О международных программах бакалавриата ИГСУ РАНХиГС по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция». Рассказывает директор института Игорь Барциц

Август 3, 2020

Среди бакалаврских программ РАНХиГС выделяются международные программы, программы двух дипломов с европейскими университетами. Лидером по количеству и качеству их является Институт государственной службы и управления (ИГСУ), в котором реализуются программы с университетами Франции, Испании, Италии, Германии, Нидерландов. Корреспондент сайта поинтересовался у директора ИГСУ Игоря Барцица, почему именно здесь сложилась такая разветвленная линейка международных программ с университетами Европы, есть ли среди них его любимая программа, в чем преимущества и сложности в реализации таких программ. В интервью Игорь Барциц рассказал о программах двух дипломов по юриспруденции и о ряде программ с правовой направленностью по направлению «Государственное и муниципальное управление».


– Зачем, на ваш взгляд, программы двух дипломов нужны российскому образованию, российскому студенту? Что они дают конкретному обучающемуся?

– Международные программы бакалавриата – это вызов, но это также и новые возможности для университета и для конкретного студента.

Вызов и возможность для университета, так как сформировать линейку программ с иностранными университетами не просто. Это скрупулезный труд гармонизации учебных планов и стандартов, требований и языковой подготовки. Предшествует этому труду узнавание друг друга администрацией и профессурой российских и иностранных университетов-партнеров. Причем степень свободы и открытости российских университетов и профессуры зачастую существенно выше наших европейских коллег. Как минимум, мы значительно меньше отягощены стереотипами. Так, уже после хорошего знакомства с партнерами из одного из старейших университетов Европы и Испании я позволил себе шутку, что иногда мне кажется, вылетая в Москву, руководители этого испанского университета чуть ли не прощались со своими семьями в аэропорту Барахас, а их супруги, смахивая слезы, видели в своих мужьях героев, рискнувших жизнями ради межуниверситетского сотрудничества. Шутка не была понята – по заверениям испанских коллег, именно так все и было.

Открытость российских университетов вкупе с героизмом наших иностранных коллег привела к появлению целого ряда новых форматов. Так, под решением о создании Российско-французского университета стоит подпись Эммануэля Макрона в бытность его министром экономики Франции, а первым президентом РФУ была г-жа Фредерик Видаль, ныне министр высшего образования Французской Республики. В РФУ вошли крупные российские университеты (РАНХиГС, ВАВТ, РУДН, МИСИ, ИТМО), которые вместе с французскими партнерами дают возможность российским и французским студентам обучаться на совместных программах с возможностью получения двух (российского и французского) дипломов. В апреле 2019 года по весьма схожей модели был создан Альянс российских и испанских университетов.

За этими достижениями большой труд и руководителей университетов, ректора РАНХиГС В.А. Мау, ректора ВАВТ С.Г. Синельникова-Мурылева и многих сотрудников Академии. Управления международного развития, секретариата РФУ, Российско-французского центра ИГСУ под руководством Е.В. Пономаренко, Российско-испанского центра образовательного сотрудничества под началом О.В. Пироженко.

Вызов и возможность для студента, ведь такой формат имеет очевидные преимущества: административные (студент получает и российский диплом, и диплом иностранного университета); содержательные (унификация программ позволяет получить качественное образование, соответствующее требованиям и России, и Европейского Союза); финансовые – это неизмеримо дешевле полномасштабного обучения за рубежом. При этом студент, получая возможность обучаться по международной программе, опыт пребывания в иностранном университете, не теряет контакта со своей страной и семьей.

Подобные двусторонние бакалаврские программы – оптимальная основа для продолжения обучения в магистратуре. Здесь выбор еще шире. Это может быть и магистерская программа в иностранном университете, и совместные программы ведущих университетов России с их иностранными партнерами. Если количество программ двух дипломов российских и иностранных университетов можно пересчитать на пальцах, то перечень магистерских программ обширен, накоплен опыт их реализации.

– Как появляются программы двух дипломов? Есть ли любимчики среди них? Можно предположить, что как юрист вы должны быть неравнодушны прежде всего к программам по юриспруденции.

– Не имею права выделять любимые программы. У каждой из программ двух дипломов есть своя история, и, если угодно, даже легенда. Пример программ по юриспруденции, действительно, нагляден. И все же: программа ИГСУ «Международно-правовой профиль (с углубленным изучением иностранных языков и права европейских организаций») (совместно с университетом Лазурного берега, Ницца, Франция и Всероссийской академией внешней торговли (ВАВТ) была не только первой, но до недавнего времени единственной в России бакалаврской программой двух дипломов по юриспруденции.

В России очень хорошая дипломатическая школа, возможно, одна из лучших в мире, и сильная правовая школа, достаточно вспомнить М. Сперанского, Ф. Плевако, С. Алексеева, О. Кутафина. Мы готовим профессионально компетентных юристов. Но исключительно редки примеры программ с углубленным изучением языков (среди них можно отметить программы наших друзей из МГИМО), крайне редки программы двух дипломов, прежде всего на уровне бакалавриата. Если программы магистратуры с ведущими европейскими университетами существуют, то на бакалаврском, первом уровне образования – их единицы, первой из которых и была программа с углубленным изучением права европейских организаций, которую ведут РАНХиГС совместно со Всероссийской академией внешней торговли и французским университетом Ниццы София-Антиполис.

Мы надеемся, что выпускники программ Российско-французского университета смогут юридически выверенно и точно ответить на вопрос, которым часто задаются и российские, и европейские партнеры: что разделяет и что объединяет Россию и Европу. Начнем с того, что Россия, которую некоторые и в России, и за ее пределами пытаются «вытолкнуть» за пределы самого этого понятия — это значимая часть Европы, а Евросоюз, который пытается монополизировать весь континент, тоже его часть, но не весь континент. Что нас объединяет? Это — история, культура, экономика, право, даже ценности! Что разъединяет? Интересы. Я искренне надеюсь, что новое поколение юристов сможет найти объединяющий вектор, но для этого надо знать тех, с кем предстоит работать.

При разработке новых образовательных программ по юриспруденции с международным элементом, с углубленным изучением иностранных языков приходится сталкиваться со шквалом критических замечаний. Смысл их таков: зачем изучать хитрости работы европейских и американских юристов, корпеть над сложностями профессиональной лексики английского или французского языков, если выпускнику предстоит работать дознавателем в районном центре?!

– И то правда, а действительно, зачем?

– Дознавателю в районном центре, вероятно, незачем. Но система юридического образования призвана готовить не только дознавателей. Речь идет о подготовке юристов, способных отстаивать интересы нашей страны, отечественного бизнеса, российских спортсменов или предпринимателей.

В этом году линейка международных программ пополнится программой юридического бакалавриата «Международное право и сравнительное правоведение». Программа реализуется совместно с МГИМО и МГЮА под началом Ассоциации юристов России и Швейцарской академии международного права при научной и методической поддержке Института законодательства и сравнительного правоведения.

– Вы упомянули МГИМО и МГЮА. Как выглядит формат этой новой программы?

– Три университета: Высшая школа правоведения РАНХиГС, Международно-правовой факультет МГИМО и МГЮА создали единую программу, по единому учебному плану. Каждый университет самостоятельно принимает студентов, ведет образовательный процесс. Он рассчитан на стандартные для российского бакалавриата 4 года. Для тех студентов, кто обладают соответствующими знаниями языков и, не будем лукавить, финансовыми возможностями предлагается опция: каждый год один из семестров обучение проходит в Женеве, где в кампусе Швейцарской академии международного права студенты всех университетов объединяются и обучаются совместно. Насколько мне известно, в перспективе к этому проекту готовы присоединиться и другие ведущие юридические вузы.

– Какая из программ в этой линейке была первой?

– У истоков стояла программа с Факультетом права и политических наук Университета Ниццы по направлению «Государственное и муниципальное управление». Программа получила объединяющее во всех смыслах название:   российско-французская программа «Политика и право». Она создавалась на базе одноименной российской программы. Пару лет спустя у них появилась третья «сестра» — одноименная российско-испанская программа с Университетом Валенсии).

Российская часть программы реализуется совместно, за исключением языковой подготовки, а также изучения права, основ экономики, государственного устройства, культуры. В ходе обучения в РАНХиГС мы предлагаем студентам языковые программы во Франции и Испании. Например, учебным планом 2 курса для российско-французских программ предусмотрена достаточно длительная (с 15 января по 1 апреля) стажировка во Франции. График обучения некоторые считают напряженным: с 9.00 до 13.00 – занятия французским языком в Alliance Francaise, после часового перерыва – по две пары на русском языке российских преподавателей.

– В чем главная трудность подобных программ?

– Для студента? Обучение – это вообще труд, получение качественного образования – это большой труд, обучение на программах двух дипломов требует серьезного отношения к своему делу. Наряду с управленческими и правовыми дисциплинами, особе внимание уделяется языковой подготовке. Даже углубленного изучения английского языка, которое дается на многих других программах ИСГУ и которого достаточно для обучения на российско-германских, российско-итальянских и российско-нидерландских программах (о них в следующей беседе), на российско-французских и российской-испанских программах недостаточно. По сути, первыми среди языков в ходе обучения становятся французский или испанский языки, соответственно.

При этом у студентов остается достаточно времени и для всего иного, что вкладывается в понятие студенческой жизни. За годы реализации международных программ перечень баек о студенческой жизни пополнился немалыми ярчайшими образцами (возможно, стоит их издать отдельной монографией).

– И деликатный вопрос: гарантируете ли вы как директор Института получение студентами второго диплома?

– Это частый вопрос, у меня есть на него стандартный ответ: я не гарантирую получение и одного диплома. Если вам нужны страховые гарантии, то следует обращаться в страховые компании. Академией наработан огромный опыт международных программ, РАНХиГС — ключевой университет Российско-французского университета и Альянса российских и испанских университетов, сформирована правовая база реализации программ двух дипломов, есть добрые, человеческие отношения между руководством Академии, сотрудниками факультетов и коллегами из зарубежных университетов, решены бытовые и финансовые вопросы. В нашей работе большую поддержку оказывают посольства Франции и Испании, атташе по образованию и науки, специализированные образовательные службы, такие как CampusFrance, Институт Сервантеса и другие. Поверьте, прежде чем направить своих студентов в тот или иной университет, мы и наши коллеги не раз побывали там и осмотрели все своими глазами. Создана полномасштабная инфраструктура осуществления международных программ.

Но для конкретного студента гарантией является лишь его серьезное отношение к делу. Поэтому мы будем искренне рады видеть на программах двойных дипломов наших студентов. «Наших» – это мотивированных, интеллигентных, любознательных. Знания и профессионализм мы будем приобретать вместе в предстоящие годы. А дипломы, в том числе и иностранных университетов, мы вручаем студентам ежегодно. Это приятно и стоит затраченных усилий.

Источник: © РАНХиГС

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться