Новые горизонты международного сотрудничества в образовании обсудили в Ницце

Май 8, 2019

R

7 мая в Ницце (Франция) состоялась традиционная майская конференция российских и зарубежных ученых и университетских работников «Наука и образование: расширяя горизонты международного сотрудничества». В этом году представительство участников значительно расширилось: соорганизатором дискуссии с российской стороны совместно с Президентской академией и ИГСУ РАНХиГС стала Российская академия наук. С французской стороны партнером конференции выступает Университет Ниццы София Антиполис.

Пленарное заседание «Наука и образование: роль университетов в развитии умных городов» было открыто приветственными словами президента Российской академии наук Александра Сергеева, ректора РАНХиГС Владимира Мау и президента Университета Ниццы Эммануэля Трика.

Первым слово для выступления сомодераторы дискуссии директор ИГСУ Игорь Барциц и заместитель президента РАН Максим Сафонов предоставили советнику по науке и технологиям Посольства России во Франции Кириллу Быкову, который подчеркнул, что контакты в области науки и образования стали отдушиной для двух стран на фоне экономических ограничений. За последние четыре года проделана огромная работа по развитию академических обменов, подписано соглашение о признании дипломов об образовании всех уровней, запущен сетевой университет. Следующим этапом сотрудничества должны стать крупные совместные инфраструктурные проекты.

Профессор Университета Tuscia (Италия), лауреат Нобелевской премии Риккардо Валентини подчеркнул, что все сегодняшние проблемы распространяются вне границ: вне границ государств и вне границ отдельных научных дисциплин, они не могут быть разрешены в рамках одной страны и требуют междисциплинарного подхода. Надо задуматься о создании научных центров, где ученые из разных стран и разных научных школ будут совместно создавать новую систему. И начинать здесь надо с образования, студенты – основное богатство нашего мира. Надо научиться самим и научить студентов рассматривать вызовы времени не как проблемы, а как возможности.

Эту идею поддержал Александр Дворкин, представляющий Совет по делам молодежи при Патриархе Московском и всея Руси. Он высказал мысль, что университет будущего представляет из себя целый цикл, куда человек приходит получать знания и становиться гражданином.

Директор ИГСУ Игорь Барциц предложил задуматься, что такое цифровое общество. Все, что связано с «цифрой», несет очень большую этическую нагрузку. Информационные образовательные технологии будут развиваться, рынок EdTech по прогнозам составит к 2020 году 240 млрд долларов. В условиях цифровизации изменяется само предназначение университетов. Тем важнее становится человеческий фактор – удержать студента в аудитории можно только личностью профессора.

Цифровизация образования чревата многими проблемами. Однако статистика свидетельствует: только 15% обучающихся онлайн получают сертификат, 85% ходят с дистанции. Этот вид получения новых знаний подходит взрослым людям, которые делают осознанный выбор и имеют высокую мотивацию. Для молодых же образование должно быть сложным.

Среди тенденций в образовании, как ни странно, усиление неравенства. Совсем недавно считалось, что цифровизация и интернет сократят неравенство, сделают образование общедоступным. Новое неравенство – ключевой философский вопрос. 50 лет назад высшее образование получали 10-15% выпускников школ. Сегодня – 70-80%, и мы идем к всеобщему высшему образованию. Но возникает вопрос его качества. Поэтому живое университетское образование – более высокая ступень, это социализция и личность профессора, считает Игорь Барциц.

Директор Российско-французского центра образования и консалтинга ИГСУ РАНХиГС, профессор Елена Пономаренко, напротив, считает, что онлайн технология только повышает качество образования и очень привлекает иностранных студентов. Особо серьезное конкурентное преимущество имеют программы в тех областях знания, где наша страна имеет авторитет в мире. Россия сейчас занимает четвертое место после Франции (третье место) в продвижении онлайн образования. 

Тем не менее, продолжил Игорь Барциц, главным является то, что, освоив все цифровые технологии, университеты не должны потерять своего человеческого лица.

Арутюн Аветисян, директор Института системного программирования РАН, отметил, что онлайн образование повышает общий уровень образования в стране, но без элитарного образования не сможет дать результат. Онлайн – всего лишь технологии. Перед современным миром стоят настолько комплексные проблемы, что нельзя говорить отдельно о науке, отдельно – об образовании, отдельно – об инновациях. Только в комплексе можно добиться элитарного образования. Гибкость мышления, адаптивность и глубокие знания – единственное конкурентное преимущество сегодня.

Эту точку зрения поддержал и президент Группы компаний Netkom-IPC Леонид Алтухов: сегодня работодателю нужны сотрудники, способные думать, учиться и воспринимать мир во всем его многообразии, без шор, способные адаптироваться к перегрузке информацией.

Панельная сессия «Умный город»: новое качество принятия решений» открылась выступлением председателя совета директоров Российского технологического фонда Доминика Фаша, который убежден, что индустрия 21 века – это индустрия ума. Успех зависит от инициатив, их уровня, а стратегии должны постоянно обновляться и затрагивать образование. Сотрудничество университетов необходимо, но не менее важно и сотрудничество университетов с промышленностью. Культура становится аргументом развития, аргументом жизни. Проблемы современности не решаются через оружие, а только через энергию, через науку, через университеты. Образование и наука могут заново отстроить мосты, разрушенные политикой.

Первый проректор – проректор по научной работе РУДН Нур Кирабаев рассказал о достижениях своего университета, подчеркнув, что дружба народов – истинная и очень важная ценность, а сотрудничество обеспечивает интересы всех сторон взаимодействия.

Леонид Алтухов считает, что «умный город» одновременно и возможен, и невозможен. «Умный город» начинается с людей, эта идея сбора всей интеллектуальности в единое целое заключается в умении интегрировать и автоматизировать всю информацию и базы данных.

Серж Миранда, профессор Университета Ниццы София Антиполис, предложил рассматривать университеты как место создания новых возможностей. Студент, горожанин, турист – все участники пространства data, и именно оно изменит реальность. Ницца должна стать «умным городом» в культуре.

Преподаватель-исследователь Университета Париж-12, СЕО Apex International Пьер Бордо сказал, что для развития городов необходимо привлекать не только стратегии бизнес структур, но и пожелания сообщества. Потребитель может предоставить полезную информацию для развития территорий, то есть решения должны быть адаптированы под его интересы. Реальность городов многофакторна, поэтому центральную роль в развитии городов играет университет как точка сбора и анализа информации. Кроме того, университет обеспечивает социальную сплоченность, а наука в рамках общих программ и проектов становится тем двигателем прогресса, который мы все ищем.

Сопредседатель Московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков начал свое выступление с вопроса: «50% населения живет в мегаполисах – это стихийный процесс или управляемый?» Мегаполисы создают неприемлемую для человека среду, и умный город» — это попытка решить проблему, сделать город удобным. «Умный город» — это умные управление, технологии и сообщество, однако об умном сообществе никто не говорит. Городские преобразования должны носить перманентный характер в зависимости от интересов жителей. В идеале жители должны сами формировать стратегию изменений. Городская среда всегда конфликтна. Так, голос горожанина не слышен на фоне голосов бизнеса, власти, девелопера. Поэтому так важны сегодня позиции образования, оно формирует сообщество. По-настоящему «умные города» — те, которые смогут измениться и начнут развиваться в интересах людей.

Модератор заключительной сессии конференции «Инновационная экосистема: далекая перспектива или реальность?» президент Группы компаний Netkom-IPC Леонид Алтухов отметил, что экосистема – тема непростая. Вся «цифра» – лишь инструмент, который прикладывается к людям, а экосистема – это технологии, которые развивают человеческий капитал.

Арутюн Аветисян, приведя в пример собственную ежедневную работу, сказал, что даже в абсолютно прозрачном и понятном коде всегда найдется уязвимость, а оторванность от технологических возможностей неизбежно приведет к отставанию. Однако нельзя забывать, что заказчик технологий – люди, и без создания экосистемы невозможно говорить о развитии. Чтобы ответить на вызовы, надо объединиться и делать инфраструктурные проекты вместе.

Фото: Олеся Юхименко.

Нравится
Поделиться