Ольга Маликова, профессор кафедры государственного регулирования экономики ИГСУ, — о барьерах на пути устойчивого транспорта

Октябрь 2, 2019

НОВЫЕ РАЙОНЫ ДОЛЖНЫ СТРОИТЬСЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОМОБИЛЬНОСТИ



Портал «Ведомости» опубликовал статью Ольги Маликовой, профессора кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, — о барьерах на пути устойчивого транспорта.

Очевидных успехов в развитии экомобильности достигли, прежде всего, скандинавские страны. В Стокгольме и Копенгагене велосипедные дорожки идеально вписаны в сеть городских дорог, не создавая серьезных проблем пешеходам и автомобилистам. Безопасность, комфорт и одновременно возможность полюбоваться красивым городским видом при езде на велосипеде создают очевидные преимущества для такого вида транспорта. По пути стран-лидеров в области развития экомобильности сегодня идут многие города, в том числе Москва. Российская столица достигла больших успехов в этой области за очень короткий срок.

Экомобильность — набор практик по снижению выбросов загрязняющих веществ и повышению качества жизни горожан. Основная идея заключается в отказе от личного транспорта в пользу общественного и пеших прогулок. С 2010 года в Москве проводится транспортная реформа, направленная на уменьшение количества пробок и снижение загрязнения воздуха. Столица активно развивает электротранспорт: метро, МЦК, электробусы. В 2018 году началось внедрение электробусов для полноценной эксплуатации на городских маршрутах. К концу 2018 года в парк ГУП «Мосгортранс» поступило более 40 электробусов — они курсируют по 5 маршрутам на северо-востоке Москвы. В долгосрочной перспективе ожидается полный переход автобусного парка столицы на электробусы. На парковках в черте города установлено 119 зарядных станций для электромобилей, в 2019 году планируется установить еще 38.

С 2013 года развивается сервис «Московский велопрокат». На сегодняшний день он является одним из крупнейших в мире. Широкое применение находят электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи. Доступные индивидуальные транспортные средства удобны для передвижения по городу, они не оказывают вредного воздействия на окружающую среду. Развитие экомобильности — один из факторов улучшения качества воздуха в столице за счет создания «зеленых» альтернатив автомобилям. Но и автомобильные выбросы необходимо снижать. В столице за 10 лет они сократились на 21%, сообщили +1 в ГПБУ «Мосэкомониторинг».

Объективные сложности связаны с огромными масштабами города. Современные исследования показывают, что при достижении городом численности населения в 5000-6000 тыс. человек решение проблем, связанных с развитием транспортных коридоров, резко усложняется и становится существенно более затратным. Сглаживание межрегионального неравенства с точки зрения развития экомобильности в этой связи видится важной задачей.

К сожалению, программы развития экомобильности сегодня слабо затрагивают Подмосковье и не реализуются во многих городах, казалось бы, идеально для этого подходящих. Более того, в сложившейся ситуации в немалой степени виноваты и сами граждане: нежелание прокладывать тротуар у собственного частного дома, закрытие сквозного проезда для велосипедов через территорию садоводческих товариществ и коттеджных поселков, нарушение водителями скоростного режима на территории коттеджных поселков делают недоступным передвижение на велосипедах.

Наиболее серьезным препятствием для развития устойчивого транспорта в России являются накопившиеся просчеты в планировании городской среды и недостаточный контакт местных органов власти с населением. В идеале, любой новый район города должен строиться, а старый — реконструироваться, с учетом современных требований экомобильности: при проектировании должны предусматриваться пешеходные зоны, участки дворов без въезда автотранспорта, разрабатываться и прокладываться удобные велодорожки.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться