На пятой секции Цифровой лаборатории слушатели испытали дроны

Апрель 2, 2019

Многие инновационные идеи, которые сегодня мы можем наблюдать и использовать уже в виде зрелого высокотехнологичного продукта, уходят своими корнями в далекое прошлое. К сожалению, драйвером их появления и воплощения в реальность зачастую являются военные конфликты: так было, например, с «мирным атомом» и глобальной компьютерной сетью Интернет. И беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – или дроны (от англ. «drone» – «трутень»), пожалуй, не являются исключением.

Открывая 5-ю секцию «Цифровой управленческой лаборатории» ИГСУ РАНХиГС, руководитель и модератор проекта Евгений Алёшкин напомнил слушателям, что, возможно, первый случай использования прообраза БПЛА произошел еще в 1849 году при осаде Венеции австрийскими войсками. Из-за расположения города на островах посреди лагуны осадные орудия австрийцев не давали необходимого эффекта: с берега они могли обстреливать только его окраины, не добивая до центральных кварталов. Обескураженный этим фактом, лейтенант австрийской артиллерии предложил новые устройство и способ доставки боеприпасов к цели. Его изобретение представляло самой матерчатый баллон около 7 метров в диаметре, наполняемый горячим дымом, к которому подвешивалась осколочно-фугасная граната, снабженная запальной трубкой и фитилем. Длина фитиля рассчитывалась таким образом, чтобы в расчетной точке (при нужном направлении и силе ветра) он пережег крепежную веревку и одновременно воспламенил пороховую смесь в запальной трубке. Затем бомба падала вниз и взрывалась, а облегченный баллон взмывал в небо. После нескольких испытаний изобретения австрийцы сконструировали и направили на Венецию более двухсот таких аппаратов. Это стало последней каплей, сломившей упорство защитников: Венеция капитулировала.

Спустя несколько сотен лет с момента тех событий БПЛА полностью видоизменились: сегодня они могут обладать разной степенью автономности (от управляемых дистанционно до полностью автоматических), а также различаться по конструкции, назначению и множеству других параметров. И сфера их применения уже давно не ограничивается военной тематикой: дроны эффективно используются для решения мирных задач в государственном и коммерческом секторе. Последний тезис детально раскрыл в своем докладе Андрей Михеев, главный инженер ГК «Геоскан», проиллюстрировав опыт компании по использованию «беспилотников» для мониторинга выполнения строительных работ, обследования индустриальных зон, создания карт вегетационных индексов и сопровождения систем точного земледелия и пр.  (презентация представлена ниже). Эксперт затронул и актуальные научно-технические задачи, связанные с применением дронов и находящиеся в активной проработке, среди которых – управление «роем» беспилотников и создание инфраструктуры их обслуживания («гнезда» для базирования, подзарядки и пр.).

Генеральный директор ООО «РДР-ГРУПП», сооснователь Всероссийской лиги гонок дронов РДР Евгений Буфетчиков рассказал слушателям «Цифровой управленческой лаборатории» о новом цифровом спорте 21 столетия – дрон-рейсинге. Дрон-рейсинг – это гоночные состязания мультикоптеров небольшого размера на специально оборудованных трассах. Пилоты управляют дронами по радиоканалу с помощью пульта и следят за картиной полета от первого лица с помощью видеоочков или видеошлема (First Person View, FPV), которые принимают сигнал с камеры, установленной на коптере. По словам эксперта, гонки дронов появились примерно 7 лет назад, а особую популярность в России стали набирать с 2016 года, когда российская команда заняла третье место в дисциплине TrackRace на международном чемпионате по дрон-рейсингу World Drone Prix 2016 в Дубае, а также получила специальный приз за лучшее время прохождения круга – Fast Lap. С конца 2017 года дрон-рейсинг является официальной спортивной дисциплиной и включен Министерством спорта во Всероссийский реестр видов спорта. Кроме спортивной и социальной составляющей, занятия дрон-рейсингом способствуют приобретению навыков новой и уже востребованной (достаточно заглянуть на популярные рекрутинговые порталы) профессии – «оператор беспилотного летательного аппарата».

В практической части секции эксперт компании «Геоскан» Елена Никитина провела демонстрацию автономного полета квадрокоптера Геоскан «Пионер» и рассказала, как осуществляется локальная навигация дрона на основе технологии оптического потока. В модульном квадрокоптере «Пионер» для этого предусмотрен программно-аппаратный модуль, устанавливаемый на борт беспилотника. Алгоритм, написанный на языке LUA (аналог скриптового языка Python) рассчитывал траекторию движения квадрокоптера в режиме реального времени. Эксперт рассказала, что модульный подход позволяет реализовать на платформе «Пионер» и другие программно-аппаратные решения, такие как получение и обработка данных с внешних датчиков, управление полезной нагрузкой и пр. Для настройки автопилота и загрузки скриптов в квадрокоптер требуется программа Pioneer Station.

Напоминаем, что открытый проект «Цифровая управленческая лаборатория» ведет свой телеграмм-канал @dig_lab, где размещаются все материалы и презентации спикеров проекта.

Нравится
Поделиться