Алексей Бритвин: постигая мудрости веков, человек видел, находил для себя и занимал особое, всегда уникальное место, поскольку именно в этой и из этой точки начиналось его и мира преображение

Ноябрь 9, 2019

 

Интервью с Алексеем Валентиновичем Бритвин – студентом-магистрантом направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» (профиль «Безопасность межконфессиональных и межэтнических отношений») ИГСУ РАНХиГС

Уважаемый Алексей, благодарю за возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли философии и, может быть, шире – о способности человека иметь ценности.

Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается …

 

А.Ц.: Уважаемый Алексей, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?

 

А.Б.: Уважаемый Абзагу, на мой взгляд, в этом своем делании человек пытается не только понять себя, если смотреть на это с точки зрения духовных / религиозных установок, если с философских – то это тогда о цели и смысле самой жизни. Важным как в одном, так и в другом случае, является проблема ценностей и понимание ценности человека как такового. Прежде всего, я имею ввиду духовно-мировоззренческие ценности, которые в мире и для человека являются основополагающими – помогают человеку-разумному обрести свое место в мире и цель жизни, мирно сосуществовать с другими людьми.

 

А.Ц.: Алексей, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно отнести к философским? Если мир не является статичнным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии – она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – она умерла, а в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты?

 

А.Б.: На мой взгляд, в нынешнее время философия представляется обывателям лишь одной из ее составляющих – историей философии, связанной с ее развитием в периоды Античности (например, Демокрит и Архимед, Платон и Аристотель…), Средневековья (Фома Аквинский, Ансельм и Экхарт…), эпохи Возрождения –мыслителями Ренессанса и, конечно, Классической эпохи – Гегель, Кант, Фихте… Но философия все-таки не утратила своего значения – философы были всегда и везде, и в настоящее время она обнаруживает все больше прямой, практический смысл. Существует необходимость в новых способах понимания мира и человека, в новой, обновленной системе ценностей.

Рассматривая периоды развития философии, можно сделать вывод, что подходы к пониманию мировосприятия, места человека в мире от эпохи к эпохе прогрессировали. Так, в эпоху Ренессанса в богословском-теологических дискурсах и восприятии пропагандировалась идея всестороннего развития человека – физического и духовного, позже человек предстал как существо нравственное – обладающее рациональным мышлением, разумом. Говорить о том, что время философии и философствования ушло, она умерла, а в мире остался лишь ее образ, безусловно, нельзя. По моему мнению, в настоящее время в эпоху компьютерных технологий, «электронного разума», философия переживает один из периодов своего развития – проблема понимания места и роли человека в мире как-никогда актуальна – теперь каждый хотел бы это понять, а потому и система ценности переосмысляется.

 

А.Ц.: Если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – эти границы и горизонты, на Ваш взгляд, чем и как обеспечены? И если допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлиняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? И в целом, вообще, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли?

 

А.Б.: На мой, если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, то обеспечены они, прежде всего, его мировоззрением – личным отношением к миру, к Сущему – ценностными ориентирами.

Говоря о границах, мы представляем себе некую стену, которую нельзя обойти, каким-либо образом преодолеть. Нельзя здесь не упомянуть о границах дозволенного, что представляют собой некие моральные принципы, продиктованные то ли обществом, то ли этическими нормами и традициями. Однако, вместе с тем, если предположить, что границ не существует, все границы в голове человека, то окажется, что для философской мысли нет пределов – всякий раз жизнь как не паханное поле…

Человека невозможно отделить от его среды – сначала от той, в которой он растет, воспитывается, потом в от той, где получает соответствующее образование, а затем – где воплощает полученные навыки и знания, от практической деятельности. Мне кажется, что именно сама «философская мысль», философствование и есть ответ что это такое «философский вопрос». Так, в каждый из периодов развития философии человеку отводилась особое место в Мире, при этом мера его роли диктовалась именно теми закономерностями, которые та или иная философская система вырабатывала / предписывала. Постигая мудрости веков, человек видел, находил для себя и занимал особое, всегда уникальное место, поскольку именно в этой и из этой точки начиналось его и мира преображение. Результаты этой деятельности привели и к развитию философии – становились основой для определения места и роли человека в развитии науки и культуры, а также и всех из них производных элементов: «Слово», как представление, служащее понятием, состоянием, связью предметов и лиц, оказывает безусловное влияние на выражение философской мысли в каждый фрагмент нашего / его бытия, тут же становясь историей.

 

А.Ц.: Философия, как и любая другая отрасль знаний, инструментальна – должна развиваться, чтобы быть качественным и эффективным, востребованным, инструментом даже в смысле того, чтобы обеспечить региональное (уникальное) в глобальном (всеобщем), а с ними – и целое, если, конечно, эта категория будет сохранять функциональную и ценностную значимость. Этническое, национальное, как известно, – это ценностно (мировоззренчески и идеологически) обеспеченная уникальность. Уважаемый Алексей, как Вы полагаете, эти уникальности – практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок, или что-то иное? И в этом смысле, учитывая тот эпохальный формационный сдвиг – вхождение в информационную эпоху, с неизбежной перестройкой системы миропорядка, какие интенции в Мире будут набирать силу – о развитии, автономизации автохтонных философских доктринах и системах, например, этно-национальных / народностно-племенных – африканских, семитских, славянских, индейских, etc. философий, или с учетом более высоких уровней систематизации – например, мусульманской, христианской, буддийской, etc., или Западная и Восточная, – ведь в основу классификации мы всегда полагаем некие критерии? – Какие, на Ваш взгляд, принципы и подходы к конструированию будущего окажутся востребованными?

 

А.Б.: Уважаемый Абзагу, безусловно, озвученные Вами вопросы имеют важное значение для определения будущего мировосприятия человеком действительности. На мой взгляд, уникальности, связанные с этническим, национальным, я бы добавил – и этно-религиозными, аспектами, являются, прежде всего, синергийно-холистскими установками. Как уникальны народы Северного Кавказа с имеющимся укладом кадирийского и накшбандийского тарикатов, так уникальны и современные северосамодийские народы, основные элементы материальной и духовной культуры которых сформировались в результате синтеза самодийскоязычных (южносибирских по происхождению) пришельцев и автохтонов Заполярья. Спрогнозировать, какие все-таки интенции в Мире будут набирать силу, сложно, но можно предположить, что, с учетом утраты некоторых ценностных ориентиров представителями христианской веры, силу будут набирать мусульманские общины, сформированные по этно-территориальному признаку. В качестве примеров, которые можно привести – недавние скандалы, связанные с высшими представителями православного духовенства – недооформленность или разбалансированность их нравственного чутья и даже вкуса как следствие плохо организованной практики жизни, вслед за которой и число последователей данной веры сокращается… В свою очередь ислам существенно набирает силу, хотя и в этой среде не все благополучно – с неофитами, их естественной радикальностью не всем наставникам удается справляться, а некоторые и прямо политизируют и идеологизируют молодежную среду. На мой взгляд, в конструировании и формировании востребованных подходов, которые будут оказывать влияние на будущее, будут сохраняться установки и принципы, ориентированные на социальную справедливость, независимое правосудие и государственно-политическую целостность, хотя можно услышать и обратное – усиление тенденций к сегрегации и формирования сложно-организованных по кастовому типу общественных страт.

 

А.Ц.: Уважаемый Алексей, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться?

 

А.Б.: С учетом темпов и тенденций модернизации, эксперименты с формами, в том числе и сознания, прогноз делать сложно, да и вряд ли он возможен. Скорее всего, в обозримом будущем будут запускаться самые разные механизмы и протоколы по сдерживанию технологий модернизации.

Надо отметить, что пространственные, временные, вероятностные границы мировосприятия у каждого человека индивидуальны – именно они ведь и оказывают самое серьезное влияние на формирование  как принципов жизни конкретного человека, так и удовлетворенность ею. Безусловно, расширять границы можно не только путем экстенсивного наращивания / востребованности знаний и информации, например, о прошлом, но эффективно развивать способности, как указывал еще Кант, к моральному суждению, а вне личностного контекста, похоже, это затруднительно. Так что вероятностная оценка будущего, с учетом активно формируемых многомерных и многовекторных политик по воспроизводству высокотехнологичных сред обитания человека, несравненно сложнее, чем знание о прошлом, или линейных процессах, в которых мы бытовали еще совсем недавно.

 

Интервью подготовил: Цвижба Абзагу Геннадиевич – аспирант 1 года обучения кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС (научный руководитель – проф. В.В. Шмидт)

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться