Андрей Цап: каждое новое поколение предлагает свои ответы на классические вопросы

Ноябрь 22, 2019

 

Интервью с Андреем Романовичем Цапом – студентом исторического факультета Высшей школы экономики

Уважаемый Андрей Романович, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.

Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается ….


В.Ш.:
Андрей, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?


А.Ц.: Человек сейчас, как и всегда, пытается понять окружающие его процессы – как они функционируют, как можно их правильно и эффективно использовать, ими управлять. Люди хотят узнать, что есть истина, а что ложь – именно для этого он каждый день подвергает сомнению даже фундаментальные аксиомы. Каждое новое поколение предлагает свои ответы на классические вопросы.


В.Ш.:
Уважаемый Андрей, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно отнести к философским? Если мир не является статичнным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии – она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – она умерла, а в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты?


А.Ц.
: Как понимаю, современная философия значительно видоизменилась, но она не утратила своего значения: по сей день она учит людей мыслить, правильно ориентироваться в окружающей действительности, создавать логические системы окружающего мира. Вместе с этим, философия практически полностью отказалась от идеи изменения мира, теперь нет так называемых “воспитателей” в лице государства или мыслителей. Философия, на мой взгляд, не двигается ни вперед, ни назад. Некоторые специалисты даже отмечают кризис философской мысли философия просто не успевает за столь значительным прогрессом.


В.Ш.:
Если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – эти границы и горизонты, на Ваш взгляд, чем и как обеспечены? И если допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлинняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? И в целом, вообще, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли?


А.Ц.
: Для меня границы пространства, мира, человека – это то, что нельзя познать, например, что есть человек, что есть Бог. Табу, одним словом. Думаю, философский вопрос есть, и это те вопросы, проблемы, на которые нельзя ответить, которые нельзя решить.


В.Ш.:
Философия, как и любая другая отрасль знаний, инструментальна – должна развиваться, чтобы быть качественным и эффективным, востребованным, инструментом даже в смысле того, чтобы обеспечить региональное (уникальное) в глобальном (всеобщем), а с ними – и целое, если, конечно, эта категория будет сохранять функциональную и ценностную значимость. Этническое, национальное, как известно, – это ценностно (мировоззренчески и идеологически) обеспеченная уникальность. Уважаемый …., как Вы полагаете, эти уникальности – практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок, или что-то иное? И в этом смысле, учитывая тот эпохальный формационный сдвиг – вхождение в информационную эпоху, с неизбежной перестройкой системы миропорядка, какие интенции в Мире будет набирать силу – о развитии, автономизации автохтонных философских доктринах и системах, например, этно-национальных / народностно-племенных – африканских, семитских, славянских, индейских, etc. философий, или с учетом более высоких уровней систематизации – например, мусульманской, христианской, буддийской, etc., или Западная и Восточная, – ведь в основу классификации мы всегда полагаем некие критерии? – Какие, на Ваш взгляд, принципы и подходы к конструированию будущего окажутся востребованными?


А.Ц.
: В последнее время можно заметить активное развитие всего Востока (Китай, Япония, Арабские страны), в то время как западная цивилизация постепенно теряет свои позиции в качестве авторитета изживает себя ей уже приходится считаться с развитыми восточными странами. В связи с этим можно предположить, что парадигмы Востока, восточной культуры, будет крайне востребованным и с ним нужно дружить…


В.Ш.:
Уважаемый Андрей, и в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться?


А.Ц.
: Как я уже говорил, человек, Бог, мир, жизнь – это то, что всегда будет границами не только мировосприятия, но и мироздания. Мне кажется, сегодня человек переходит от установок на общественно-значимые ценностные ряды к личностно-акцентуируемому бытию эти системы уже где-то функционируют, а где-то только-только к ним пытаются приспособиться. Считаю, что рано или поздно весь мир перейдет в систему персоналистских установок – благо будет видится через призму индивидуалистских начал. В ближайшее время человечество будет сталиваться с проблемами не сколько философско-идеологического порядка, сколько частного политического, экологического, экономического и т.п., а философия будет смещаться в виртуальные реальности – виртуальный реализм станет ее вызовом, если уже не стал…

Уважаемый Андрей Романович, благодарим за этот разговор – дерзновений! Виртуальный реализм – вызов философии – очень любопытно: спасибо.

Андрей, если позволите – пользуясь случаем, хотелось бы реализовать еще один важный элемент, связанный с Днем Философии – он нечаянно возник в 2016 г. по инициативе наших студентов ИГСУ РАНХиГС, – блиц-интервью по 10 вопросам мировоззренческого характера:

 
  1. Какова природа Вселенной?

А.Ц.: Есть множество интерпретаций; мне кажется, что это – образ ума Бога и человека.

 
  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

А.Ц.: На мой взгляд, Оно есть, но мы не сможем понять Его смысл и значение, так как нам в принципе нельзя разумом понять божественное. Кант, например, был убежден, что бытие Бога нельзя доказать логически.

 
  1. Каково место человека во Вселенной?

А.Ц.: Второе после Бога.

 
  1. Что такое реальность?

А.Ц.: Одна из множества возможных иллюзий.

 
  1. Что определяет судьбу каждого человека?

А.Ц.: Сам человек.

 
  1. Что такое добро и зло?

А.Ц.: С точки зрения юридических категорий, нормативное поведение – добро, ненормативное – зло.

 
  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

А.Ц.: Так было задумано.

 
  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

А.Ц.: Равные.

 
  1. Что такое любовь?

А.Ц.: Когда счастье другого делает счастливым тебя.

 
  1. Что происходит после смерти?

А.Ц.: Не знаю, я этого не видел, свидетелей не встречал…

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

Нравится
Поделиться