Наталья Синдеева: «СМИ не может поддерживать конкретного человека, оно должно быть беспристрастным»
Четвертый день «Медианелели ИГСУ» завершился выступлением генерального директора медиахолдинга «Дождь» Натальи Синдеевой.
Она рассказала о сложном пути создания телеканала «Дождь», о его работе, стратегии и основных принципах.
Мастер-класс начался с обсуждения волнующей темы «Каким источникам можно доверять». На примере телеканала «Дождь» и публикации в Russia Tuday Наталья рассказала о том, как строится природа фейк-ньюс. Синдеева сделала особый акцент на репутации издания, упомянув, что в интернет может попасть как достоверная, так и ложная информация, поэтому, по словам гостьи, «вопрос репутации важнее чем то, где вы это прочитали».
«Главное, что ты не можешь обманывать аудиторию, подставлять ее. Вопрос доверия – вопрос завтрашнего дня журналиста», – подчеркнула она.
Наталья Синдеева поделилась историей создания телеканала. Рассказ получился коротким, но по-настоящему эмоциональным. Из него мы узнали, что сначала появилось радио, и лишь после его создания встал вопрос о более масштабной идее – собственном телеканале. Изначально «Дождь» планировался как канал про lifestyle, но быстро перерос в общественно-политический. Телеканал стал первым СМИ с собственной страницей в Twitter.
Второй важный тезис, затронутый Натальей Синдеевой – «СМИ не может вставать в позицию поддержки определенных граждан. Она привела в пример протесты на Болотной площади, когда Дождь перестал быть СМИ и стал политической партией.
«Изменилось время. Мы не можем быть беспристрастными. Почему стали популярными блогеры и медийные журналисты? Там есть мнение. Важно придерживаться своего мнения, но не навязывать его», – сказала она.
Спикер отметила, что телеканал пережил много притеснений из-за освещения опасных тем. «″Дождь″ перегнул палку. Мы потеряли 90 процентов рекламодателей, попали в черные списки, начались проверки, – рассказала Наталья. – Нас выгнали с ″Красного октября″, из нашего дома. Но мы выжили».
Третий аспект мастер-класса – на чем держатся СМИ. По словам спикера, главный хлеб журналиста – крупные события. «Все редакции ждут, когда случится, например, война, революция». Благодаря насыщенному 2020 году «Дождь» смог поднять свои рейтинги как раз из-за огромного количества инфоповодов.
В конце мастер-класса студенты задали Наталье вопросы.
– Журналистов постоянно преследуют. Как нам не бояться?
– Надо просто не бояться. Все страхи в нас. Если боитесь, тогда надо уходить на пенсию. Если это важно для тебя – делай и не бойся. Тут надо быть с характером.
– Что для вас свобода слова? И может ли она закончиться?
– Чем бы вы ни занимались, важно оставаться человеком. Каждый имеет право высказаться, но есть ограничения по клевете. Однако у нас в России репрессированная машина государства, хочет задушить любое проявление свободы мысли. Невозможно комментировать, это нездоровая ситуация.
– Можно ли восстановить репутацию издания?
– Ошибки случаются. Иногда их не прощают, потому что ты задаешь высокую плану. Нас уничтожали за какие-то ошибки. Но мы просто продолжали работать. Репутация сама восстановится.
Вопросов было много, но футболку за самый лучший из них получил студент, задавший самый сложный: о свободе слова в журналистике.
Авторы: Елизавета Журавлева, Арина Бобер,
2 курс бакалавриата, программа «Политическая журналистика