Семейные истории РАНХиГС. Телеведущий Роман Бабаян и его сыновья – об обучении в Академии, журналистике и творчестве

Август 4, 2020

В РАНХиГС обучаться можно всю жизнь: поступив однажды в Лицей Президентской академии, можно продолжить обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, MBA, EMBA, DBA и так далее. В Академию нередко поступают целыми семьями: родители преподают или проходят профессиональную переподготовку, их дети обучаются на различных программах. Корреспондент сайта Академии побеседовал с известным российским тележурналистом, депутатом Мосгордумы Романом Бабаяном и его сыновьями Георгием и Германом, которые являются студентами Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, о выборе вуза и специализации, а также о хобби и планах на жизнь.


Георгий Бабаян:

– Георгий, расскажите немного о себе. Чем вы сейчас занимаетесь? 

– Меня зовут Георгий Бабаян, мне 25 лет и я – радиоведущий и корреспондент телеканала RT, программы «Прекрасная Россия бубубу», которая выходит на YouTube.

– Если говорить о ваших студенческих годах… Как и почему вы решили поступать в РАНХиГС?

– Изначально я не планировал поступать в РАНХиГС. У меня был четкий прицел на поступление в МГЛУ – я собирался стать военным переводчиком. Когда началась пора дней открытых дверей в вузах, мы с мамой начали «обход». Когда мы пришли в МГЛУ, я почувствовал какое-то напряжение и понял, что душа у меня к этому месту не лежит. Хотя я долго готовился к поступлению туда, ходил на курсы, подтягивал английский язык, меня специально готовили к внутреннему экзамену. Мы сходили еще в несколько университетов, одним из них был РАНХиГС. Помню, я тогда зашел в тогда еще не отремонтированный первый корпус. Он был такой максимально «советский», от него веяло, по моим ощущениям, имперской мощью. Мне понравился масштаб и внутренняя атмосфера. Тогда же мы попали на выступление директора Института государственной службы и управления (ИГСУ) Игоря Нязбеевича Барцица. Он выступал в своем стиле: с юмором и приколами, очень интересно рассказывал про образовательные программы. Тогда я и понял, что хочу учиться именно здесь. Мне в Академии понравилось все: и здания, и преподаватели, и особенно возможность получить двойной диплом. Тогда мне подвернулась российско-испанская программа «Информационно-аналитическое обеспечение международного сотрудничества» в ИГСУ. Мне показалось это интересным, так как я закончил испанскую школу и меня интересовал испанский язык. Тогда же я отбросил все остальные варианты, и в первый же день, как получил на руки результаты ЕГЭ, подал документы в Академию и стал ее студентом.

– Расскажите свои самые яркие впечатления студенческой поры.

– Самый яркий момент, который сразу приходит на ум – это когда сборная ИГСУ, где я играл, стала чемпионом Академии по футболу. У нас была сильная команда – мы в упорной борьбе обошли команду другого института в серии пенальти. Мы потом еще долгое время ходили с высоко поднятыми головами: «Смотрите все – мы, ИГСУшники, чемпионы!».

В целом, богатая внеучебная жизнь – это тоже один из факторов, из-за которых я выбрал именно Президентскую академию. В Академии очень развит спорт и различные клубы, активности – и тут самое важное даже не успеть везде поучаствовать, а сама гипотетическая возможность принять участие в чем угодно, попробовать себя в разных направлениях.

– Почему вы выбрали специализацию, связанную с информационно-аналитическим обеспечением международного сотрудничества? 

– Когда я поступал на российско-испанскую программу, всего было два направления: «Управление международными проектами и программами» и мое направление. Я, общаясь со своими однокурсниками, выяснил некую закономерность – когда абитуриенты слышали слово «управление», они представляли себе, что через четыре года станут «рулить» отечественным офисом Google как минимум. А меня лично никогда не привлекало управление, я никогда не мечтал стать каким-то крупным медиаменеджером. Мне по душе больше анализировать какие-то процессы. Собственно, поэтому я и остановился на этом направлении и, честно скажу, не пожалел. 

– Как бы то ни было, жизнь все равно повернула вас в сторону журналистики еще во времена студенчества. В 2017 году, во время защиты преддипломной практики, вы представили комиссии собственный телерепортаж на канале ТВ-Центр. Помните ли, о чем был тот репортаж?

– Всю мою жизнь меня склоняли к журналистике и говорили: «пойдешь по отцовским стопам». Скажу честно, я всегда отнекивался. Допускаю, что это мог быть какой-то юношеский протест, но я никогда не хотел быть журналистом. В итоге, к третьему курсу, можно сказать, я сдался, и меня стала привлекать эта профессия. Я сказал отцу, что хочу попробовать, и он устроил меня на практику в службу информации телеканала «ТВ-Центр». Две недели я практиковался как редактор новостей, две недели – корреспондентом. В итоге, мне показалось интереснее работать корреспондентом. Я понял, что это одна из самых интересных работ в мире, потому что каждый день картинка перед глазами меняется: сегодня ты снимаешь сюжет в больнице о борьбе врачей с коронавирусом – и ты сам отчасти попадаешь в шкуру врача, завтра едешь на полицейский рейд – и ты отчасти полицейский. Постоянная смена картинки – потрясающее ощущение.

Что касается моего первого сюжета, это была история про ветеранов, которые жили в деревне в Солнечногорске в покосившейся халупе. Дедушке было около 100 лет, бабушке – около 95 лет, и она была парализована. Мы записали сюжет об условиях их жизни с целью помочь им переехать в нормальную квартиру. На следующий день говорили с районной администрацией. Итог этой работы был таков: другие федеральные каналы заинтересовались этой историей, она получила огласку, и спустя несколько месяцев удалось помочь и организовать переселение в квартиру. К большому сожалению, дедушка не дожил до этого момента. Тогда я ощутил, что работа журналистом крайне полезна и важна для общества.

Отмечу, что на телевидении нет особой цели брать на работу «по блату». Такие случаи, конечно, есть, но это, я думаю, бич не только сферы телевидения. Если человек просто просиживает штаны и не любит свою работу, никакого ошеломительного успеха не будет. Лично у меня горели глаза по отношению к моей работе, и это заметили.

У меня есть еще одна интересная история о том, как можно получить работу студентам. На первом курсе я проходил практику в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), в аналитическом отделе. Спустя много лет, примерно год назад, меня пригласил на работу своим заместителем мой бывший руководитель из РСПП – он уже работает в правительстве Москвы. Я отказался. Но это в очередной раз доказывает, что, проявляя свои способности и настойчивость на практиках и стажировках, можно по итогу получить неплохую должность, пусть и спустя несколько лет.

– Расскажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы ему доверили стать ведущим на радио или телевидении?

– Я затрудняюсь ответить. Можно было бы сказать, что ведущий должен обладать безупречной дикцией – однако, как показывает практика, это не совсем так. Часто можно встретить ведущих на радио и ТВ, которые ею не обладают, но при этом являются безусловными профессионалами своего дела. Наверное, у человека должен быть хорошо подвешен язык – нужно уметь грамотно формулировать мысли. Однако, этот навык можно наработать с опытом – это не то, что дается свыше. Ну и банально – нужно быть эрудированным, чтобы суметь поддержать разговор с абсолютно любым человеком.

– Как известно, Ваш папа – Роман Бабаян – известный в стране журналист и ведущий. Скажите, обращаетесь ли вы за профессиональными советами и наставлениями к своему папе?

– Да, конечно, обращаюсь. Если абстрагироваться от того, что он мой отец, он действительно профессионал с большой буквы. Когда имеешь такого наставника рядом, глупо не обращаться к нему за советом. Я всегда стараюсь прислушиваться к его рекомендациям.

– Какие у вас планы на будущее в карьерной сфере?

– Наверное, совершенствоваться в своем мастерстве, как бы громко это ни звучало. Ну а если говорить о мечтах – хотелось бы свою авторскую программу на радио, на ТВ.

– Что бы вы могли пожелать студентам Президентской академии, и, в частности, студентам, мечтающим стать известными журналистами?

– В первую очередь, хотел бы пожелать не стремиться к известности. Я, конечно, известным журналистом себя не считаю – мне до этого еще переть и переть. Как мне кажется, надо любить то, чем ты занимаешься. Поступать туда, где будет интересно учиться. Когда любишь свое дело, успех и известность станут следствием.

Коллегам-журналистам хочется пожелать внимательно слушать преподавателей – они у нас очень классные. Я сам сейчас учусь в аспирантуре по журналистике в ИГСУ РАНХиГС – и могу сказать, что я в восторге.

 

Младшему Бабаяну, Герману 19 лет, он учится в ИГСУ РАНХиГС на факультете международного регионоведения и регионального управления на программе «Управление международными проектами и программами». В свободное от учебы время играет в футбол, занимается сапсерфингом, а еще играет на гитаре.

– Расскажите, почему вы решили поступать именно в Президентскую академию? Как выбирали программу?

– Я выбрал РАНХиГС из-за атмосферы. Кроме того, меня привлекла возможность обучения за рубежом – так как программа российско-испанская, я выбрал ее для того, чтобы получить возможность пожить и поучиться в Европе и прочувствовать ее атмосферу изнутри.

– Советовались ли с папой или братом, когда выбирали вуз и специальность?

– Конечно! Но даже не столько с папой, сколько со старшим братом Георгием. Папа принял бы любое мое решение, а вот брат мне детально рассказывал, как происходит учеба в Президентской академии и на основе его рассказов я понял, что хочу поступить именно сюда.

– Что вам нравится в выбранной специальности?

– Вы знаете, буквально во время семестра, который совсем недавно завершился, нам преподавали предмет «теория управления». Когда я ходил на пары, готовился к сессии и слушал преподавателей я понимал, что это и правда очень интересно. Помимо того, что нас учат управлять, нам дают также очень мощную гуманитарную базу – история, география, иностранные языки.

– Расскажите об одном самом ярком воспоминании из внеучебной жизни в Академии.

– Я участвовал в двух крупных внеучебных мероприятиях на первом курсе – они были такие классные! Мы должны были придумать какую-то сценку, спеть песню или станцевать. Я очень люблю такие мероприятия, потому что я человек творческий, и у меня к такому лежит душа.

– Что нравится в студенчестве и в обучении в Академии, в частности?

– Насчет плюсов студенчества – могу сказать, что это чуть большая независимость от окружающих и от обстоятельств, чем в школе. А что касается Академии – мне очень нравятся наши преподаватели. Буквально с первого семестра я увидел, что преподавательский состав у нас исключительно профессиональный. Они любят свое дело и с горящими глазами им занимаются каждый день. С хорошими преподавателями учиться всегда легче.

– Как вы уже сказали, одно из ваших хобби – занятия музыкой. Планируете ли когда-нибудь стать популярным артистом?

– Сказать, что планирую стать мегапопулярным артистом, не могу, но точно планирую писать собственные песни. А популярность была бы приятным бонусом, скажем так.

– Вы год прожили в Испании. Расскажите, как так получилось?

– Программа, на которой я обучаюсь в Институте государственной службы и управления – российско-испанская. Она подразумевает получение двух дипломов, Президентской академии и университета Валенсии. Обучение включает в себя двухгодичное проживание в Валенсии. Собственно, на втором курсе мы с однокурсниками получили студенческие визы и улетели в Испанию учиться.

Во-первых, в глаза сразу бросилось совершенно иное отношение преподавателей к студентам. Оно не хуже и не лучше – оно просто другое. Если наши отечественные преподаватели зачастую идут навстречу студентам, где-то могут помочь, то испанские преподаватели, как только заканчивается семинар или лекция – испаряются. У них очень строгое отношение к работе, во внерабочее время они не работают.

Во-вторых, жизнь и обучение в Испании совершенно иные. Валенсия – маленький город, люди никуда не торопятся. К этому было тяжело привыкнуть после Москвы, в которой все куда-то постоянно бегут, суетятся.

– Ваш старший брат нам рассказал, что на первых курсах учебы всячески отнекивался от профессии журналиста. Не допускаете ли вы вероятность того, что и вы спустя какое-то время решите пойти по стопам папы и старшего брата?

– Конечно, такую вероятность я допускаю. Но, честно говоря, сейчас, на первых курсах вуза поступаю ровно также, как и мой брат – отнекиваюсь.

– Какие у вас дальнейшие планы в образовании и карьере?

– Для начала хочу просто получить диплом. А там уж посмотрим – возможно, захочу попробовать себя в каких-то более творческих специальностях.

– Какой совет можете дать своим сверстникам?

– Я за свою относительно недолгую жизнь всегда придерживался принципа: «найди свое место и постарайся не занять чужое». Пожалуй, именно это я и посоветую.

 

Роман Бабаян:

– Советовались ли с вами сыновья, когда выбирали вуз и специализацию?

– Когда мой старший сын выбирал, куда поступать после окончания школы, не могу сказать, что я активно ему советовал поступать именно в РАНХиГС. Георгий в школе изучал испанский язык, и хотелось это использовать. Мы остановились именно на Президентской академии, потому что Георгий посетил Академию, пообщался с представителями приемной комиссии и сказал, что ему там понравилось.

Я своим сыновьям всегда советовал: постарайтесь выбрать профессию, которая приносила бы удовольствие. Желательно – на протяжении всей вашей жизни.

– Почему, как вам кажется, оба ваших сына выбрали РАНХиГС?

– Ну, историю поступления старшего сына я уже рассказал, а что касается среднего – Германа – здесь все было значительно проще, ведь на тот момент его брат уже отучился в этом вузе и высказывался о нем положительно. Мы, конечно, обсуждали на семейном совете, в какой вуз он должен пойти. По результатам ЕГЭ он проходил в МГИМО. Он посетил и МГИМО, и Президентскую академию и заявил, что хочет учиться исключительно в РАНХиГС, потому что ему понравилась атмосфера вуза. Он тоже, как и его брат, выбрал российско-испанское направление, хотя не изучал испанский язык в школе.

– Какой главный совет в профессии вы бы хотели им дать? Следите ли вы за успехами сыновей? Чем из успехов, достижений сыновей особенно гордитесь?

– Я вижу, что Герман достаточно настойчиво занимается испанским языком. Характер у него такой, что, если он уж что-то решил, то обязательно этого добьется. Например, он всегда хотел научиться играть на гитаре. Нам этого стоило больших жертв: представьте, что на протяжении 24 часов в сутки он пытался что-то «изобразить» на своей гитаре, звуки это были, честно говоря, не для слабонервных. Но на сегодняшний день он овладел этим навыком. То же самое с испанским языком – я уверен, что он его выучит.

За успехами старшего сына я также пристально слежу. Я всегда делаю ему замечания и даю советы. Каждый день я вижу, что он прогрессирует и, конечно же, не могу не гордиться этим.

Я достаточно часто встречаюсь с молодежью, и совет для нее у меня всегда один – если вы выбрали себе какую-то работу, она обязательно должна приносить удовольствие. Понимаете, даже если человек получает огромную зарплату, но при этом он делает не то, что ему нравится и занимается нелюбимым делом – эта работа не принесет никакого результата. У человека не будет никаких перспектив, и рано или поздно он уйдет с этой работы. А если не уйдет, то просто будет мучиться всю жизнь.

Ребята, выбирайте профессию, которая вам нравится, даже если за нее не так много платят! Ситуация может измениться, и завтра, возможно, вы будете получать за нее намного больше. Это то, чему я учу и буду учить всех троих своих сыновей.

Источник: © РАНХиГС

Нравится
Поделиться