них. Будем рады, Вашему мнению в формате блиц, если позволите:

1. Какова природа Вселенной?

О.К.: Непостижима человеческому разуму.

2. Есть ли какое-то Высшее Существо?

О.К.: Затрудняюсь ответить.

3. Каково место человека во Вселенной?

О.К.: Ничтожное, крошечное.

4. Что такое реальность?

О.К.: Здесь и сейчас.

5. Что определяет судьбу каждого человека?

О.К.: Индивид с его амбициями, удача, окружающие.

6. Что такое добро и зло?

О.К.: Два ключа к морали.

7. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

О.К.: Биологические и социальные факторы повлияли на это.

8. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

О.К.: Таких не бывает.

9. Что такое любовь?

О.К.: Одна из составляющих смысл жизни.

10. Что происходит после смерти?

О.К.: Хотелось бы верить, что перерождение.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться