Василий Ничик: для человека важно иметь некие ценностные эталонные краеугольные камни бытия

Ноябрь 28, 2019

 

Интервью с пастором Василием Ивановичем Ничиком, доктором практического богословия – юристом, руководителем отдела общественных связей и религиозной свободы в Западно-Российском союзе Церкви христиан адвентистов седьмого дня

Уважаемый Василий Иванович, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.

Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается ….

Уважаемый Василий Иванович, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?


В.Н.: Поставленный вопрос обращает нас к осмыслению скоротечности жизни человека на фоне смены поколений. Человеку для самоопределения необходимо отвечать себе самому на вопросы: кто я? откуда я? куда я иду и зачем я здесь? По некоторой традиции считается, что смена поколений это 25 лет, и в этот период происходит пересмотр ценностей, формируются новые традиции, правила поведения и оценки. И вот соединяя поиск ответов на ранее перечисленные вопросы с тем, что меняются поколения, на этом фоне мы можем попытаться дать ответ, уважаемый Вильям Владимирович, на Ваши вопросы.

Действительно, для человека, казалось бы, должно быть достаточно того, что уже седлано его предками – ему остается лишь просто узнать, как ответили его родители или прародители на вопросы жизни, познания мира, бытия и ценностей. Но нет, человек, глядя на себя и своих современников, считает, что у него лучшие предпосылки, чтобы дать ответ на экзистенциальные вопросы, чем были у предыдущих поколений.

По этому поводу премудрый Соломон сказал в книге Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» (Еккл.1: 9-11).

Поэтому для человека важно иметь некие ценностные эталонные краеугольные камни бытия, тогда только он сможет делать надстройку своего поколенческого ряда. Но когда человек пытается идти по принципу разрушения старого до основания, а затем построить свой новый мир, тогда он остается у развалин прошлого и отсутствия построенного нового. А ведь все начиналось с очень хорошей идеи – понять кто я? откуда я? куда я иду и зачем я здесь?


В.Ш.:
Уважаемый Василий Иванович, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно отнести к философским? Ведь если мир не является статичным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии – она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – может она умерла, а в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты? А может в мире уже появилось или скоро появится нечто более возвышенное и привлекательное, чем философия?


В.Н.:
Философия – это любовь к мудрости и, я полагаю, эта любовь никогда не прекратится. Человеку свойственно мыслить и искать ответы на вопросы жизни. Именно поэтому мы с полной уверенностью можем сказать, что философия никогда не умрёт. Другой вопрос – на каких предпосылках будет стоять философия в последующих поколениях, от этого зависит, какие выводы будут делать философствующие индивиды. В философии всегда есть сферы, которые в итоге остаются некой тайной человеческого бытия. Философия, в зависимости от исходных позиций, дает определения явлениям и сущностям, пряча за множеством слов и манипуляций многосложными, заимствованными понятиями фактическую невозможность дать пояснение непостижимому.

Возможно, мыслители и софисты нашего времени, ничтоже сумняшеся, попытаются заявить, что философия ушла в прошлое, а теперь что-то новое, но фактически они могут попытаться назвать по-новому то, что мы знаем как философию.


В.Ш.: Если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – эти границы и горизонты, на Ваш взгляд, чем и как обеспечены? И если допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлинняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? И в целом, вообще, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли?


В.Н.:
Границы зависят от широты внутреннего наполнения, поэтому, говоря о границах человека и его мира, мы можем сказать, что они очерчиваются там, где заканчивается человеческая способность к познанию и пониманию. Когда человек постигает и осмысляет что-то новое, в это момент расширяются границы его мира.

Говоря о «слове», мы моем вспомнить несколько текстов Священного Писания о «слове». Прежде всего в Псалмах Давида мы слышим утверждение: «Словом Господа сотворены небеса» (небеса – вся Вселенная, в том числе и земля со всем находящимся на ней дышащим и не дышащим). Эту мысль развивает апостол Иоанн в широко известной цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1: 1-3). Этими словами показывается, что «слово» – это не набор звуков и знаков в письменном выражении, а инструмент действия.

Философским вопросом может становиться что угодно, когда человек пытается осмыслить что-либо. Некоторые музыканты-любители, играющие на фортепиано, могут мастерски, красиво исполнять что-то даже с закрытыми глазам. Но если потребовать от такого музыканта, чтобы он играл по написанной гармонии, он тут же теряется. Почему? Потому что у него не возникало вопроса, в какой тональности он играет, как он должен строить гармонию – пальцы сами переходили от аккорда к аккорду и звучала красивая музыка. Так и с философскими вопросами – они могут ставиться как в отношении слов, так и в отношении понятий, ценностей и иной раз приводить человека к кажущемуся тупику. Поэтому человеку важно иметь способность признавать, что не на все вопросы можно дать ответы, так как на некоторые из них отвечает жизнь, и даже если ответ сегодня не найден, он будет найден завтра.


В.Ш.:
Философия, как и любая другая отрасль знаний, инструментальна – должна развиваться, чтобы быть качественным и эффективным, востребованным, инструментом даже в смысле того, чтобы обеспечить региональное (уникальное) в глобальном (всеобщем), а с ними – и целое, если, конечно, эта категория будет сохранять функциональную и ценностную значимость. Этническое, национальное, как известно, – это ценностно (мировоззренчески и идеологически) обеспеченная уникальность. Уважаемый Василий Иванович, как Вы полагаете, эти уникальности – практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок, или что-то иное? И в этом смысле, учитывая тот эпохальный формационный сдвиг – вхождение в информационную эпоху, с неизбежной перестройкой системы миропорядка, какие интенции в Мире будет набирать силу – о развитии, автономизации автохтонных философских доктринах и системах, например, этно-национальных / народностно-племенных – африканских, семитских, славянских, индейских, etc. философий, или с учетом более высоких уровней систематизации – например, мусульманской, христианской, буддийской, etc., или Западная и Восточная, – ведь в основу классификации мы всегда полагаем некие критерии? – Какие, на Ваш взгляд, принципы и подходы к конструированию будущего окажутся востребованными?


В.Н.:
Говоря о развитии философии и её востребованности в ближайшем будущем, следует отметить, что на человечество огромный отпечаток откладывает технический прогресс. Человек все более становится зависимым от технологий и от скорости исполнения задач. Еще недавно человек удовлетворялся тем, что мог проводить несколько дней в поиске информации. Сегодня все более востребованным является получение ответа в считанные секунды. Такова же скорость формирования ответов на «философские вопросы». Уже сегодня мы видим, насколько разнообразными бывают ответы на одни и те же вопросы, в том числе и философские, а на философские, может, и в первую очередь – они могут быть, в общем, близкими, но разными по содержанию. Как Вы верно отметили, в поставленном вопросе, на формирование критериев и подходов неизменно будут влиять этнорелигиозные факторы.

Наиболее востребованными в ближайшем будущем, на мой взгляд, будут четкие и конкретные понятия, которые возможно осмыслить на простом обыденном языке. Современное общество не приемлет многосложные пояснения и определения, т.к. стремление к ускорению обмена информацией требует простоты и краткости. Эти задачи будут стоять перед философствующим сообществом, желающим стать более популярным и не выпасть в маргинальную прослойку пережитков прошлого.


В.Ш.:
Уважаемый Василий Иванович, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться?


В.Н.:
К сожалению, приходится наблюдать картину всё большего погружения в меркантилизм и снижение ценностного уровня современного поколения. Но я не стал бы драматизировать по этому поводу, говоря о полной безысходности будущего. Да, конечно, приходится констатировать факт: когда общество движется в направлении потери ценностей справедливости, милосердия и добра, то происходит вырождение цивилизации. С другой стороны, если Богом уготовано еще дать время человечеству осуществить перемены в общественной жизни, то эти перемены будут. Как быстро – это вопрос. Мы видели, как история нашей страны переживала не самые простые времена в ХХ веке, но к концу столетия появились некоторые проблески перемен. Насколько мы смогли воспользоваться этими переменами и что упустили, в полном объеме удастся понять и дать оценку чуть позже. К сожалению, на фоне процессов постмодернистского общества мы видим, как ценности прав и свобод заменяются общественно-политическим смыслом, что выхолащивает ценность человека как личности. Если эти процессы продолжатся, то перемены к лучшему будут, но в трудных обстоятельствах. Ну а пока мы продолжаем смотреть с надеждой в будущее.

 

Дорогой Василий Иванович, благодарим Вас за этот увлекательный разговор. Пользуясь случаем, хотелось бы реализовать еще один важный элемент, связанный с Днем Философии – он нечаянно возник в 2016 г. по инициативе наших студентов, – блиц-интервью по 10 вопросам мировоззренческого характера:

 
  1. Какова природа Вселенной?

В.Н.: Вселенная имеет разумное начало, а не бессмысленную случайность. Я верю в то, что этим началом является Бог, который Своей мудростью устроил мир, в котором всё существует и движется в своем порядке. Хаос начинается там, где человек пытается своим разумом что-то изменить и вмешивается в порядок жизни макро- и микро-мира. После этого человек пожинает последствия. Человек делает какое-то «открытие», а спустя несколько десятилетий начинает понимать, что его деятельность губительно отражается на ряде других процессов бытия. Пагубные последствия вмешательства человека можно увидеть и в микро-мире, и в макро-мире. Начиная с человека, являющегося разумной былинкой Вселенной, и заканчивая мельчайшими атомами, в которые человек, вмешиваясь, думает, что он сделал величайшие открытия, но последствий этого вмешательства он сразу оценить неспособен.

 
  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

В.Н.: Как я сказал ранее, чтоВысшим Существом, дающим начало и условия бытия, конечно, является Творец: Он – начало. Им даны законы, сохраняя которые человечество может существовать и успешно развиваться. Если посмотреть на силу, заложенную Творцом в природу, в организм человека, то можно удивляться, как при создании благоприятных условий, творение Божье самовосстанавливается. Исследователи отмечают, что даже в тех местах, где человек своими действиями причинил ущерб природе, если законсервировать среду и не допускать туда человека в течение 5-10 лет, то природа начинает самовосстанавливаться – появляются даже виды фауны, о которых думали, что они исчезли безвозвратно. Это – пример того, как Творцом заложенная сила может производить восстановление утраченного. Поэтому, слегка перефразируя слова Священного Писания, мы можем сказать, что смысл Высшего Существа для человечества заключается в том, что Он сказал: «Ко Мне обратитесь и обретёте решение вопросов жизни».

 
  1. Каково место человека во Вселенной?

В.Н.: Человек изначально был представлен как управитель для всего, что наполняет нашу землю. Ему был дан авторитет и полномочия, ограничения были весьма скромные. Но человек и сегодня заявляет о готовности сделать что-то глобальное, а в малом не хватает уверенности – что Богом всё устроено разумно и вмешиваться в вековые процессы – значит создавать проблемы для самого себя. Человеку, который в своем доме не имеет порядка, отношения с близкими на грани враждебной ненависти, но при этом он пытается научить и давать советы, такому человеку мы говорим, чтобы он сначала восстановил порядок и отношения в своем доме. Поэтому, говоря о месте человека во Вселенной, нужно сказать, что первое – нужно упорядочить место своего бытия на Земле. В Библии, в книге пророка Михея, говорится: «О, человек! сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

 
  1. Что такое реальность?

В.Н.: Реальность – это то, что происходит здесь и сейчас; это то, что произошло на самом деле, а не сослагательное «могло бы быть», или мечтательное «может быть». Человек, выпадающий из реальности и живущий в фантазиях о том, что могло бы быть и что он гипотетически мог бы сделать, никогда не сможет реализовать успешное настоящее. Мечтать можно и, может быть, даже нужно, но нельзя допустить, чтобы мечты заменили развитие настоящего времени в бытии человека и всего его окружающего.

 
  1. Что определяет судьбу каждого человека?

В.Н.: Человек своим выбором и своими действиями в настоящий день определяет свою судьбу – свое завтра. Поэтому важно не только действовать в правильных направлениях, но и мыслить. Позитивная мысль ведет к позитивным действиям, которые формируют позитивную практику жизни и, как следствие, позитивное будущее или судьбу. Многие люди мечтают быть счастливыми – иметь счастливую семью, но при этом ждут, что кто-то или случайность принесёт им счастье на тарелочке. Что человека посеет, то и пожнет. Это – цитата из Священного Писания, ставшая крылатой именно в части обозначения характера будущего.

 
  1. Что такое добро и зло?

В.Н.: Это две противоположности, но ошибочно утверждать, что добро не может существовать без наличия зла, или что для познания добра необходимо вкусить зло. Здесь на арену жизни выступает вопрос авторитета. Наиболее простым будет пример отношений между родителем и ребёнком. Если есть доверительные отношения между ними, то достаточно родителю сказать своему ребенку о чем-то, что это – зло, и ребенок верит. Но если родитель непоследователен в своих заявлениях – был хоть однажды нечестен, или поступил иначе, чем сам говорит, это разрушает доверие и ведет к желанию попробовать зло.

С другой стороны, должен признать, что природу зла объяснить очень сложно, т.к. иной раз, даже при наличии положительных родительских отношений, происходят неожиданные процессы. В масштабах Вселенной в позитивном – сотворенном Богом мире, – мы также не сможем полностью объяснить появление зла, как и зарождение зла в том, кто стал его олицетворением – падший ангел Люцифер. Почему он усомнился в справедливости Бога? Почему он пошел на поводу своих желаний? – Тайна беззакония…

 
  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

В.Н.: Отвечая на вопрос о судьбе, я в некоторой степени ответил и на данный вопрос. Если человек испытывает неудовлетворённость своей жизнью в настоящем времени, сожалея о чем-то в прошлом, то нужно всегда помнить: я не могу изменить прошлое, но я могу изменить настоящее, чтобы будущее стало ближе к тому, каким я хотел бы его видеть.

 
  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

В.Н.: Если мы говорим об идеальных отношениях, то они красиво прописаны в теории государства и права. Когда государство является результатом решения сообщества личностей создать орган, который от имени этого сообщества будет решать вопросы общественных интересов, и государству даются полномочия, которые оно должно выполнять, не выходя за пределы этих полномочий, тогда государство служит интересам этого сообщества, а значит, и каждой отдельной личности. Понятно, что для этого создаются условия для деятельности государства и прописываются правила (законы), по которым будут существовать личности, общество, государство. Это и есть идеальная картина отношений личности и государства, но, к сожалению, теория очень часто расходится с практикой.

 
  1. Что такое любовь?

В.Н.: Вопрос как из школьной анкеты, которые делали девочки, и мальчишки не отставали от них. Но если на это вопрос посмотреть просто – глазами зрелого человека, – то понимаешь, что любовь – это не просто чувство, которое может быть смешением физиологических и психологических процессов. Любовь – это принцип, которым живет человек, и в условиях этого принципа человек фиксирует безусловное наличие другого. Так появляется любовь к супруге, к детям, к ближним, к Отечеству. В условиях такой любви рождается жертвенность, милосердие и справедливость.

 
  1. Что происходит после смерти?

В.Н.: Вопрос о том, что находится за гранью жизни – это вопрос веры. Невозможно сходить и проверить, а затем вернуться и рассказать. Хотя есть истории о клинической смерти, когда люди видели свет в конце тоннеля, или даже выходили из тоннеля на красивую поляну, или видели, как они парили над своим телом, а потом возвращались и приходили в сознание. Но всё это истории, когда была почти смерть, но еще жизнь. Я позволю себе ответить на этот вопрос несколькими цитатами из книги Соломона – Екклесиаст, глава 9: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более чести во веки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости».

Процитировав Соломона, появляется ощущение безысходности и мёртвого тупика, но это не так, если обратиться к словам Иисуса Христа. – Мы находим, что Он говорит для верующих людей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11: 25) Вот почему я сказал, что это – вопрос веры.

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

Нравится
Поделиться