Марина Мчедлова: уход универсализма из мышления актуализирует частности и партикулярности

Ноябрь 29, 2019

 

Интервью с Мариной Мирановной Мчедловой, доктором политических наук, профессором, заведующей кафедрой сравнительной политологии РУДН, главным научным сотрудником центра «Религия в современном обществе» ФНИСЦ РАН.

 

Уважаемая Марина Мирановна, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли философии и, может быть шире – о способности человека иметь ценности.

Мир велик, мир развивается – его динамики и трансформации актуализируют проблемы переосмысления ответов даже на те из вопросов, которые, казалось, давно получили решение и стали классикой. – Получается, что каждый человек, каждое поколение, заново перескладывает этот ребус и решает загадку – что же это такое Мир, Человек, Ценность и каковы / почему они такие, как представляются? – человек всякий раз заново всматривается в эту причудливую картинку калейдоскопа и пытается ….

 

В.Ш.: Уважаемая Марина Мирановна, как Вы полагаете, что пытается в этом своем вглядывании / вопрошании понять человек, что различить, а главное, на Ваш взгляд, зачем?

 

М.М.: Главное – это объяснить и оправдать конечность бытия, а если уж и пытается что-то разглядеть, так это – себя самого.

 

В.Ш.: Марина Мирановна, а из всего спектра многообразных значимостей, какие вопросы и проблемы в обществе начала XXI в. можно отнести к философским? Ведь если мир не является статичным – даже такие понятия как «традиционность» и «модернизм», да и собственно понятие «ценность», в каждую эпоху / период имеют свое конкретное содержание – постоянно уточняются объемы понятий (содержание), т.е. мы активно экспериментируем с формо-образованием, аксиоматиками явлений, можно предположить, что в таком мире должно измениться и представление о Философии – она теперь далеко не только практикующая созерцание педагогика. Что она теперь? А может время философии и философствования и вовсе ушло – может она умерла, а в мире остался лишь ее образ, с которым продолжают играть лишь ренегаты? А может в мире уже появилось или скоро появится нечто более возвышенное и привлекательное, чем философия?

 

М.М.: Может быть, что-то и появится, но к вечным вопросам не прибавится ни одного нового. Благо, Красота и Истина – рациональные формы аксиоматики, включающие все традиции западной рациональной цивилизации и мышление, конечно же. Осмыслять в небинарности, может быть, и будет развитием, или хотя бы расширением границ?

 

В.Ш.: Если говорить о горизонтах бытия – границах пространства, границах человека и его мира, – эти границы и горизонты, на Ваш взгляд, чем и как обеспечены? И если допустить, что слово (мысль) – это не означаемое и означающее, а инструмент, каким человек орудует в природе(ах), среде / пространстве(ах), «удлинняющий его руку», чем тогда будет то, что мы называем «философский вопрос»? И в целом, вообще, есть ли такой феномен как «философский вопрос» – не симулякр ли это, а может и того причудливее – не покемон ли?

 

М.М.: То есть возможность познания сразу, целокупно? Через чакру сахасрара? Или откровением? Вполне может быть, что человек откажется от рационально-понятийного способа познания мира, но тогда ведь и сам мир должен будет измениться…

Отказавшись от разума и технологий? Тогда будет как в «Дюне» .

 

В.Ш.: Философия, как и любая другая отрасль знаний, инструментальна – должна развиваться, чтобы быть качественным и эффективным, востребованным, инструментом даже в смысле того, чтобы обеспечить региональное (уникальное) в глобальном (всеобщем), а с ними – и целое, если, конечно, эта категория будет сохранять функциональную и ценностную значимость. Этническое, национальное, как известно, – это ценностно (мировоззренчески и идеологически) обеспеченная уникальность. Уважаемая Марина Мирановна, как Вы полагаете, эти уникальности – практики, стратегии и тактики синергийно-холистских установок, или что-то иное? И в этом смысле, учитывая тот эпохальный формационный сдвиг – вхождение в информационную эпоху, с неизбежной перестройкой системы миропорядка, какие интенции в Мире будет набирать силу – о развитии, автономизации автохтонных философских доктринах и системах, например, этно-национальных / народностно-племенных – африканских, семитских, славянских, индейских, etc. философий, или с учетом более высоких уровней систематизации – например, мусульманской, христианской, буддийской, etc., или Западная и Восточная, – ведь в основу классификации мы всегда полагаем некие критерии? – Какие, на Ваш взгляд, принципы и подходы к конструированию будущего окажутся востребованными?

 

М.М.: Уход универсализма из мышления актуализирует частности и партикулярности. Если время универсальных систем ушло, то, наверно, и смена онтологии – линейность на плюральность – может выстроить и различные способы рефлексии. Хотя, я думаю, что они будут закрыты как монады вследствие универсализма законов разума (ну или предустановленной гармонии)

 

В.Ш.: Марина Мирановна, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем. Мир модернизируется – мы экспериментируем не только с формами, но и сознанием. Какие, по Вашему мнению, категории будут определять границы мировосприятия, какие существенные изменения в общественном сознании нынешних постиндустриальных обществ, можно ожидать в ближайшие время – что человеку / человечеству, с одной стороны, удастся решить, а с другой – с какими издержками придется столкнуться?

 

М.М.: В зависимости от того, в каких координатах мы находимся – откуда смотрим: утопии или антиутопии. В первом случае, границы мировосприятия могут не определяться или воспринимается в ином пространстве-времени. Во втором – они будут единичны, т.е. везде, в каждой точке.

 

Дорогая Марина Мирановна, благодарим Вас за эту содержательную и емкую беседу.

Пользуясь случаем, хотелось бы реализовать еще один важный элемент, связанный с Днем Философии – он нечаянно возник в 2016 г. по инициативе наших студентов ИГСУ РАНХиГС, – блиц-интервью по 10 вопросам мировоззренческого характера:

  1. Какова природа Вселенной?

М.М.: бесконечна.

 

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо – в чем его смысл / значение?

М.М.: неопределяемо в нашей ограниченности и недоказуемо.

 

  1. Каково место человека во Вселенной?

М.М.: часть целого.

 

  1. Что такое реальность?

М.М.: J ни один философ не ответит…

 

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

М.М.: цель, или ее отсутствие

 

  1. Что такое добро и зло?

М.М.: категории и реальность.

 

  1. Почему наша жизнь такая, как она есть?

М.М.: потому что мы так ее воспринимаем.

 

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

М.М.: без комментария

 

  1. Что такое любовь?

М.М.: без комментария

 

  1. Что происходит после смерти?

М.М.:  без комментария

 

 

Интервью подготовил:

Шмидт Вильям Владимирович – директор Центра религиоведческих и этнокультурологических исследований и экспертизы Кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться