Профессор ИГСУ Александр Кочегура избран вице-президентом Азиатской Ассоциации экспертов государственного управления

Октябрь 21, 2020

 
 

Профессор кафедры государственного и муниципального управления ИГСУ, доктор философии (PhD) Александр Кочегура избран вице-президентом Азиатской Ассоциации экспертов государственного управления (ААРА).

В интервью корреспонденту сайта он рассказал о том, что из себя представляет ААРА, каковы основные приоритеты ее деятельности, существует ли «азиатская модель» государственного управления и насколько реальны перспективы расширения сотрудничества Ассоциации с РАНХиГС.

– Александр Петрович, на заседании правления AAPA, проходившем в конце сентября этого года во время ежегодной конференции в Шанхае, Вы избраны вице-президентом этой Ассоциации. Расскажите, что из себя представляет ААРА, какие решает задачи, и в чем заключаются особенности ее функционирования.

– Азиатская Ассоциации экспертов государственного управления была юридически оформлена и зарегистрирована в 2010 году, хотя историю ее возникновения можно проследить до 2001 года, когда состоялась первая региональная конференция экспертов, составивших впоследствии костяк Ассоциации. Вместе с ASPA (CША) и EGPA (Европа) Ассоциация входит в тройку наиболее известных и авторитетных международных объединений специалистов в области государственного управления. Членство в Ассоциации индивидуальное. В ней представлены эксперты из практически всех стран региона, включая Китай, Японию, Индию, Южную Корею, Сингапур, Вьетнам, Индонезию и др. Об авторитете Ассоциации говорит, например, тот факт, что в 2018 году ей был присвоен статус консультативной организации при Экономическом и Социальном Совете ООН.

Основная миссия Ассоциации – предоставление платформы для обмена опытом модернизации и реформирования систем государственного управления и ознакомления с результатами научных исследований в этой области. С этой целью под эгидой Ассоциации проводятся международные конференции, круглые столы и семинары, мастер классы и выступления экспертов и ученых с мировым именем, краткосрочное обучение по актуальным вопросам совершенствования управленческой деятельности.

– Как давно Вы сотрудничаете с ААРА, и в чем, на Ваш взгляд, могут состоять выгоды членства в Ассоциации?     

Я являюсь членом AAPA с 2011 года. В регионе накоплен уникальный опыт как успешного, так и неудачного решения проблем государственного строительства и реформирования систем государственного управления. Это, с учетом разнообразия представленных в регионе стран с весьма разным уровнем экономического и социального развития, дает возможность оценить действенность и эффективность тех или иных подходов в реализации программ административных реформ и избежать опасности в очередной раз «наступить на грабли». В ряде стран, например, в Японии, Китае, Южной Корее, Сингапуре на национальном, региональном и местных уровнях управления сегодня активно внедряются современные информационные и цифровые технологии управления. Для исследователей проблематики государственного управления, особенно молодых, членство в Ассоциации позволяет расширить «географию» публикационной активности и апробировать результаты своих исследований.

– Можно ли говорить сегодня о существовании «азиатской модели» государственного управления?

Думаю, формирование той или иной модели государственного управления зависит, в первую очередь, от особенностей государственного устройства, политического режима, истории, культуры и традиций, а также менталитета населения. Учитывая огромное разнообразие стран, представленных в регионе, вряд ли можно говорить о какой-то доминирующей модели государственного управления. В то же время хотел бы отметить, что процесс формирования современных элементов бюрократической организации управленческой деятельности имеет в Азии гораздо более длинную историю в сравнении с другими регионами мира. Достаточно вспомнить, что конкурсный отбор для зачисления в помощники императора, выполнявших административные функции, стал впервые практиковаться в Китае еще во времена династии Хань примерно за 200 лет до нашей эры.

– Какие, на Ваш взгляд, существуют перспективы сотрудничества РАНХиГС и ААРА?

Такие перспективы, безусловно, есть. В 2015 году был подписан Меморандум о сотрудничестве между РАНХиГС и ААРА, который предполагает, в частности, реализацию совместных научно-исследовательских проектов, подготовку совместных публикаций, проведение совместных семинаров и конференций, обмен учеными и экспертами. В рамках этого сотрудничества Академия, например, принимала в 2017 году делегацию госслужащих и преподавателей из Таиланда, которых интересовал, в частности, российский опыт подготовки руководящих кадров для государственного аппарата. Тайские представители впоследствии очень тепло отзывались о приеме, оказанном им в РАНХиГС. Понятно, что нынешняя ситуация с Covid-19 не способствует активизации совместных мероприятий. По мере снижения остроты эпидемиологической ситуации реализация тех или иных форм сотрудничества, закрепленных в Меморандуме, вполне реальна и определяется готовностью и заинтересованностью каждой из сторон. Например, как представляется, РАНХиГС мог бы рассмотреть возможность выступить организатором проведения ежегодной конференции ААРА в Москве, которая в зависимости от ситуации могла бы пройти в очном, онлайн или гибридном режиме.

– Александр Петрович, большое спасибо за интервью.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться