Интервью Булата Назмутдинова – директора образовательной программы бакалавриата «Юриспруденция – Legal Liberal Arts»

Май 13, 2021


«Юриспруденция – Legal Liberal Arts» – бакалавриат нового уровня, программа подготовки квалифицированных юристов с панорамным видением современного мира.

Директор образовательной программы Булат Назмутдинов рассказал о новой программе и ответил на поставленные вопросы.

– Как бы Вы представили Вашу программу? Каковы принципы обучения?

«Юриспруденция – ″Legal Liberal Arts″» – очень насыщенная образовательная программа, сочетающая в себе элементы профильного (юридического) и свободного бакалавриата (Liberal Arts). Наряду с базой мы предлагаем большое количество дисциплин по выбору, в том числе неюридических, плюс дисциплины по навыкам. Я признаю, что программа по своему содержанию очень непростая для освоения, но современные студенты – люди очень талантливые и трудолюбивые. И мы с коллегами верим, что совместными усилиями может получиться что-то новое и интересное в сфере не только юридического образования, но и юридической профессии в целом.

Ключевые принципы обучения – акцент на связи теории и практики, активное взаимодействие со студентами: перевернутые лекции (в рамках небольшого потока это продуктивно), приоритет количества семинарских часов над лекционными, работа с преподавателями-наставниками, которые помогут с развитием навыков самостоятельной работы, поиском источников, формулированием тем письменных работ, а также выборов основной и дополнительной специализаций. Мы хотим дать хорошую теорию и сделать так, чтобы она не осталась только абстракцией. Для этого будут практические занятия по ключевым предметам и отдельные практикумы по юридическому письму и другие занятия по основным навыкам юриста.

– Где будут работать выпускники Вашей программы? Кто такие бакалавры LLA?

Я думаю тем, кому интересна юриспруденция в широком контексте современного мира, программа LLA может дать очень многое. Это бакалаврская программа, в которую уже вложено очень много сил и ресурсов. Мы видим выпускников нашей программе в трех областях: публичном секторе – юристы «публичного права» и академического сообщества, корпоративном секторе (в организациях и консалтинге) и международной, многоязычной среде. Соответственно этим направлениям выстраиваются образовательные профили на 2–4 курсах. При этом благодаря дополнительным образовательным траекториям возможное первичное освоение не только юридической, но и иной профессии (в сфере журналистики или международных отношений). Что касается ценностей наших выпускников, то я считаю, что мы постараемся развить не только интерес к профессии, но и представление об этической ответственности за свои поступки. Программа LLA предполагает создание нескольких небольших и, мы надеемся, дружных учебных групп, в рамках которого и будет происходить обучение.

– Что такое майноры?

Майнор – это дополнительная образовательная траектория. Само понятие появилось за рубежом, в России это понятие активно используется в Высшей школе экономике: майнор там занимает 1/12 часть объема четырехлетнего бакалавриата. В случае же LLA это около 1/6 учебного плана, майнор реализуется только на этой программе, а не вместе с другими студентами Академии. Реализовать эти траектории будут иные структурные подразделения РАНХиГС. Отдельные дисциплины будут преподавать специально приглашенные преподаватели. Роль майнора двоякая: либо это непрофильная отдушина, физик слушает лириков, а юрист изучает компьютерные науки, либо дополнение главной специализации (к примеру, глобальная юриспруденция + международные отношения).

– Насколько важно современному студенту, учащемуся на юридическом факультете, принимать участие во внеучебных активностях? В чем выражается эта необходимость?

Я считаю, что внеучебная активность очень важна для студентов. Это и творчество, и опыт организаторской работы, и спорт, безусловно. Творчество – это дыхание, без него основная работа или учеба полностью поглощает, не дает оглянуться по сторонам. Опыт организационной работы — очень важная история, она дает понимает ответственности за себя и других. Ты понимаешь, что нельзя просто сказать: я не могу это организовать по таким-то, таким-то причинам, не получается, не успеваю. Приходится искать варианты решения, договариваться с людьми, находить общий язык. Спорт важен для тела и тренировки духа: приходится держать удар, через боль преодолевать свою слабость.

Внеучебная деятельность часто формирует то, что обычно называют soft skills. В моем случае все эти навыки формировались в университете: через опыт организаций публичных дебатов, киноклуба, участия в ЧГК, различных турнирах и многом другом.

– Что сподвигло лично Вас создать эту программу?

Программ формировалась постепенно. Мы с Олегом Зайцевым и другими коллегами участвовали в дискуссиях, организованных Анной Сорокиной в комиссии по юридическому образованию в рамках Ассоциации юристов России. Там как раз обсуждались гибкие и жесткие модели высшего образования, докладчики рассказывали об образовательных моделях в различных странах, сравнивали эти системы, выявляли проблемы современного юридического образования. А уже в 2020-2021 учебном году программа обрела свои берега. Ее идея созвучна тому, что я и коллеги предлагали в последние годы: в частности, мы хотели создать академический трек, посвященный научным исследованиям в праве. Получился замечательный симбиоз, и я очень надеюсь, что многое у нас получится.

– Важна ли индивидуализация образования при усвоении юриспруденции, ведь было бы логичнее создать единые условия, которые удовлетворяли современным требованиям правовой сферы?

Юридическое образование, наряду с медицинским, традиционно содержит в себе жесткое ядро, которое сложно изменить, при этом другие социогуманитарные направления более гибки. Но даже в юридическом образовании важна индивидуализация: число обязательных юридических дисциплин, на мой взгляд, нужно уменьшить. Четырехлетний бакалавриат не позволяет их изучать в нужном объеме, важно расширять выборность. В рамках нашей программы мы дополняем это жесткое ядро тремя профилями, выбрав который студент задает себе образовательную траекторию на старших курсах. Еще один выбор – это майнор. Он может либо дополнять профиль, либо давать дополнительную специализацию, жестко не связанную с юридическим профилем. В целом я за выборность и индивидуализацию: чем старше студент, тем больше должна быть выборность.

– Насколько важен выбор между коммерческой выгодой и призванием в профессии юриста?

Я считаю, что у юриста, как и любого человека, должны быть основные принципы, преодолеть которые он не должен ни при какой коммерческой выгоде. Марксистская фраза про возрастание аморальности поступка при повышении доли прибыльности хорошо известна, но у человека всегда есть выбор, каким бы тяжелым он ни был. Как писал Гегель, принудить можно только того, кто хочет, чтобы его принудили. Точнее: если человек допускает это принуждение. В случае с юристом все еще сложнее: юрист часто представляет интересы своего доверителя, действует в пользу другого лица, часто не всегда честного. Это еще более затрудняет моральный выбор. Но если отвечать на вопрос прямо: призвание важнее. Если не получается совершать подвиги (для этого нужна решимость и физическое здоровье), то нужно хотя бы не совершать бесчестных поступков.

– В чем состоит преимущество Вашей программы по сравнению со традиционными программами юридических факультетов?

Преимущества программы в новом подходе к образованию. Это очень насыщенная, необычная по структуре программа, на которой сложно, но очень интересно учиться. Мы ждем амбициозных, сильных, разносторонне образованных студентов, которые будут работать с дружной командой преподавателей, заинтересованных в своей работе. Индивидуальный подход к обучению, сочетание теории и практики, внимание к современным процессам – именно это мы постараемся представить в рамках программы Legal Liberal Arts.

Автор вопросов: Тимур Георгиев

Нравится
Поделиться