ИГСУ РАНХиГС и Институт социологии РАН обсудили социологическое обеспечение государственного стратегического управления на Экспертном совете Госдумы

Июнь 8, 2021

Факультет государственного и муниципального управления ИГСУ РАНХиГС вместе с Институтом социологии РАН вводят в общественно-политическую повестку дня вопрос о социологическом обосновании крупномасштабных преобразований и административных реформ в России.


На площадке Института социологии ФНИСЦ РАН состоялось выездное заседание Экспертного совета по вопросам развития региональной и муниципальной науки комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке на тему: «Социологическое обеспечение стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований».

В мероприятии участвовали академик РАН, директор ИС ФНИСЦ РАН Михаил Горшков, академик РАН, директор Центрального экономико-математического института РАН Валерий Макаров, член-корреспондент РАН, заместитель президента РАН Виктор Иванов и другие известные российские ученые, занимающиеся развитием региональной и муниципальной науки. Вел заседание депутат Государственной Думы VII созыва Сергей Боженов.

Заседание стало важным этапом в развитии темы включенности социологии в систему подготовки и принятия политико-управленческих решений в сфере долгосрочного развития общества. Эта тема стала центральной на круглом столе «Метапроект реформирования системы государственного стратегического управления в России: состояние исследований и методологические подходы», состоявшемся 17 мая в рамках Международной конференц-сессии ИГСУ РАНХиГС (руководитель метапроекта – доктор социологических наук, директор программы факультета «Государственное и муниципальное управление» ИГСУ РАНХиГС Владимир Корнилович).

В ходе дискуссии академик Михаил Горшков констатировал становление сложности российского общества: в его структуре мы имеем не два класса и одну прослойку, как это было раньше, а порядка 15 новых социальных целостностей. Управление сложным обществом предполагает наличие нового знания и объяснения социальной действительности. Потребуется разработка аналитико-диагностических моделей, которые позволят органам власти получать информацию, необходимую для принятия решений. Нетривиальный вопрос: как эти модели могут быть развернуты на региональном и муниципальном уровнях управления? Важен и вопрос об экспериментальной базе для пилотирования новых научных разработок и внедрения их в практику управления. Существенным фактором также является готовность самих государственных и муниципальных служащих к выполнению такого рода задач.

Доктор социологических наук, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии ИС ФНИСЦ РАН Валерий Маркин представил в своем докладе карту распределения по регионам России более 500 социологических центров – как государственных, так и частных, указав на необходимость координации совместной деятельности, повышения уровня и качества региональных исследований, проводимых в интересах государства. Наука встраивается в систему подготовки и принятия судьбоносных для страны решений. В связи с этим возникает практический вопрос: каким образом должно быть организовано взаимодействие социологической науки и органов власти?

Александр Гладышев, доктор юридических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, экс-глава Одинцовского района поделился опытом взаимодействия социологической науки и практики на примере разработки первой в России концепции экополиса, а также решения множества сложных практических задач развития района.

В выступлении кандидата социологических наук, доцента, ведущего научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН Константина Харченко был представлен социопространственный подход к развитию регионов и муниципальных образований, который призван устранить существующие противоречия между стратегическим планированием социально-экономического и пространственного развития территории.

Доктор социологических наук, профессор, президент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления Владимир Патрушев обратил внимание присутствующих на формирование социологической культуры государственных и муниципальных служащих. Им необходимо иметь навыки чтения, понимания и использования социологической информации для обоснования управленческих решений в сфере долгосрочного развития города, региона и страны в целом.

Отстранённость населения от реализации стратегий и национальных проектов проистекает, по мнению Владимира Патрушева, из-за отсутствия у населения мотивации, а соответственно, и направленных действий. Нужно восполнить этот нематериальный ресурс, способный стать мощным источником общественной энергии, направленной на достижение планируемых результатов развития общества. Социологическая наука становится здесь одним из основных инструментов согласования приоритетов государства и интересов общества.

Участники отметили, что в соответствии с поправками к Конституции России начата подготовка проектов изменений для внесения в правовые акты, регулирующие вопросы местного самоуправления. Преобладающие позиции здесь занимают юридические конструкции, однако их имплементация в практику управления требует предварительных исследований.

В ходе обсуждения академик Валерий Макаров указал на создание в России новой инфраструктуры управления – Центров управления регионом (ЦУР), и предложил начать целенаправленную подготовку социологов для обеспечения данной структуры.

К созданию специализированной магистерской программы «Государственное стратегическое управление» уже приступил факультет ГМУ Института государственной службы и управления РАНХиГС (декан факультета – Е.В. Бешкинская) в рамках Соглашения о сотрудничестве Института социологии ФНИСЦ РАН и РАНХиГС. Выпускники будут получать два диплома по направлениям: «Государственное и муниципальное управление» и «Социология».

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться