Ринат Фасхудинов: реальность – это ответы каждого человека на вопрошание

Ноябрь 27, 2019

 

Интервью с Ринатом Рифатовичем Фасхудиновым – заместителем муфтия Москвы, ректором Московского исламского колледжа теологии и права, аспирантом кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

С древнейших времен духовная культура интегрировала в себе две категории – религию (религиозное знание) и философию (философское знание), которые через проникновение в сущность бытия, стремились ответить на многие волнующие человечество вопросы. Эти вопросы религия и философия решают не одинаково – религия требует веры и послушания, а философия, апеллируя к разуму,  свои истины фальсифицирует и переоткрывает и уточняет. Именно от этих ответов во многом зависит дальнейшее развитие или гибель духовного потенциала человечества

Уважаемый Ринат Рифатович, благодарим Вас за участие в этом диалоге – разговоре о значимых проблемах нашей жизни, вернее – бытия. Думаю, этим нашим диалогом мы вполне можем ознаменовать переход от Всемирного дня философии к Международному дню Религии и Всемирной неделе гармонизации межрелигиозных отношений.

 

Итак, 1-й вопрос – какова природа Вселенной?

Р.Ф.: Слова «жизнь», «земля» и «Вселенная» очень близки по смыслу, поэтому при упоминании одного из них на ум приходят и другие.

Слово «земля», имеющее также синоним «земной шар», – это наша планета. Слово «Вселенная», или по-арабски «алям», происходит от корня «алм», что означает «знак» или же «знание», поэтому Вселенная обозначает нечто, указывающее на присутствие ее Создателя.

Слово «алям» употребляется при обозначении как одушевлённых, так и неодушевлённых созданий Аллаха, а посему вбирает в себя значения таких слов как «земля», «земной шар» и «мирская жизнь». Слово «алям», или «Вселенная», имеет весьма широкое значение, начиная с мира духовного, включая флору, фауну, интеллект, искусство, материю и чувства, а также нравственные законы.

Слово «алям» очень часто встречается в Коране по отношению как ко всей Вселенной, так и к людям. Так, в аяте (стихе) слово «алямин» подразумевает весь род людской от праотца человечества пророка Адама (мир ему) и до последнего человека: «…Но не Аллаху ли ведомо о том, что в сердцах обитателей миров?» (Коран, 29:10).

Это слово в сорока двух случаях фигурирует в Коране в словосочетании «рабб аль-алямин», что означает: «Аллах есть Господь всех миров, всего сущего, живого и мёртвого». Такое же словосочетание довольно часто встречается и в хадисах.

Тот факт, что во многих случаях слова «небеса» и «земля» упоминаются в Коране друг за другом, указывает на то, что речь идёт именно о Вселенной: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни заступника?» (2:107).

Эти и другие аяты указывают на то, что именно Всевышний Аллах создал небеса и землю, взял на Себя власть над ними и подчинил Своей воле всех обитателей Вселенной. В Коране сказано: «Семь небес, земля и те, кто обитает там, славят Его. Нет ничего, что не славило бы Его хвалой, но вы [, о неверные], не понимаете их славословия. Воистину, Он – кроткий, прощающий» (17:44).

 
  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

Р.Ф.: Да, есть: это – Господь миров – Всевышний Аллах.

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» говорит Коран (47:19).

«Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему”» (112:1-4).

В данном аяте (стихе) Аллах назван как «Ас-Самад» – «самодостаточный». Данный термин используется в Коране только один раз и означает Независимого и Вечного Создателя, который создал каждую вещь, и от которого зависит существование всего. Аяты «Нет никого равного Ему» (112:4) и «Нет никого подобного Ему» (42:11) являются свидетельством того, что Аллах – Един и неповторим относительно всего.

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (2:164).

«Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый (59:24).

Бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворенной Им природы, Он сам не сотворен никем. Его бытие происходит из Него самого, и не существует ничего подобного Ему. Аллах создал все сущее бытие из ничего и привел все это в упорядоченное состояние. То есть, все мироздание и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворенном мире. Аллах также является творцом всех форм жизни и поддерживает их жизнедеятельность. В то же время, Аллах установил для всех людей, животных, растений определенный срок жизни. Конечными во времени являются также все объекты неживой природы.

Все в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно все. Только Он обладает абсолютной волей и могуществом – ничто не происходит без Его ведома. Аллах видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от Его взора. Он является единственным истинным Хозяином всего сущего.

 
  1. Каково место человека во Вселенной?

Р.Ф.: Создатель и Владыка вселенной Всемогущий Господь создал человека, чтобы он поклонялся Ему и населил землю. О Своей Божественной воле Он повелел ангелам, которых сотворил ранее: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Коран, 2:30).

Наместник – это представитель во всем или в каких-либо важнейших вопросах. А в этом аяте (стихе) слово «наместник» означает, что человек является представителем Воли Всевышнего. Выполняя Его предписания и избегая Его запретов, он завершит совершенство религии Господа на земле. Наместничество возвеличивает степень человека, никто из других творений Господа не был удостоен этого высокого звания. А Его пророки наилучшим образом исполняли миссию наместничества. Таким образом, человек – высшее творение Всевышнего.

Он внешне и внутренне достоин быть наместником Всевышнего Господа. Он тот, в ком проявились могущество и совершенство атрибутов Творца.

 
  1. Что такое реальность?

Р.Ф.: Каждый человек, входящий в этот мир, так или иначе задается вопросом о том, что представляет собой Реальность. Сознательно или бессознательно, каждый из нас приходит к собственному пониманию всего сущего. Эта концепция действительности в значительной степени определяет наше отношение к Вселенной, осознание цели нашего существования и той роли, которую мы играем в этом мире.

Действительно ли физический мир – то, что мы можем видеть, потрогать, измерить или воспринять нашими органами чувств и приборами, это все, что существует, или же есть что-то кроме этого? Откуда мы пришли и куда уходим? Является ли все это игрой слепого случая, или же частью целенаправленного творения? Существует ли причина, стоящая за всем этим, которая сама по себе является первичной реальностью? Имеет ли жизнь человека какую-либо первопричину или изначальное предназначение, или же человек – лишь преходящее физическое явление, которому суждено прекратить свое существование подобно всем другим живым существам? Является ли эта жизнь единственной, или же за ней последует какой-то другой вид существования, и если да, то какой?

По сути, концепция реальности каждого человека – его ответы на эти и многие другие связанные с ними вопросы – есть не что иное, как его основополагающее отношение к миру, восприятие своего места и предназначенной ему роли. Эта концепция, фактически, является основой всего того, что представляет собой человек и кем он стремится стать, его отношений с самим собой, с другими людьми, с миром вокруг него и, наконец, с его Создателем.

Религия ислам говорит о том, что существует область бытия, недоступная для человеческого понимания. Эта лежащая за пределами человеческого восприятия область называется «аль-гаиб», то есть скрытая или невидимая, в то время как то, что известно и ощутимо, называется «аш-шахада» – видимое или наблюдаемое. И в Исламе вера в эту область невидимого является предпосылкой для веры в Бога и понимания Его и той части сотворенного Им, которую чувства человека не могут воспринять, но которая, тем не менее, играет огромную роль в его существовании.

Ислам утверждает: то, что видимо и ощутимо с помощью человеческих способностей, аш-Шахада, есть только часть, и, возможно, очень малая и незначительная часть всего сущего. То, что человек не может понять полноты бытия, никоим образом не исключает существования того, что он понять не способен, подобно тому, как, скажем, муравей или слон не могут понять всего сущего, основываясь на своем ограниченном восприятии. Для многих из нас почему-то слишком тяжело признать, что человек просто ограничен в своих способностях и понимании. В сравнении с тем, что нам известно, существует «большее» – та более обширная Реальность, которая во всей полноте ведома лишь Создателю. Ведь всем нам известно множество свидетельств существования этой более обширной Реальности, хотя она и не может быть воспринята непосредственно. Среди них – сама физическая Вселенная, преподносящая нам множество свидетельств о невообразимом могуществе, мудрости и власти Господа. Еще одно поразительное свидетельство этого – человек. Он приходит из небытия в бытие, и когда умирает, его покидает его наиболее жизненная часть. В своих духовных чувствах и стремлениях человек нуждается в чем-то более глубоком и высоком, нежели материальная сфера, так как существуют очевидные признаки существования нематериальной области, с которой человек каким-то непостижимым образом столь прочно связан, что отказ или нежелание это признать, неизбежно приведет к весьма серьезным для человека и общества последствиям.

Религиозные чувства и их внешние проявления свойственны всем людям, и многие из них одинаково выражают свою веру. В частности, монотеистические религии – Иудаизм, Христианство и Ислам – поразительно похожи, что указывает на их общее происхождение – Всевышнего Творца. И, наконец, различные сверхчувственные явления, среди которых можно назвать видение, предвидение будущего и многие другие несомненные проявления существования нематериального, несомненно, дают нам ключ к Скрытой Реальности.

В Исламе Господь (Аллах, Бог) есть эта действительная Реальность – тот, Кто всемогущ, творец и хранитель всего сущего, обеспечивающий существование всего. Он – меняющий ночь и день, сотворяющий то, что пожелает в утробах матерей, оживляющий мертвую землю и добывающий с помощью дождя с неба и соков земли пищу для людей и животных. Именно Он определяет срок жизни своим творениям по своему усмотрению. Именно Он поднимет тела людей из их могил и соединит их с их душами в тот Страшный, но Справедливый день, который непременно наступит, когда Он вынесет свой приговор о конце света и будет судить людей по самым абсолютным и беспристрастным меркам правосудия и милосердия. Он – Всевышний, Всемогущий, Всезнающий и Мудрый – тот, кто не ответствен ни перед кем, но перед кем ответственно все, тот, кто делает со своими творениями то, что пожелает, и перед кем все склоняется в подчинении, и в то же время Он – милостивый, милосердный, любящий и прощающий.

Таково исламское представление о реальности, представление, которого придерживается множество мусульман во всем мире. Такое понимание является жизненно важной частью зарождающегося в раннем детстве сознания мусульманина. Он растет с осознанием реальности и могущества Бога, Его милосердия и доброты к своим творениям, с сознанием того, что эта жизнь – лишь очень малая часть Реальности, столь обширной, что человеческий разум не может постичь ее, разве что в весьма ограниченных пределах, зная, что она не является последней стадией его существования, которое на самом деле непрерывно. Коран говорит: «Ужель над человеком не прошел тот долгий срок времени, когда он был даже недостойным воспоминания» (Коран, 76:1). Господь привел человека из небытия к бытию: от семени и яйцеклетки в телах его родителей к зародышу, развивающемуся в утробе матери, затем к независимой жизни, когда он был рожден; от беспомощного младенчества к детству и от зрелости к старости, когда он снова стал подобен слабому, беспомощному ребенку; и, наконец, из этой жизни в жизнь иную, которая является последним состоянием всех человеческих существ. В этой жизни те, кто признавал Бога как своего Господа, следовали Его руководству и старались угодить Ему, будут пребывать в непреходящем состоянии радости и счастья, невообразимом для человеческого разума…

 
  1. Что определяет судьбу каждого человека?

Р.Ф.: Окружающий нас мир полон противоположных, несводимых к единству состояний и категорий. Красота и несовершенство, добродетель и порок, радость и горе, вера и неверие повсеместно соприкасаются друг с другом, порой вступают в борьбу, но никогда не нарушают установленный во Вселенной порядок. Небесные тела и природные стихии, растительные и животные сообщества, а также человеческие общества подчиняются законам, которые остаются неизменными на протяжении десятков тысяч лет. Этносы и цивилизации возникают и исчезают, развиваются и приходят в упадок, история канувших в лету народов и культур повторяется, равно как и судьбы отдельных людей.

Со времен андалузского мыслителя ‘Абд ар-Рахмана Ибн Халдуна (ум. 808/1406) история рассматривается многими учеными не как совокупность бессвязных фактов, а как процесс развития и упадка обществ и государств, который поддаётся осмыслению и подчиняется определенным законам. Однако сама идея постижения истории теряет всякий смысл вне концепции предопределенности бытия, происходящих событий и окружающих нас явлений. Непосредственно связанная с верой в Творца, обладающего совершенным могуществом и безграничным знанием, данная концепция предполагает существование Божьего замысла, который претворяется в жизнь Его созданиями.

Известный сподвижник пророка Мухаммада ‘Умар ибн аль-Хаттаб однажды сказал: «Мы убегаем от одного, определенного Богом, к другому, определенному Им же [реализуя право свободы выбора]».

«Аллах (Бог, Господь) [бесследно] стирает то, что пожелает [например, зло, которое неотвратимо шло нам навстречу по написанному в Хранимой Скрижали, но в последний момент, по милости Творца, было неожиданно удалено с нашего пути через благой поступок [молитву или любое добро, благо], и укрепляет [либо закрепляет то новое, что в результате выбора человека должно произойти с Божьего на то благословения, либо делает неизменным написанное в Скрижали ранее]. И у Него [Повелителя миров] – Основа Книги [Хранимая Скрижаль; божественное знание и полная осведомленность]» (Коран, 13:39).

Данный аят раскрывает неописуемые мирские возможности, невероятным образом расширяет горизонты и предоставляет шанс сбросить с себя тонны безнадежности, апатии, инертности и подавленности и стать по-настоящему человеком, участвующим в обустройстве своего мирского и вечного благополучия, полагаясь на милость, прощение и безграничную мощь Творца.

В пояснение к нему – слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Воистину, человек [может] лишиться удела [того или иного блага] в результате совершения греха! Ничто не может остановить уже определенное (предопределенное) [например, что-то плохое, находящееся по воле Творца рядом или идущее нам прямо навстречу], кроме мольбы-ду‘а [ничто не сможет столь эффективно поспособствовать удалению беды, кроме как сердечная обращенность к Богу]. Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности]» (хадис от Савбана; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима).

 
  1. Что такое добро и зло?

Р.Ф.: Будучи людьми, мы основываем свое понимание добра и зла на том, как мы себе это представляем или об этом думаем. Человеческий опыт, однако, во многом ограничен: многие вещи и события, которые поначалу кажутся хорошими, могут в конечном итоге оказаться злом, как и наоборот. Истинное знание есть то знание, которое не поддается ограничениям, и оно есть только у Бога. Коран четко указывает на то, что Бог является единственным, кому дано определить добро и зло. Поэтому наши понятия добра и зла могут быть заблуждением: «Однако вполне возможно, что вам не нравится то, что вам приносит добро, и вы любите то, что несет вам зло. Бог знает, а вы нет» (Коран, 2:216).

Определения добра и зла, которые дает Ислам, основываются на смысле сотворения и значения человеческой жизни. Как уже отмечал, конечная цель жизни человека – это достижение духовного совершенства посредством веры в Бога (иман), знания Бога (марифатуллах), любви к Богу (мухаббатуллах) и поклонения Богу (ибадат). Соответственно, все то, что приближает человека к Богу и идет ему на благо в другом мире, есть добро, в то время как все то, что отдаляет человека от Бога, вызывая тем самым Его гнев, есть зло.

Оставив эти определения в стороне, можно заметить, что кое-что из того, что мы считаем злом, в действительности оказывается добром, если оно приближает нас к Богу. К примеру, болезнь может рассматриваться как зло, однако человек, который терпеливо проходит испытание этой болезнью, вырастает до высокого духовного уровня и становится ближе к Богу.

«Всякая беда поражает лишь по воле Аллаха» свидетельствует Коран (64:11).

Благосостояние и здоровье могут считаться добром. Однако, если они толкают человека погрязнуть в мирских соблазнах и забыть Бога, то они становятся для этого человека злом: «Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть: разве ты будешь над ним надсмотрщиком?» (25:43).

 
  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

Р.Ф.: Каждый человек практически со дня своего рождения стоит перед выбором. Мы выбираем продукты питания, одежду, автомобиль, место отдыха, выбираем место для строительства дачи, мужчина выбирает спутницу жизни, а женщина супруга. Мы выбираем имена нашим детям, выбираем для них детский сад, школу, пытаемся потом помочь им с выбором ВУЗа и т.д. У каждого из нас есть выбор… Но результаты избравшего тот или иной шаг на своем жизненном пути не всегда радует и устраивает. Наша жизнь – это наш выбор.

 
  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

Р.Ф.: Когда гражданин в рамках своего государства, страны имеет свободу совести и вероисповедания, находится под защитой законодательства, имеет право и возможность на получение медицинской помощи и социальной защиты, также имеет возможность получить хорошее образование, трудоустроиться, а государство в его лице имеет гражданина, который любит свою страну и трудится для ее развития, свое будущее и будущее своих детей связывает только с ней, то такие отношения можно называть идеальными.

Государство и его законы есть средство обеспечения естественных и основных прав всех своих граждан. В условиях действия закона, защищающего основные права и свободы человека, для всех мусульман является не только гражданским, но и религиозным долгом соблюдение норм законодательства своей страны как высшего договора между гражданами. Неисполнение действующего общественного договора – закона – и вытекающих из него гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных общин к участию в каких-либо незаконных акциях гражданского неповиновения и мятежа греховны и недопустимы.

«Поистине, страшнее убиенья – гнет и смута» свидетельствует Коран (2:217).

Гнет, диктатура противны Исламу, но мудрость Всевышнего такова, что, по Его слову, смута, порождаемая разного рода революциями и мятежами, оказывается страшнее убиения. Иногда лучше терпеть плохой режим ради того, чтобы не было еще худшего – смуты гражданской войны, которая не щадит никого. Полноценная человеческая жизнь, дающая возможность деятельно исповедовать свою веру, в иерархии ценностей важнее идеального государственного устройства.

Свое несогласие с правительством или с местными властями по любым вопросам мусульманин, как и каждый гражданин, может выражать только в рамках действующих договоров – законодательства, всячески избегая акций, способных нарушить общественное согласие и мир, привести к кровопролитию и беспорядкам: «Аллах повелевает справедливость, благодеяние и щедрость к близким, Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт» (16:90).

Тем не менее, при любом государственном строе и любом политическом режиме должны быть гарантированы основные права и свободы человека. Только в этом случае государственная власть может быть не только легальной, но и легитимной, т.е. признанной своими гражданами.

 
  1. Что такое любовь?

Р.Ф.: Любовь – это то, что придает нашей жизни вкус, радость, веселье и счастье. Сущность нашего бытия пропитана флюидами любви. Способность любить – это величайшее благо для человека. Любовь – это то качество, которое заставляет душу стать щедрее как с материальной, так и с духовной точек зрения: люди жертвуют самым дорогим, что у них есть, только во имя любви. Только ради любви люди способны совершать невозможное, и лишь сила этой любви может заставить человека пожертвовать самым дорогим, что у него есть, и нередко даже жизнью…

Человек склонен любить то, что ему ближе всего. А для верующего нет ничего и никого ближе его Господа. Когда в сердце верующего крепнет любовь к Господу, эта любовь перерастает в любовь к пророку, а затем уже ко всем творениям Всевышнего. И этот любовный круг становится источником исцеления и милости для душ…

 
  1. Что происходит после смерти?

Р.Ф: Для меня, как для человека верующего, смерть – это не исчезновение, а переход в другое измерение – переход в жизнь вечную. Глядя на происходящее во Вселенной и получая назидание, человек понимает, что в этом мире проходит все – всех ожидает неминуемый конец – смерть: «Всякий живущий на земле – смертен» говорит Коран (55:26). «Каждый человек вкусит смерть…» (21:35)

Человек обманывается мирской жизнью… И даже видя сцены смерти в своей жизни каждый день, он считает, что она далека от него, и по-прежнему считает себя хозяином всего того, что каждый миг может потерять.

Сутью мирской жизни для верующего человека является прожитая им в служении Господу жизнь, которой Он остался бы доволен, заслуживая, тем самым, счастье жизни вечной…

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

Нравится
Поделиться