Государственно-религиозные отношения: вызовы времени и актуальные проблемы – взгляд из Минска

Август 30, 2019

30 августа 2019 г. директор Центра религиоведческих и этнокультурных исследований и экспертизы ИГСУ РАНХиГС, профессор Вильям Шмидт принял участие в работе круглого стола «Государственно-религиозные отношения: вызовы времени и актуальные проблемы», который прошел в Минске в Белорусском институте стратегических исследований.


 

Для дискутирования были предложены следующие аспекты проблемного поля:

  • будущее как проекции прошлого: религиозно-идеологический фактор и проблемы обеспечения суверенитета;
  • Государство и Церковь в постсоветском обществе: тренды, проблемы, перспективы;
  • Церковь и Государство – дрейф смыслов и рамок взаимодействия;
  • религиозные организации будущего, в условиях глобальной информатизации и цифровизации;
  • динамика религиозной ситуации в Республике Беларусь за последние пять лет;
  • религиозные катаклизмы в Украине: возможные влияния и последствия для Беларуси и России.
  • «Москва – не третий Рим»? Возможны ли изменения доктринальных основ РПЦ?

В ходе обсуждения участниками были высказаны следующие ключевые тезисы:

  • 1) Республика Беларусь характеризуется стабильностью религиозной сферы. Конфессиональная структура белорусского общества за последние 5 лет, как в и целом – за прошедшее 10-летие, не претерпела существенных изменений, что свидетельствует о ее сформированности. Вместе с тем наблюдается противоречивая ситуация: согласно социологическим исследованиям, степень религиозной идентификации растет, а степень религиозности понижается.

Было высказано мнение о необходимости сохранения существующего религиозного пространства и нецелесообразности принятия дополнительных нормативных правовых актов в сфере свободы совести.

В то же время была озвучена и противоположная точка зрения – обновление действующего с 2002 г. Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» необходимо – закон следует назвать «О свободе совести и вероисповедании». Такое название, по мнению экспертов, позволит акцентировать внимание на светском характере белорусского государства. При этом источником проблемы правового поля был назван экспорт в 1990-х гг. западноевропейских правовых моделей без их должной переработки и адаптации к особенностям исторического развития и политической системы белорусского общества.

  • 2) В настоящее время в общественном сознании изменяются границы предельных допущений, а базовым противоречием современного общества, стимулирующим трансформационные процессы, является отчуждение сознания, что требует формализации подходов к новой модели человека. Изменение представлений о понимания человеке ведет к новому понятию акторности и актора как субъекта правоотношений, включая и международные отношений, а также активно политизирует и идеологизирует религиозную сферу.

Учитывая аспекты политизации религии, к заключению соглашений (конкордатов) между Церковью и государством необходимо подходить осторожно, поскольку принятие таких документов неизбежно затрагивает вопросы субъектности, границы прав и обязанностей сторон.

  • 3) Вопрос суверенитета следует рассматривать, исходя из базовых философских понятий и категорий, но прежде всего – политико-онтологической определенности в отношении базовых аксиоматических допущений. Так, «братом делает только другой брат», а суверенность возможна, когда это понятие обеспечено и признается другими – когда мой мир устроен на схожих основаниях с теми, чья акторная позиция для меня оказывается значимой. Следовательно, вопросы субъектности и границ суверенитета зависят в первую очередь от степени осмысления и разработки базовых элементов системы в целом, опирающихся на представления о национальной идее, национальной (гражданско-политической) идентичности, национальной культуре и т.п.

В контексте проблем суверенизации и суверенитета одним из важных элементов становится гражданско-политический активизм и уровень политико-правовой культуры, которые выступают условием обеспечения практически всех форм идентификации, включая национальную – этно-политическую, этнокультурную и мировоззренческую (религиозно-идеологическую).

Данные идентификационные начала, как об этом указывается в резолюции Генассамблеи ООН № 73/296, тесно увязаны – взаимозависимы и взаимообусловлены – образуют ценностно-смысловое ядро, оказывающее непосредственное влияние на процессы интеграции – становятся ее социокультурными основаниями.

  • 4) Размышляя о функционально-онтологической определенности акторов, входящих в ареал Славянского мира, по мнению экспертов, Беларусь вполне способна претендовать на роль нейтрального государства и обладать таким статусом – это вполне посильная для белорусов историко-политическая роль и миссия в части локальной (региональной) определенности системы международных отношений.

Участники круглого стола в ходе обмена мнениями о перспективных задачах выступили с рядом инициативных предложений:

  • 1) по совершенствованию инструментов публичной дипломатии, которые бы способствовали развитию гражданского диалога в ареале славянских земель, включая разработку новых теоретико-методологических подходов и инфраструктурных аспектов межславянского взаимодействия;
  • 2) по разработке межгосударственного научно-издательского проекта Антология религиозно-философской мысли народов мира «Патрология Россика» – свода базовых текстов культуры, что окажет влияние на воспроизводство тезауросов цивилизационного типа на национальном языке. (Данный сборник осмысливается как база для развития духовных основ национальных культуры и национального самосознания обществ и базовых цивилизационных идеологем государств Славянского ареала);
  • 3) создание междисциплинарного религиоведческого центра, который бы взял на себя функции изучения и мониторинга религиозной ситуации в стране, а также экспертно-аналитического сопровождения государственно-религиозных отношений.

* * *

Участники круглого стола обратили внимание на логику и характер развития инструментов в контексте Целей устойчивого развития ООН, которые оказывают влияние на религиозную сферу – систему гражданско-религиозных и религиозно-политических отношений:

Шмидт Вильям Владимирович, д-р филос. наук, профессор ИГСУ РАНХиГС – указал на декларацию Генассамблеи ООН № А/RES/73/296 об учреждении 22 августа Международным днем памяти жертв актов насилия на основе религии или убеждений в дополнение к уже существующим Всемирным дням; об образовании Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести и ликвидации парламентского Комитета по вопросам культуры и духовности, а также Указ Президента Украины за № 1 от 2 января 2013 г. «Про велику українську енциклопедію», согласно которому украинское академическое общество уже более 5 лет работает над обновлением своих национальных тезаурусов;

Павлов Вадим Иванович, к-т юр. наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права Академии МВД Республики Беларусь – указал на опыт Рекомендаций по теоретико-методологические основания совершенствования правовой системы Республики Беларусь; 

Алейникова Светлана Михайловна, к-т соц. наук, доцент, начальник отдела социологических исследований управления внутренней политики и социологических исследований Белорусского института стратегических исследований – представила белорусский взгляд на концепт-идеологемы «Русский мир»

 

 

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ИГСУ РАНХиГС (ОНЛАЙН)

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ИГСУ РАНХиГС (ОНЛАЙН)

11 апреля 2020 в 13:00 Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС приглашает на День открытых дверей в онлайн-формате.

В программе мероприятия презентация образовательных программ бакалавриата.

You have Successfully Subscribed!

Нравится
Поделиться