Андрей Себенцов: о будущем судить трудно – разного рода представления в религиозных доктринах выглядят интереснее, чем в научных теориях

Ноябрь 15, 2019

 

Интервью с Андреем Евгеньевичем Себенцовым, кандидатом философских наук, действительным государственным советником Российской Федерации 1 класса

Уважаемый Андрей Евгеньевич, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.

Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается ….


В.Ш.:
Уважаемый Андрей Евгеньевич, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?


А.С
.: Пытается решить для себя вопрос: прогнуться, либо, при той или иной мере активности, добиваться, чтобы «этот изменчивый мир прогнулся под нас».

Столкнувшись со взрослой жизнью, подростки бунтуют все поголовно; взрослея, большая часть прогибается и приспосабливается (не обязательно навсегда), а некоторая сохраняет дух беспокойства и поиска – набирается знаний и умений, оттачивает таланты. Зачем? Предусмотрено создателем, выработано эволюцией, принадлежит природе человека (кому какой вариант ближе) как средство от застоя, закисания и гибели общества – имманентно человеческому обществу, а в широком смысле – человеку, о котором мы и говорим, в целом. Самому такому индивиду обычно приходится трудно, но иногда чаяния воплощаются, и даже на пользу и славу…


В.Ш.:
Уважаемый Андрей Евгеньевич, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно отнести к философским? Ведь если мир не является статичным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии – она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – может она умерла, а в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты? А может в мире уже появилось или скоро появится нечто более возвышенное и привлекательное, чем философия?


А.С.:
Представляется, что в человеке вообще присутствует стремление к лучшему (в себе, для своих и «наших», для всех вообще – по тем же программным закладкам против застоя), к совершенству.

Окружающий мир формирует все новые вызовы, что требует от каждого поиска тактики, а некоторых толкает к выработке стратегии приближения к мировой гармонии – определению, где «мы» и кто «чужие», выяснению, в чьей воле и целях «мы» действуем, какое «зло» допустимо для достижения «добра», а также ставит и самые разные прочие мировоззренческие вопросы.

Нужно ли опираться на философию при поиске решения, как преподавать новую и новейшую историю в университетах? На каком фундаменте человечество строит будущее – это разве не философский вопрос?

Да и при появлении новых ответов, нужны критерии их оценки… И если в этих условиях философия становится делом «ренегатов», то победит тенденция «от плохого к худшему».

Мировоззрение может быть основано на научных путях становления, на религиозной доктрине, явиться стихийным или заведомо кривым; последнее, кстати, исключает разумный выбор и реализацию в стиле «добро». На бытовом уровне роль философии принимает религия, дающая решение (или иллюзию решения) проблем мироздания, ощущение комфорта у малых сих от наличия могущественного родителя, к которому можно обратиться и который все поймет. Насчет нового – затрудняюсь, может быть, очередное старое кто-то выдает за новое.


В.Ш.:
Если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – эти границы и горизонты, на Ваш взгляд, чем и как обеспечены? И если допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлинняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? И в целом, вообще, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли?


А.С.:
Перефразирую Менделеева: далеко простирает философия руки в дела человеческие… Мне представляется, что философия объединяет и увязывает картину мироздания, место природы и человека как части природы и как социального существа в научной картине мира, место в ней религии, науки, искусства. Человек, далекий от понимания имеющихся в жизни природы и общества связей, но имеющий доступ к рулям управления обществом, вряд ли способен предложить или выбрать разумные решения серьезных проблем. Вероятно, будет справедливым сравнить опасность философской безграмотности с опасностью безграмотности правовой.


В.Ш.:
Философия, как и любая другая отрасль знаний, инструментальна – должна развиваться, чтобы быть качественным и эффективным, востребованным, инструментом даже в смысле того, чтобы обеспечить региональное (уникальное) в глобальном (всеобщем), а с ними – и целое, если, конечно, эта категория будет сохранять функциональную и ценностную значимость. Этническое, национальное, как известно, – это ценностно (мировоззренчески и идеологически) обеспеченная уникальность. Уважаемый Андрей Евгеньевич, как Вы полагаете, эти уникальности – практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок, или что-то иное? И в этом смысле, учитывая тот эпохальный формационный сдвиг – вхождение в информационную эпоху, с неизбежной перестройкой системы миропорядка, какие интенции в Мире будет набирать силу – о развитии, автономизации автохтонных философских доктринах и системах, например, этно-национальных / народностно-племенных – африканских, семитских, славянских, индейских, etc. философий, или с учетом более высоких уровней систематизации – например, мусульманской, христианской, буддийской, etc., или Западная и Восточная, – ведь в основу классификации мы всегда полагаем некие критерии? – Какие, на Ваш взгляд, принципы и подходы к конструированию будущего окажутся востребованными?


А.С.:
Пока что тренд задает глобализация, но она же вызывает и сопротивление «материала». Если Земля удержится от скатывания в глобальную катастрофу (атомную, экологическую, экономическую, природную, etc.), то потребуются более высокие уровни систематизации, а уникальное будет деградировать. Если скатится – то в лучшем случае нижние уровни станут верхними. Мне кажется так.


В.Ш.:
Уважаемый Андрей Евгеньевич, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться?


А.С.:
Если  постиндустриальное общество – это «Запад», а мир обойдется без катастрофы, то изменения демографических и культурных характеристик населения соответствующего региона могут привести к кризису по типу «Мечети парижской богоматери» Е. Чудиновой. Насколько это удачное решение или издержки – зависит от взгляда… На Дальнем Востоке тоже могут быть отчасти сходные явления, которые повлияют на изменение сознания и вызовут геополитические подвижки. Четкая философия, политическая позиция и активность России может повлиять на «бытие, определяющее сознание», если хватит ума и сил. Однако в этой части есть большие «НО».


Уважаемый Андрей Евгеньевич, благодарим Вас за содержательную беседу.

 

Пользуясь случаем, хотелось бы реализовать еще один важный элемент, связанный с Днем Философии – он нечаянно возник в 2016 г. по инициативе наших студентов, – блиц-интервью по 10 вопросам мировоззренческого характера:

 
  1. Какова природа Вселенной?

А.С.: Вселенная – вместилище всего материального и носитель информации о материальном и духовном. Для человека – это источник загадок и вопросов, на которые он вечно ищет ответы. И вопрос о его, человека, месте во вселенной среди основных.

 
  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

А.С.: На Земле мы в своем самомнении признали царем природы человека, который владеет планетой и правит в результате захвата, или по доверенности Творца.

В масштабах Вселенной, очевидно, высшим существом может быть только Творец, создавший это все для своих весьма ограничено ведомых нам целей. Если же такого Высшего существа нет, то со смыслом и значением становится трудно, приходится изобретать самостоятельно и немало блуждать на этом рискованном пути.

 
  1. Каково место человека во Вселенной?

А.С.: То ли работник, исполнитель воли Бога, то ли жертва случая, получившая способность познания себя и мироустройства – уникум, или закономерный продукт природы (где только записана эта закономерность? J). Творец второго порядка? Венец, или промежуточное звено созидания? Вольноопределяющийся или управляемый? Все вопросы, конечно, к родовому понятию. Но надо признать, что за последние 2–3 тысячи лет человек заметно продвинулся в саморазвитии и познании Вселенной. О будущем судить трудно – разного рода представления в религиозных доктринах выглядят интереснее, чем в научных теориях и поисках.

 
  1. Что такое реальность?

А.С.: Реальность понимаю как то, что есть независимо от наших представлений. Люди к ней приближаются посредством моделей, живут в мире моделей, пока они не слишком расходятся с реальностью и не потребуют обновления. Углы реальности иногда выпирают за границы моделей и набивают шишки, выступают в форме чуда, мотивируют исследования и т.д. Относительно одной реальности может быть несколько противоположных представлений, воплощенных в моделях и поведенческих стратегиях.

 
  1. Что определяет судьбу каждого человека?

А.С.: Причуды окружающей жизни – и удача найти свое место среди них. Некоторым удается (от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича. – А. Микоян). Единого рецепта для овладения своей судьбой не существует. Важно, что и стремление жить по заветам Бога не гарантирует судьбы счастливой, но помогает смириться с той, что выпала, переложив на мудрого Бога свое огорчение взамен умиротворения.

 
  1. Что такое добро и зло?

А.С.: Сильно зависит от субъекта суждения и его позиции. В природе, например, все друг друга едят, и человеческие критерии тут не применимы. Но общество в них нуждается – вырабатывает и использует.

Основные позиции Добра и Зла зафиксированы в Священных книгах религий, и закрепление их авторитетом Творца способствует их реализации. Но тут вступает в действие человеческое несовершенство и наступает путаница, нередко кровавая. Так что Добро и Зло можно считать философскими категориями переменного содержания, частью культурного потенциала общества.

 
  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

А.С.: В вопросе скрыто некоторое неудовольствие: было бы все хорошо, и вопрос бы снялся.

Что тут скажешь? – То ли сами себе устроили, то ли Бог наказывает за наши ошибки и глупости, то ли невезуха такая. Вот если у кого все в порядке, то не все находят причины на стороне, отдавая первенство своим достоинствам. Психология, однако!

 
  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

А.С.: Обоснованное доверие граждан (личности) к деятельности государства, забота государства о раскрытии личного творческого потенциала каждого, обеспечение справедливого регулирования (в праве, экономике, государственных услугах и т.д.).  

 
  1. Что такое любовь?

А.С.: Отношение, чувство, влечение, ценность, мотиватор, возвышение своего предмета относительно всех окружающих личностей, дел и явлений. Применительно к различным областям весьма разнообразно в проявлениях – от прохладной христианской любви до огненного пренебрежения всеми иными ценностями, вплоть до жизни. Причина многих бед и ошибок, ибо ослепляет и смещает ценностные ориентиры. Вдохновитель рождения прекрасного в поступках и искусстве, соблазнитель коварных замыслов и страшных преступлений. Весьма острая приправа к жизни, достается не всем.

 
  1. Что происходит после смерти?

А.С.: В материальной среде – утилизация тела и для большинства изглаживание из памяти за несколько поколений. Лишь немногим личностям удалось внести в информационную копилку общества вклад, переживающий века.

Вместе с тем, человеку несносна мысль об исчезновении личности – духовной составляющей каждого отдельного человека. Судить же о происходящем вне материальной среды наука не может, а религии представляют свои построения, в основном основанные на посмертном воздаянии за прожитую жизни в форме Страшного суда, рая или ада, реинкарнации и успокоении после пройденных уроков.

В религиях существуют свои сокровищницы памяти об ушедших замечательных личностях, иногда с приданием им значения приближенности к Богу и статуса святых, с которыми также возможно религиозное общение.

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

Нравится
Поделиться