ИГСУ РАНХиГС принял участие в заседании Общественного совета при Росстате

Июнь 10, 2021

8 июня состоялось заседание Общественного совета при Росстате, посвященное вопросам развития статистического образования. Представители ведущих вузов, компаний-работодателей и экспертного сообщества обсудили цели и задачи подготовки статистиков, принципы разработки образовательных программ, обновление профессионального образовательного стандарта.


В мероприятии принял участие и.о. директора ИГСУ РАНХиГС Р.Н. Корчагин, рассказавший о создании базовой кафедры Федеральной службы государственной статистики в институте и перспективах научно-образовательного сотрудничества Росстата и Академии.

Подготовка кадров является важнейшей задачей по мнению всех выступавших. В настоящее время более ста тысяч человек в России работают с данными и связаны со статистикой. По оценке ряда ведущих международных аналитических компаний, data science сегодня возглавляет рейтинг востребованности профессий – в таких специальностях нуждаются органы власти, бизнес, банки, СМИ.

По словам руководителя Федеральной службы государственной статистики Павла Малкова, приоритетной для Росстата сегодня является работа с высшими учебными заведениями. Приказом Министерства науки и высшего образования РФ была утверждена новая специальность: «Математические, статистические и инструментальные методы в экономике». При этом требования к качественной подготовке специалистов стремительно растут: «На данный момент есть запросы на статистиков нового типа: помимо навыков работы с большими массивами данных, важна способность творчески решать проблемы и даже умение управлять своими эмоциями».

«Запрос на возрождение статистического образования очевиден, – также считает председатель Общественного совета при Росстате Андрей Клепач. – Генерация данных идет с огромной скоростью, а вот в подготовке специалистов, которые могут расшифровать цифры, проследить взаимосвязи и дать определенную картину, до сих пор наблюдался определенный кризис. Но есть спрос со стороны государства, бизнеса и общества, а также идеи со стороны вузов».

Председатель Российской ассоциации статистиков Алексей Пономаренко считает, что сейчас «мяч» на стороне Росстата, который должен сформулировать требования к специалистам по работе с данными и на этой основе сформировать эффективную программу подготовки кадров: «Выращивать универсальных статистиков невозможно, потому что специфика подготовки на каждом из этапов очень велика. В этом деле необходимы как люди с высокой подготовкой, так и исполнители, которые выполняют технические функции, занимаются сбором данных. Тем не менее, эффективная система повышения квалификации важна для всех».

Статистическое образование является практико-ориентированным, хотя, по мнению Алексея Пономаренко, фундаментальная подготовка также важна для специалистов. При этом образовательные учреждения должны обязательно поддерживать контакт с потенциальными работодателями.

В свою очередь, и.о директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин обратил внимание участников заседания на то, что подготовка статистиков для органов власти и муниципального управления имеет свои особенности. Необходимо понимать принципы рискоориентированного подхода для осуществления контроля или надзора, проводить оценку воздействия при принятии управленческих решений.

Информируя коллег о создании в составе ИГСУ РАНХиНС базовой кафедры статистики и математических методов в государственном управлении, Руслан Корчагин отметил, что Президентская академия обладает значительным потенциалом развития статистического знания: «В сотрудничество с Росстатом уже вовлечены четыре ключевых института Академии – ИОН, ИПЭИ, ИЭМИТ, ИГСУ. Мы рассчитываем, что деятельность базовой кафедры подключит к этой работе все заинтересованные научно-образовательные подразделения, включая учебно-методические советы Академии, институты, факультеты и филиалы».

В завершение выступления Руслан Корчагин поблагодарил руководство Федеральной службы государственной статистики за участие в мероприятиях Президентской академии, и в частности, за экспертную встречу по программе DPA ИГСУ РАНХиГС, которую провел заместитель руководителя Росстата С.М. Окладников. А также пригласил всех заинтересованных лиц принять участие в экспертно-методическом семинаре, на котором будут рассмотрены вопросы статистики в креативных индустриях («Формирование приоритетов, границ понятий и статистический учет креативных индустрий в России: актуальные проблемы и возможные решения»).  Мероприятие организуется кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева и Центром креативных индустрий ИОН РАНХиГС и запланировано на 23 июня.

На заседании прозвучало и мнение потенциальных работодателей. Исполнительный директор по исследованию данных SberAI Михаил Степнов полагает, что самое главное, что дает образование, – это возможность научиться решать разноплановые задачи и не пасовать перед самыми сложными из них: «Все, что мы заложим в обучающие программы сегодня, через 20–30 лет будет устаревшим. Это нужно осознавать. Для меня статистик 2.0 – это такой data scientist, который не только может объяснить данные, с которыми работает, но и не забывает фундаментальные основы, одновременно демонстрируя готовность к постоянному развитию».

Директор по развитию отношений с органами государственной власти X5 Group Станислав Богданов отметил, что для его компании в первую очередь важно, чтобы сотрудник умел обрабатывать большие объемы информации, формировать отчеты, визуализировать данные. Однако в обязательные компетенции аналитика также входит умение находить и предлагать новые решения, искать пути оптимизации существующих процессов, предлагать свое бизнес-видение. Станислав Богданов согласен с мнением, что значимость непрерывного развития статистиков будет только расти.

Руководитель Росстата Павел Малков также сообщил, что в ближайшее время специалистов по направлению «статистика» начнут готовить в 16 российских вузах, благодаря чему более половины новых сотрудников Росстата будут иметь базовое статистическое образование. А к 2024 году Росстат и территориальные органы статистики должны реализовывать программы сотрудничества с более чем 50 региональными и федеральными вузами страны.

Для реализации этих задач Росстат готов начать выпуск учебных пособий по различным направлениям статистики: теории статистики, макроэкономической, социальной и демографической статистике, по статистике предприятий и ряду других направлений. Еще одним элементом взаимодействия с вузовским и экспертным сообществом станет участие ведущих специалистов Росстата в чтении лекций и семинаров, кураторство курсовых и дипломных работ студентов, стажировки и студенческая практика в Росстате и территориальных органах статистики.

Нравится
Поделиться