Федор Людоговский, священник: «То, что мне больше всего интересно в этой жизни, называется философией»

Ноябрь 16, 2019

Интервью со священником Федором Людоговским, кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником Института славяноведения РАН – автором ряда важных исследований: «Структура и поэтика церковнославянских акафистов» (М., 2015) и «Церковнославянский словарик» (М., 2017)

Сегодня ночью, среди интересных, но обрывочных сновидений, вдруг пришло осознание: то, что мне больше всего интересно в этой жизни, называется философией. Но это не история философии, не методология философии, не философия философии, а живое понимание того, как всё устроено в этом мире и за его пределами, зачем мы тут живём и что из всего этого может получиться.

Вот об этом интересно и наедине подумать, и пофилософствовать вместе с хорошими людьми.

 

  1. Какова природа Вселенной?

Ф.Л.: Природа Вселенной материальна – с одной стороны. Здесь всё достаточно понятно (ну или мы привыкли считать, что это понятно): Большой взрыв, возможно – Мультивселенная, параллельные миры и т.п. Всё это вполне может существовать в рамках материалистической парадигмы. С другой стороны, я всё более склонен думать, что вся материя в той или иной степени – живая. Ну или, если угодно, одушевлённая, одухотворённая, обладающая сознанием. И тогда и мы сами, и всё, что нас окружает, участвует в процессе эволюции (быть может, бесконечной), и в этой эволюции участвует и сознание, разлитое по нашей Вселенной.

 

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

Ф.Л.: Да, Высшее Существо (Бог, Творец, Дух, Основа-всего-сущего) – верю и надеюсь, что Оно/Он есть, существует. В каком-то смысле это даже не вопрос религиозной веры, а одно из оснований такого мировоззрения, которое стремилось бы интегрировать научные данные с духовным опытом человечества.

В чем смысл Творца? С точки зрения младенца, смысл родителей в том, чтобы ему было тепло, сухо и сытно. Согласитесь, в этом плане Бог совсем не лишен смысла и значения! Но если серьёзно, то я не уверен, что это не корректная постановка вопроса. Мы можем говорить о роли Бога в своей жизни, о своих отношения с Ним. Но зачем Он существует? – вряд ли такое вопрошание осмысленно. Он просто есть. Более того: если что-то в этом мире и есть, то это – Он.

 

  1. Каково место человека во Вселенной?

Ф.Л.: Это место довольно скромное – в том смысле, что мы – один из миллионов биологических видов, существующих или существовавших на нашей планете. А сколько еще подобных планет в одной лишь нашей галактике? Однако, при этом мы понимаем, что на сегодняшний день человек – единственное разумное существо, которое нам известно. (Понятно, тут должно быть много оговорок: во-первых, разумность – это неизбежно наша разумность, мы судим о других видах исключительно по себе; во-вторых, сама разумность не есть что-то застывшее и неизменное: человек эволюционирует, и через пару веков мы будем казаться нашим потомками дикарями, мало отличимыми от тех, что жили в каменном веке; ну и т.д.) Так или иначе, из того, что мы знаем на сегодняшний день, мы осторожно можем предположить, что человечество – это если не единственный, то один из относительно немногих элементов Вселенной, благодаря которым мироздание начинает процесс самоосознания. И если это так, то у человечества весьма ответственная миссия.

 

  1. Что такое реальность?

Ф.Л.: Об этом можно говорить очень долго – и здесь могут быть самые разные точки зрения! Но, наверное, почти никто не будет спорить с тем, что у каждого человека (да и не только человека) реальность – своя. Т.е. реальность – это то, что существует объективно, но при этом пропущено через призму нашего индивидуального восприятия, обусловленного особенностями личной истории, физиологии, психологии, жизненного опыта, взглядов и т.п. Ну а с какой-то точки зрения никакой объективной реальности нету вовсе, а есть лишь Творец, который является источником любой реальности, и есть наше воспринимающее сознание. Не исключено, что два эти сознания (Бога и человека) – в конечном счёте одно и то же.

 

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

Ф.Л.: Ответ на этот вопрос зависит от того, в какой момент мы начинаем отсчёт индивидуальной истории человека. С момента рождения? С момента зачатия? Или же мы всё-таки можем говорить о предсуществовании души? Или принять взгляд, согласно которому каждый из нас приходит в этот мир много – и даже бесчисленное количество раз? Так или иначе, здесь можно выделить по меньшей мере два компонента: внешние обстоятельства – и тот выбор, который человек делает сам. Плюс, в том случае, если наша история уходит в далекое или даже бесконечное прошлое, сюда добавляется третий компонент: итоги наших предыдущих жизней. Но это, так сказать, уже на любителя. Конечно, можно было бы добавить и четвертый компонент: Провидение. Но я не уверен, что система из этих четырех векторов будет линейно независимой.

 

  1. Что такое добро и зло?

Ф.Л.: На заре своей церковной юности на этот вопрос я бы дал чёткий и однозначный ответ: добро – это действие Бога в мире (в том числе через нас, людей), зло – действие дьявола. Теперь у меня нет столь простых ответов. Пожалуй, можно сказать так: зло – это добро, которое прошло через фильтр человеческой ограниченности, глупости, гордости, травмированности и т.п. Проще говоря, зло – это не противоположность добра, а его искажение – в первую очередь невольное.

 

  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

Ф.Л.: Наверное, я здесь сошлюсь на свой ответ на пятый вопрос – о судьбе человека. «Наша жизнь» – это коллективная судьба. Но, конечно, когда мы говорим о социуме, о человеческой цивилизации в целом, в действие вступает закон больших чисел: количество переходит в качество, отдельный человек становится элементом сверхсложной системы, которая функционирует согласно принципам, которые мы пока что не очень хорошо понимаем. Так или иначе, воля отдельного человека, индивидуальный выбор и прочие аналогичные факторы здесь если и не теряют полностью свою значимость, то, во всяком случае, оказываются сильно ограниченными.

 

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

Ф.Л.: В моем восприятии (говорю как раз об идеальной ситуации) государство – это аппарат, который, аккумулируя, согласно прозрачным процедурам, значительную часть ресурсов общества, распоряжается этими ресурсами таким образом, чтобы принести максимальную пользу всем членам этого общества, а в первую очередь тем, кто в силу тех или иных причин ограничен в своих возможностях. Т.е. государство должно служить обществу и личности (человеку, индивидууму), личность и общество должны находиться в состоянии взаимоприемлемого баланса, но государству – государственному аппарату – личность не должна ничего сверх того, что предписано общественным договором. Если же разделять понятия личности и индивидуума, то государство (и общество через государство) должно обеспечивать максимально полное и гармоничное развитие личности, а личность может (но не обязана) применять свои таланты, работая в государственном аппарате или же сотрудничая с государственными организациями.

 

  1. Что такое любовь?

Ф.Л.: Один из важнейших и сложнейших для меня вопросов. Можно сказать, что любовь – это Бог, но вряд ли это сделает картину намного яснее. Можно сказать, что это – желание добра тому, кого (или что) любишь, и, естественно, не только желание, но и творение этого добра. А можно сказать, что любовь – это стремление к познанию (в том числе в библейском смысле), к слиянию с предметом любви; и это познание, это слияние вряд ли возможно без искреннего интереса к тому, кого любишь, без благоговейного удивления перед тем, что тебе открывается в любимом. А еще любовь – это связь, это самая крепкая связь, какая только существует в этом мире и даже за его пределами.

 

  1. Что происходит после смерти?

Ф.Л.: Хотел бы и я знать!

Если стоять на позициях материализма, то понятно, что не происходит ничего. Наше тело – вместилище сознания – распадается. Ткани нашего организма, сложные химические соединения, молекулы и атомы, кварки и электроны – всё это в том или ином виде продолжает существовать, но человека уже нет. Но мне сложно в это поверить. Я всё же склонен считать, что жизнь человека (да и не только человека) со смертью не заканчивается. Христиане верят во всеобщее воскресение. Буддисты говорят о цепочке перевоплощений. Не исключено, что два этих подхода – две стороны одной медали. Как бы то ни было, я верю в жизнь после смерти. Но вот кто будет субъектом этой жизни – это отдельный и очень интересный вопрос.

 

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

 

 

Нравится
Поделиться