Аюша Эрдынеев: несмотря на довольно высокий уровень материального развития, слишком многим недостает внутреннего покоя

Декабрь 4, 2019

Интервью с доктором буддийской философии Аюша Итигиловичем Эрдынеевым

Е.П.: Религия всегда в той или иной мере является субъектом политических отношений, включая конфликты. Как вы считаете, почему человеку / человечеству так и не удается продвинуться в преодолении религиозных разногласий? Что, на Ваш взгляд, является препятствующим фактором на пути к умению человека мирно решать конфликты – договариваться и следовать этим выработанным нормам и принципам – этим ценностям?

А.Э.: Все крупнейшие религии мира обращены к людям, а поскольку человеческие взаимоотношения основаны на сострадании и любящей доброте, именно эти качества должны помочь в преодолении разногласий. Мы можем найти различия в философских подходах, однако все они подразумевают одинаковые методы претворения в жизнь послания любви.

Появившись на свет, мы выживаем благодаря доброте наших матерей. Чем бы мы ни занимались в дальнейшем, какого бы положения ни добились, наша жизнь начинается с доброты и на всем ее протяжении мы выживаем благодаря поддержке окружающих. – Не понимание этих принципов является препятствующим фактором к миру. По этой причине нам следует уделять больше внимания взращиванию таких общечеловеческих ценностей, как любовь и сострадание.

Современное образование ориентирует на достижение материальных целей и мало времени отводит гуманитарным, общечеловеческим ценностям. Тысячелетиями в Индии бытуют традиции ахимсы (ненасилия) и каруны (сострадания): если вы заботитесь о других, разве сможете вы причинить им вред? Именно поэтому ахимса – надлежащее поведение, а каруна – надлежащая мотивация.

Будда был одним из многих, кто принял эти ценности. Будда, рожденный в царской семье, отказался от жизни во дворце, практиковал в уединении медитацию и достиг пробуждения. Истина о реальности, которую он постиг, настолько отличалась от общепринятых в то время взглядов, что поначалу он не решался учить ей других – и это произошло несколько позже.

В наши дни, несмотря на довольно высокий уровень материального развития, слишком многим недостает внутреннего покоя. Один из способов противостоять гневу, зависти и духу соперничества – взращивать ценности ненасилия и сострадания к другим. Умение разумно справляться с эмоциями никогда не утратит актуальности. Применяя такие знания, мы научимся обуздывать гнев и достигнем покоя ума.

Что же до препятствующих факторов для мирного решения конфликтов – гордыня, – не желание видеть конфликт со стороны, отсутствие взаимодействия.

Е.П.: 2 августа 2018 г. был утвержден профессиональный стандарт «Специалиста в сфере национальных и религиозных отношений». В нем были определены трудовые функции, основные навыки и умения – базовые компетенции и квалификационные уровни для специалистов данного профиля. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы эффективно справляться с поставленными задачами?

 

А.Э.: Доброта, искренность, нравственность, компетентность, трудолюбие, рассудительность, инициативность, внимательность, ответственность.

Доброта может быть ограниченной, предвзятой, односторонней. Это уже лучше, чем зловредность. Но в данном случае мы этот вид даже не берем в расчёт.

Итак, доброта может быть направленной на всех существ: когда перед взором специалиста данного профиля предстают страдающие существа – он должен стремиться избавить существ от всех этих страданий. Это «доброта или милосердие, направленное на существ».

Далее, когда он уже постигнет тонкое непостоянство, и для его страдания нет необходимости в видении явных страданий существ, он сострадает им в силу того, что они охвачены всепронизывающими страданиями обусловленности. То есть, его сострадание постигает качества (дхармы) существ, и это – уже «сострадание или доброта направленная на дхармы».

Далее – постигший истинную природу вещей, или дхармату, или пустоту. Специалист данного профиля должен развивать своё сострадание до такого уровня, что ему не будет необходимости в каких-то внешних условиях в виде страданий или качеств существ. Это величайшее из состраданий является спонтанным, это естественное качество его ума, и это называется «безусловным милосердием или состраданием»… И всё это можно назвать «добротой». Такая величайшая доброта едина с мудростью, постигающей пустоту и, включая в себя аспекты и метода, и мудрости, является единственным и всем, что необходимо для дальнейшего развития, вплоть до Пробуждения.

Уверен, специалист данного профиля должен все это понимать и стремиться в меру своего разума к осуществлению.

 

Е.П.: Несмотря на то, что Российская Федерация является светским государством и религия отделена от государства, данные институты находятся в тесном взаимодействии: некоторые настаивают, что в стране нарастают тенденции религиезации политики (клерикализации), а иные наоборот – что идет процесс идеологизации и политизации религиозной сферы. Как Вы полагаете, какие действия (механизмы, события и/или решения) могли бы снизить уровень конфликтности (противоречий) и оказать влияние на устойчивое воспроизводство данной сферы отношений?

А.Э.: На мой взгляд, каждый гражданин, как верующий человек, должен верить своим сердцем и делает это он, прежде всего, перед собой, своей совестью и по правилам религии. Ему не важно, как он выглядит в глазах других людей – какова чужая оценка – это осуждение или похвала. Для верующего человека важна суть веры, он вглядывается в неё, ищет её, отыскивает смыслы, оценивает все и, в первую очередь, себя.

 

Е.П.: В религиозных конфликтах, как правило, участвуют люди, которые определяют себя как верующие и эта их позиция (установка) зачастую даёт большое пространство для самых разных спекуляций, включая и диффамацию, а иногда и дестабилизацию системы общественно- и государственно-религиозных отношений. Если возможно, как бы Вы определили понятие «верующий» – какие признаки являются важными?

А.Э.: Какой религии придерживаться – личное дело каждого. Но есть общая для всех практика – это практика любви. В христианстве, например, говорится о вере в Бога, которого считают творцом всего сущего. Наша собственная жизнь – творение Бога. Вы полностью вверяете свою жизнь в руки Бога, и это ослабляет присущий нам эгоцентризм. Бога описывают как безграничную любовь, а потому человек, верующий в Бога, должен развивать в себе эту безграничную любовь.

Если мы возьмем другие религиозные традиции, как, например, буддизм и джайнизм, то в них нет концепции Бога-творца. Говорится, что мир возник в силу закона причинно-следственных связей. Причина влечет за собой результат и так далее… – здесь прослеживает значительное сходство с теорией Дарвина. Согласно этой философии, если вы причиняете вред другим, то получаете отрицательные результаты, а если помогаете другим, то извлекаете пользу для себя. Положительные результаты возможны, если вы совершаете благие деяния. Отрицательные возникают из-за дурных деяний. – Все определяется совершаемыми действиями.

Действия человека связаны с его эмоциями, а потому любое действие, совершенное под влиянием положительных эмоций – любви и доброты, – становится благими, и вы получаете положительные результаты. Отрицательные же эмоции – зависть, гнев, ненависть – подталкивают нас к неблагим деяниям, которые влекут за собой отрицательные результаты. – Таково действие закона причинно-следственной связи. Концепция Бога-творца отсутствует, но эффект тот же – этот подход также ослабляет присущий нам эгоцентризм.

 

Е.П.: При возникновении то ли конфликта, то ли противоречия, мы осознаем потребность либо в изменении среды, в которой мы находимся, либо потребность в личных изменениях. Чтобы вернуть баланс в систему отношений, мы подбирает подходы и средства (методы), которые могут быть эффективными, или пытаемся совершенствовать существующие. В случае с государственно-религиозными отношениями существует ли проблема трансформаций / модернизации этой системы, в том числе и за счет самих участников, или религия – это фундаментальное явление, и проблемы регулирования этой сферы относятся к функциям высшего порядка? Что бы Вы включили – какие позиции и пункты – в Национальный плана действий в области прав человека в части обеспечения права на свободу совести и убеждений?

А.Э.: В современных реалиях глобализация оказывает значимое влияние на все страны и уголки мира, навязывая стандарты и стили поведения, определенные образы мышления, что порождает множество противоречий, вплоть до кризиса морально-нравственных ценностей, которые в разных уголках земли иногда приводят к конфликтам – обострению социальной, межэтнической и межрелигиозной напряженности.

Многие народы пытаются сохранить свою уникальную культуру, ценности, религиозные воззрения, и этот запрос напрямую направлен к государству, его политике. Часто государство использует его в мобилизационных целях, превращая в популизм и, взаимодействуя с религией, пытаясь получить определенные политические бонусы.

На мой взгляд, сфера государственно-религиозных отношений – деликатная область, требующая последовательности, терпения и ответственности.

В первую очередь, религиозные объединения страны должны действовать в рамках законов и конституции, направлять свою деятельность на укрепление многонационального государства, межэтнического и меж конфессионального мира и согласия.

Государство, в свою очередь, должно следить за социально-экономическим положением, так как именно оно может подготовить почву для возникновения религиозного недоверия, неприязни и нетерпимости.

Государственная политика должна быть последовательной, а структуры, работающие в межконфессиональной сфере, должны продвигать идею повышения уровня религиозной грамотности и религиозной культуры не только населения, но и служителей культа. Государство должно вести политику против радикализации, экстремизма и терроризма совместно с религиозными объединениями, основываясь на демократических и правовых принципах. Бездействие и изоляция от этих важных вопросов может привести только к ухудшению ситуации. Но действия не должны быть кардинальными, ведь каждая религия направлена на прощение, исправление, принятие заблудившихся и наставление их на праведный путь.

На данный момент, Национальный план действий в области прав человека до сих пор не принят, но о необходимости его принятия неоднократно высказывался как Глава государства, так и Совет по правам человека. На мой взгляд, там должны быть отражены пункты, связанные с современным трендом – цифровизацией общества.

В первую очередь, это касается защиты личных данных, защиты интересов религиозных объединений в цифровом пространстве, но и другие, связанных с их деятельностью в сети интернет, вопросы вполне могут оказаться в этом перечне.

 

Уважаемый Аюша Итигилович, благодарим Вас за этот увлекательный разговор.

 

Интервью подготовила: Поканинова Елена Борисовна, д-р философских наук.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться